Татьяна Козырева
Дыхание как важная составляющая речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание, как важная составляющая речи.
Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняются многими причинами (слабость мышц артикуляционного аппарата, избирательные нарушения фонематических процессов, неблагоприятное речевое окружение и т. д., среди которых выделяется недоразвитие речевого (фонационного) дыхания.
Темочки:
Источником образования звуков речи служит воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Неправильное речевое дыхание приводит :
- к нарушению плавности речи;
- позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука Р нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
- ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
- в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
- неправильному использованию интонационных средств выразительности;
- нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Речевое дыхание может быть затруднено в следствии хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикании, ринолалии («заячья губа», «волчья пасть», дизартрии (нарушение речи, связанное с нарушением нервных процессов).
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Работа над речевым дыханием начинается с развития физиологического дыхания. Основное назначение физиологического дыхания – поддержание жизни в организме путем газообмена. Наиболее правильным является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Одно из упражнений для развития диафрагмального дыхания ребенка : исходное положение лежа на спине, на живот можно положить небольшую игрушку (для контроля дыхания). На вдохе надуть живот, на выдохе плавно втянуть. Повторить 7-10 раз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Для развития речевого дыхания в домашних условиях можно использовать различные игры, но необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже некоторые игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Вертушка
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Катись, карандаш!
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно играть, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Бульки
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.