Обухов Сергей Александрович
Двигательный режим — как средство удовлетворения естественной потребности в движении учащихся с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Самочувствие – это живой барометр состояния организма. Регулярные занятия подвижными играми на уроках адаптивной физической культуры обычно способствуют хорошему настроению, жизнерадостности, бодрости. Известно, что любая мышечная деятельность человека связана с расходом энергии. Однако, в зависимости от характера нагрузки, восстановление энер-гетического потенциала в работающих мышцах осуществляется за счёт раз-ных источников энергии. Известный русский врач и учёный Е. М. Максимо-вич-Амбодик говорил: «Тело без движений подобно стоящей воде, которая плесневеет и гниёт». Единственной мерой предупреждения и ликвидации от-рицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности учащихся, повышение моторной плотности физкультурных заня-тий.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Интенсивная мышечная работа резко активизирует обменные процессы в организме. Систематические мышечные нагрузки приводят к более быст-рому развитию всех физиологических систем и механизмов. Учащиеся с вы-сокой двигательной активностью обладают более высокой физической рабо-тоспособностью, чем ведущие малоподвижный образ жизни. Занятия физи-ческой культурой эффективны лишь тогда, когда во главу угла ставится за-дача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка.
Этого можно добиться только при соблюдении ряда условий:
1) объём движений должен соответствовать биологической потребности ор-ганизма;
2) движения должны быть разнообразными по форме и характеру;
3) физические нагрузки должны дозироваться с учётом морфологических особенностей растущего организма;
4) регулярно должны осуществляться врачебные и врачебно-педагогические наблюдения;
5) занятия физическими упражнениями должны быть эмоционально насы-щенными, чего можно достичь, в первую очередь, применением подвиж-ных игр.
Двигательный режим – как средство удовлетворения естественных по-требностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями, степень удовлетворения которых во многом определяет характер развития организма. Существует оптимум двигательной активности для каж-дого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, а также снижение рабочих и адап-тивных возможностей организма. Двигательный дефицит у учащихся с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может привести даже к более выраженным функциональным и морфологическим изменени-ям.
Недостаток движений в жизни учащихся младшего возраста ведёт к тому, что после 13 лет у них отмечаются заметное ухудшение координации, точности и быстроты движений, уменьшение скорости ответной реакции, по-движности в суставах, гибкости позвоночного столба, снижение жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ) и кистевой динамометрии по сравнению со сверстни-ками, регулярно занимающимися физическими упражнениями. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития высокой работоспособности организма, формирования основных двигательных навыков и качеств, необходимых в дальнейшем для полноценной жизни.
Учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения-ми) любят подвижные игры, в которые можно играть без специальной подго-товки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а пра-вила можно изменять по желанию. Подвижных игр много, они разнообраз-ны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Интерес к игре постоянно поддерживается, и ока-зывается помощь в их организации. Интересен сам процесс действий, посто-янно меняющиеся игровые ситуации. Приходится взаимодействовать со сверстниками, проявлять ловкость и быстроту, самостоятельно находить вы-ход из неожиданных положений, намечать цель. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызывать у ребёнка положительные эмоции, приятное волнение. Широкое использование на занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивает значительный и общеукрепляющий эф-фект.
Подвижная игра станет мощным фактором укрепления здоровья и фи-зического воспитания учащихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) лишь в том случае, если педагог будет сдерживать эмо-ции, управлять групповыми мнениями в ходе игры и после её окончания, учить игроков оценивать свои действия с позиции целесообразности, морали и нравственности. Повышается оздоровительной и тренировочной эффект самого урока. Совершенствуется методика проведения урока адаптивной фи-зической культуры и расширяются формы физического воспитания в режиме дня для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени-ями) в том числе и во внеурочное время. При этом главной задачей является пробуждение в детях желания регулярно заниматься двигательной активно-стью и дать основные знания для самостоятельных занятий. Ведь именно в школе закладывается фундамент осознанного стремления к систематическим занятиям физическими упражнениями и игровой деятельностью.
Двигательный режим способствует здоровью личности учащихся с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и утверждению здорового образа жизни. Основой формирования здорового образа жизни являются мотивационно-ценностные ориентации, в основе которых лежат мотивы, убеждения, интересы, потребности. Своеобразным катализатором, способствующим их возникновению, выступают знания, которые можно приобрести на уроках адаптивной физической культуры. Одним из важных компонентов двигательного режима являются : утренняя гимнастика, направ-ленная на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей; двигатель-ная разминка во время большого перерыва между занятиями, позволяющая активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы; физкультминутка, проводимая в зависимости от вида и содержания за-нятий в момент появления признаков утомляемости учащихся; содержание организованных форм работы по развитию двигательных возможностей учащихся на прогулке; оздоровительные пробежки. Оздоровительное воз-действие двигательного режима на организм учащихся с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями) во многом зависит от квалифи-цированной и умело осуществляемой педагогической деятельности, врачеб-но-педагогического контроля, а также активного проведения санитарно-просветительной работы среди педагогов, учащихся и их родителей.
Методическая литература
1. Хрипкова А. Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников. – М. : Центр инновации в педагогике, 1997.
2. Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. – М. : Знание, 1987.
3. Кузина В. В., Матвеева А. П. Физическая культура. – М. : Фрахт, 1996.
4. Портных Ю. П. Спортивные игры. – М. : ФиС, 1975.
5. М. В. Тарасова. Я иду на урок. Пособие для учителя. – М. : «Первое сентября», 2002.