Светлана Зайцева
Двигательный опыт детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательный опыт – это конкретный случай общего опыта ребёнка. По определению Л. Н. Волошиной, «Двигательный опыт - это знания и объём освоенных ребёнком двигательных действий и способов их выполнения» [1]. Учёные отмечают, чем богаче этот опыт – тем свободнее и безопаснее ребёнок ощущает себя в окружающем мире, тем легче осваивает новые движения и двигательные действия. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо не только помочь ребёнку освоить двигательное действие, но и научить выполнять его разными способами, в различных условиях, при решении разнообразных двигательных задач.
Публикация «Двигательный опыт детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В работах Л. Н. Волошиной и О. Г. Галимской используется ещё один родственный термин – «двигательно-игровой опыт» [1]. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью, а подвижные игры важное средство и метод накопления двигательного опыта, использование данного термина обоснованно и целесообразно.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем полнее и содержательнее его двигательный опыт, крепче здоровье писал в своё время известный хирург-кардиолог Н. М. Амосов: «Чтобы иметь «много здоровья», не болеть, а если болеть, то не тяжело, нужны постоянные упражнения. Наши дети болеют потому, что они мало двигаются. … К счастью, развить и сохранить здоровье ребёнка проще, чем взрослого. В детском организме ещё действуют врождённые программы активности, которые являются необходимым элементом роста» [2].
Ю. Ф. Змановский, тоже врач, доктор медицинских наук, профессор, всю жизнь в профессии посвятивший поиску оптимальной методики воспитания здорового дошкольника, боролся против «сидячего» режима в детском саду, создал программу «Здоровый дошкольник» основанную на активной двигательной деятельности детей, в результате которой формируется их двигательный опыт [3]. Теоретической базой программы стали последние данные исследований по физиологии, психофизиологии и психологии детей дошкольного возраста отечественных и зарубежных учёных и материалы собственных исследований. «В разделе программы оздоровительно-воспитательной работы, относящейся к организации двигательной активности детей, как известно ведущим показателем является преобладание циклических, преимущественно беговых упражнений во всех видах двигательной деятельности детей. Основная форма этой деятельности – подвижные игры достаточной продолжительности и интенсивности. Именно эти упражнения и особенно их комбинации (бег, плавание, велосипед, мини-баскетбол, аэробика, скиппинг и т. д.) обеспечивают эффективное оздоровление и физическое развитие детей» [3, с. 33-37].
У учёного много учеников, продолжающих его дело и развивающих его идеи. Один из них, Ю. Е. Антонов, сейчас возглавляет «Научно-практическую школу оздоровления детей имени профессора Ю. Ф. Змановского», цель которой – «…ввести в деятельность управленцев, педагогов, социологов социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник» [4].
Ещё один ученик Ю. Ф. Змановского - А. П. Щербак, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования в Ярославском государственном педагогическом университете, сопоставляя современные требования ФГОС ДО и рекомендации Ю. Ф. Змановского в области «Физическое развитие» критически отмечает неточности в формулировках, допущенные в стандарте, недостаточное внимание к развитию физических качеств в указанном документе, в то время как Ю. Ф. Змановский особо подчёркивал необходимость совершенствования общей выносливости ребёнка как наиболее ценного оздоровительного физического качества. Автор указывает и на совпадения многих научных идей Ю. Ф. Змановского и требований ФГОС ДО, но при этом пишет: «Очень жаль, что сейчас нет среди нас Ю. Ф. Змановского. Он, надо полагать, в стратегическом плане только поддержал бы ФГОС. Кроме того, для успешного воплощения его в систему дошкольного образования помог бы скорректировать терминологию, употребляемую в Стандарте, с терминологией физиологии, психологии и педиатрии для исправления прежде всего досадных ляпсусов и двоякого толкования одного и того же вопроса» [5, С. 32].
Накопление двигательного опыта в дошкольном возрасте происходит очень быстро. Это объясняется тем, что в данный возрастной период потребность в движениях является возрастной особенностью ребёнка, удовлетворение которой не только укрепляет здоровье, но и способствует познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию. Включение в активную двигательную деятельность происходит «как сквозной механизм развития ребёнка» [6]. С. А. Козлова, констатирует, что активная двигательная деятельность обогащает двигательный опыт, укрепляет организм детей, делает движения более координированными, уверенными и, сравнивая детей раннего возраста и старших дошкольников, отмечает: «Физическое развитие дошкольника по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка» [7, с. 138].
Обращал внимание на взаимосвязь физического и умственного развития ребёнка Ж. Ж. Руссо. Рассуждая о природосообразности воспитания, он писал: «Если хотите развивать ум вашего воспитанника, развивайте его силы, которыми ум должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении» [8, С. 204]. И дальше, рассказывая о воспитании Эмиля, великий французский философ подчёркивает, что счастливым ребёнок может быть только тогда, когда может свободно бегать, прыгать, играть целый день – это его основное занятие, он извлекает пользу из таких игр, они позволяют обнаружиться его способностям и особенностям характера [8]. Термина «двигательный опыт» у Ж. -Ж. Руссо нет, но деятельность, которую он рекомендует, направлена именно на это.
Формированию двигательного опыта дошкольников посвящены многие исследования Л. В. Абдульмановой [9]. Она концентрирует внимание на создании культуросообразного образовательного пространства дошкольного учреждения, обеспечивающего формирование двигательного опыта детей. Созданная Л. В. Абдульмановой программа «Мир движений» определяет цель, задачи и содержание двигательной деятельности старших дошкольников. Автор считает, что двигательный опыт дошкольников будет формироваться эффективно, если у них будет развита потребность в освоении способов накопления двигательного опыта, а близкие люди и педагоги будут приобщать детей к двигательным ценностям, к различным видам двигательной деятельности, в том числе и прыжкам через скакалку. Технология к указанной выше программе называется «Я и моё движение», она задаёт алгоритм, побуждающий ребёнка к накоплению двигательного опыта.
Список литературы:
1. Берестецкая И. Ю., Окунская И. Ю. Роуп-скиппинг на уроках физического воспитания в школе /И. Ю. Берестецкая, И. Ю. Окунская // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины, 2002. - №3. – С. 81-86.
2. Антонов Ю. Е. Воспитатели: сложное возвращение к основам профессионализма /Ю. Е. Антонов// Инструктор по физической культуре,2015. - №8. – С. 22-32.
3. Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Галимская О. Г. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников : позиция педагогов /Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, О. Г. Галимская // Теория и история физической культуры, спорта и туризма, 2020, № 5. – С. 27-31.
4. Новая философская энциклопедия. (Электронный ресурс)
5. Соколова В. В. Методическое пособие по скиппингу. (Электронный ресурс) https://multiurok.ru/files/metodicheskoe-posobie-po-skippingu.html
6. Свиридова Г. Краткосрочная образовательная практика «подружись со скакалкой» (Электронный ресурс) https://infourok.ru/kratkosrochnaya-obrazovatelnaya-praktika-podruzhis-so-skakalkoj-4423641.html
7. Гусева Е. Тематическая неделя «День скакалки» (Электронный ресурс) https://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskaja-nedelja-den-skakalki.html
8. Лукина Г. Г. Оздоровительная направленность двигательной деятельности детей дошкольного возраста / Г. Г. Лукина // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал, 2017. - №7. – С. 41-44.
9. Абдульманова Л. В. Культуросообразное пространство становления двигательного опыта детей /Л. В. Абдульманова / Опыт формирования движений детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. – М. : Ламберт, 2012. – С. 12-19.