Приложение МААМ

Двигательная активность как одно из условий развития здорового ребенка

Мария Орел
Двигательная активность как одно из условий развития здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимость физического воспитания и развития маленьких детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладение движениями – это появление у малыша возможности испытать «мышечную радость». Так, всеми авторами указывается на то, что кинестетические раздражения обычно связаны с положительными эмоциональными реакциями. Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении наряду с другими биологическими потребностями (М. Ю. Кистяковская, М. М. Кольцова и др.).

Публикация «Двигательная активность как одно из условий развития здорового ребенка» размещена в разделах

Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Так, ребенок уже с 1 до 3-х лет, взаимодействуя со взрослыми, становится субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности.

На 1 году жизни ребенка взрослый создает ситуацию, в которой ребенок «Сам!» непреднамеренно производит заданное действие (найти мяч, снять колечко). Взрослый стимулирует самостоятельные действия с предметом, используя «метод случайных действий». В результате у ребенка появляется инициатива, интерес. Целью является предметное действие взрослого, которое попадает в поле зрения ребенка.

На 2 году жизни ребенок переносит усвоенные манипуляции «Сам!» с одной вещи на другую. Проявляет действие активное, самостоятельное, подражательное. Ребенок хорошо подражает действиям взрослого. Целью становится сам процесс действия ребенка, его усилие, настойчивость; затем ребенок начинает обращать внимание на то, что побуждает эти действия, то есть предмет и представление о нем. После этого у ребенка возникает стремление к оцениванию характера процесса деятельности.

На 3-м году жизни у ребенка появляется оценка как важный результат деятельности и самоощущения себя. Целью становится овладение целостной предметной деятельностью. Проявляется это в особом отношении малыша к общепринятому результату, целенаправленности деятельности.

Постепенно в сознании ребенка выделяется представление о результате деятельности и системе действий с учетом результата, возникшее на основе игровых действий.

Игровые действия выстраиваются в цепь последовательных действий (ЦПД, в которой каждое последующее действие возможно только в том случае, если предшествующее было выполнено правильно и в полном объеме, а весь ход взаимосвязанных действий дает некий результат, невозможный после частичного выполнения действий или неверной последовательности их выполнения.

ЦПД включает три компонента умений: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение подбирать нужные действия, умение самостоятельно сличать полученный результат с замыслом (соответствует ли он цели).

Степень произвольного действия у малыша очень ограничена. Ребенок плохо «держит цель», часто отвлекается на более сильный раздражитель. Успешность его действий зависит от привлекательности. Кроме того, малышу с 1 до 3-х лет требуется частая повторяемость действий, их дополнительная коррекция, ежеминутная элементарная поддержка взрослого.

Примерное распределение двигательного режима по программе

при 2-х занятиях в неделю

1. Организованные физкультурные мероприятия Длительность, мин Количество детей

1 г. -

1,6 г. 1,6 г. -

2 г. 2-3 г. 1 г. -

1,6 г. 1,6 г. -

2 г. 2-3 г.

Физкультурные занятия 8-10 10-12 12-15 2-4 5-6 8-10

Утренняя гимнастика 3-4 3-4 4-5 5-6 6-8 8-10

Игры и индивидуальные занятия по развитию движений 10-12 12-15 12-15 2-4 5-6 8-10

Водные процедуры и гимнастика после дневного сна 3-4 3-4 4-5 5-6 5-6 8-10

Вечерняя оздоровительная гимнастика 4-5 4-5 6-8 индивидуально

Всего 28-32 32-35 35-45

Примечание: занятия с детьми от 1 г. до 1,6 г. проводятся во второй период бодрствования, с детьми от 1,6 г. до 3-х лет – в утренний и вечерний периоды бодрствования

2. Самостоятельная двигательная деятельность

Утренний отрезок времени 8-10 10-12 12-15 индивидуально

Перед занятием 4-5 4-5 5-7 индивидуально

На прогулках 60-80 80-90 90-100 индивидуально

После дневного сна 8-10 10-12 12-15 индивидуально

В бытовой деятельности 20-30 30-40 30-40 индивидуально

Всего 100-145 134-159 140-177

Примечание: в целом время двигательной деятельности ребенка от 1 г. до 1,6 г. составляет 2,5-3 часа, с 1,6 г. до 2-х лет – 3-3,5 часа, с 2 до 3-х лет – 3,5-4 часа.

Примерные показатели

анатомо-физиологического развития детей от 1 до 3-х лет

Возраст

Рост (см)

Увеличение роста (см)

Масса (кг)

Прибавка в массе (кг) Окружность грудной клетки (см)

1 год 72-78 20-25 10-11 6,5-7 34-38

2 года 86-88 12-13 12-13 2,5-3 50-51

3 года 94-95 7-9 14-15 2 51,5-52,5

Из таблицы видно, что происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-х летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Исключаются силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и движения, связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, в ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудинобрюшной, а затем и грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физической культуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 1-3-х летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультурных занятий.

Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым или по его показу.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляется в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Освоение движений влияет на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Закрепляется условная связь между названием действия (словом) и движением. Слово должно всегда сопровождаться показом движения, соответствующего этому слову.

Большая речевая активность появляется у детей, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнять нужное движение. Нервно-психическое и физическое развитие ребенка зависит от его возраста и двигательной подготовленности, поэтому, чем раньше начать обучение, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения.

Психомоторное развитие детей в этом возрасте характеризуется высокими показателями внимания и показателями элементарных форм проявления быстроты, однако, взаимосвязь между показателями моторного и психического развития незначительна.

Нарушение физиолого-гигиенических требований к организации воспитания малышей без учета их возрастных особенностей и состояния их здоровья повлечет за собой обострение хронических заболеваний и частые ОРВИ, еще более резкое падение здоровья.

Сказанное подтверждает, насколько важно соблюдение гигиенических и психолого-педагогических рекомендаций при организации физического и валеологического воспитания в образовательном учреждении и семье.

В связи с этим, необходимо рассмотреть формы и виды физкультурно-оздоровительной деятельности детей раннего возраста.

1. Двигательный режим.

Двигательный режим ребенка в детском саду и семье состоит из ряда организованных взрослым форм работы и самостоятельной деятельности ребенка. Он основывается на удовлетворении биологической потребности ребенка в движении, которая составляет для детей с 1 года до 1 года 6 мес. – 3-4 тысячи шагов; с 1 года 6 мес. до 2 лет – 4-5 тысяч шагов; с 2 до 3 лет – 5-6 тысяч шагов за 10 часов. Оптимальный двигательный режим для детей с 1 до 3 лет включает утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, игры и индивидуальные занятия по развитию движений на прогулках, самостоятельную двигательную деятельность.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

суммарное число движений (локомаций) человека за определенний отрезок времени (час, сутки). Обычно нормируется суточное число движений (шагов).

Д. а. регулируется организмом, является биологической потребностью (кинезофилия) и зависит от пола и возраста человека.

Лит. : А. Г. Сухарев. Гигиена физического воспитания // Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г. Н. Сердюковской и проф. А. Г. Сухарева. – М., 1986.

Л. А. Леонова

Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Малозёмова, И. И. М19 Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и. ], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Двигательная активность детей во время прогулки.Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры:  Развивать глазомер,  меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышейДвигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.

Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке»Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для родителей «Двигательная активность детей»Консультация для родителей «Двигательная активность детей» «Активность ребёнка – залог его здоровья» От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Двигательная активность как одно из условий развития здорового ребенка
Опубликовано: 19 мая 2021 в 14:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Двигательная активность как одно из условий развития здорового ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Мария Орел (УИ 930250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД