елена стряпкова
Двигательная активность детей в режиме дня как профилактика переутомления
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
«Двигательная активность детей в режиме дня как профилактики переутомления»
План:
1. Что такое переутомление?
2. Признаки переутомления.
3. От чего может наступить переутомление?
4. Профилактика переутомления.
5. Советы психолога.
Публикация «Двигательная активность детей в режиме дня как профилактика переутомления» размещена в разделах
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный. Здоровье ребенка напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья ребенка во многом зависит успешность любой его деятельности.
Одним из принципов здоровьесберегающей педагогики является приоритет действенной заботы о здоровье детей, и он предполагает, что все, происходящее в детском саду должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей. В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения и воспитания.
Усталость – коварная барышня. Может зайти в гости, когда ее совсем не ждут. Но и неоткуда она не возникает.
1. Что такое переутомление?
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Переутомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Субъективно преутомление может ощущаться как усталость.
переутомление – это состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью и прекращающееся после отдыха.
Переутомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить. Длительное утомление может привести к переутомлению, которое опасно для здоровья человека.
Виды утомления.
Нервное переутомление. Длительное нервное напряжение будет вызывать у человека усталость и разбитость.
Эмоциональное переутомление. В этом состоянии происходит эмоциональное истощение, отсутствуют силы на то, чтобы проявлять какие-либо чувства. Человек не может испытывать ни радости, ни огорчения.
Умственное переутомление. В этом случае трудоспособность снижается по причине нарушения работы процессов, связанных с центральной нервной регуляцией. Человеку становится трудно думать, запоминать, сконцентрировать свое внимание на чем-то, падает продуктивность интеллектуального труда.
Физическое переутомление. Оно отличается тем, что развиваются нарушения функции мышц, снижается сила, точность, согласованность и ритмичность движений. Обычно физическое утомление развивается постепенно.
Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, что отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
Переутомление проявляется в ряде признаков: в ослаблении психических функций (мышления, восприятия, памяти, внимания и пр., в головных болях, нарушении нормального сна и бессоннице, ухудшении аппетита, апатии и пр.
Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематическом повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление – это уже пограничное состояние с заболеванием.
2. Признаки переутомления.
Признаки переутомления, усталости:
• неудержимые всплески эмоций (крик, прыжки, беспричинный плач, капризы)
• малыш начинает тереть глаза, зевать;
• повышенная отвлекаемость;
• частая смена позы;
• непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);
• неприятная мимика (кривляние, тики);
• нарушается координация движений, особенно рук;
• замедляются движения, появляется вялость;
• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;
• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
Признаки переутомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких - либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.
3. Причины переутомления.
Причины переутомления :
- однообразие деятельности,
- неправильно подобранный материал,
- излишняя статичность детей,
- излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
- большое количество детей в группе (шум,
- незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
- неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.
4. Профилактика.
Предупредить появления утомления и переутомления ребенка поможет выполнение этих рекомендаций:
• соблюдение режима дня. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться в младшей группе — по 10-15 мин, в средней — по 20 мин, в старшей — по 20-25 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
• соблюдение режима сна. В режиме дня предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон.
• соблюдение режима питания. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов.
• ежедневные прогулки на свежем воздухе. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. В дошкольном возрасте в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч, летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе.
• проветривание помещения, в котором пребывает ребенок в течение дня.
• чередование умственных и физических видов деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
• дозирование доступа ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми. Доказано, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.
К мерам профилактики переутомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, занятия по физической культуре, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность, использование в образовательном процессе игр и упражнений, методик, приемов ликвидации неблагоприятных эмоциональных состояний и их последствий.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• минутка релаксации,
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта