Вера Сигаева
Духовно-нравственное воспитание как основа формирования российского патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Сигаева В. А. ,
«Детский сад общеразвивающего
вида № 5 «Березка»
г. Губкин
Белгородская область
Духовно-нравственное воспитание как основа формирования российского патриотизма
С течением времени жизнь российского человека становится все качественней и насыщенней. Отголоски прошлых проблем уже не тревожат население. Качество жизни, в общем, заработная плата, система образования здравоохранения в частности становятся все лучше и надежнее. Казалось бы, что еще нужно для того, что бы человек был счастливым, живя в своем родном государстве.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа формирования российского патриотизма» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Однако развивающееся общество преподносит все новые проблемы. Качество жизни в физическом плане становится лучше, в тоже время, мораль и нравственность потеряли свое первобытное значение. Несмотря на то, что у человека, который стремится к лучшей жизни, есть все условия для превращения своей мечты в реальность, большинство людей продолжает считать, что государство не предоставляет ему должных условий для этого.
Увы, многие думают, что «за бугром» гораздо лучше, и если бы они жили не в родной стране, были бы успешнее и счастливее. «Хорошо там, где нас нет» гласит народная мудрость. Но, одно дело, когда эта фраза употребляется изредка, и совсем другое, когда это – девиз современного российского гражданина.
С чем связано падение патриотических чувств, уважения, любви к своей Родине? Увы, однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, раз существует подобная проблема, нужно искать пути ее решения.
Этим и занимаются педагоги, работники министерства образования и другие специалисты, имеющие хотя бы косвенное отношение к этой проблеме. Современные подходы к образованию и воспитанию подразумевают духовно-нравственное воспитание детей еще с дошкольного образования. Духовность и нравственность же, в свою очередь сделают российское общество еще лучше, справедливее, и, позвольте сказать, прекраснее.
Современные педагоги и воспитатели используют самые разнообразные методы и средства для того, что бы с малых лет у детей сформировались правильные понятия о добре и зле, плохом и хорошем поведении. Ребят учат не только решать учебные и игровые проблемы и задачи сообща, мы учим их помогать и сочувствовать, сопереживать неудачам и радоваться успехам друг друга.
В чем цель такого подхода к воспитанию? Чем это поможет нам, воспитателям, привить детям чувство патриотизма, любви к своей стране с ранних лет? Ответ на этот вопрос прост: «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях». [Данилюк А. Я., 2009]
Посредством передачи детям национальных духовных ценностей и основ морали, воспитатели развивают у них чувство любви к своей стране. Причем не просто любви, а непоколебимой любви, любви, которую не смогут «сломить преимущества жизни за рубежом». Ребята должны полюбить Родину не за ее богатства, скажем нефть или газ. Родину любят за то, что она Родина, тут семья, Родина и есть семья, а живя с семьей, всегда чувствуешь себя счастливым и довольным тем, что имеешь.
Развитию чувства патриотизма способствует непосредственное изучение детьми истории, обычаев и традиций родного края. Ведь одно дело смотреть на исторические места на картинках, но совсем другое – побывать там, увидеть все своими глазами.
Что же касается «истории», конечно, дошколятам рано изучать ее в прямом понимании слова «изучать». Дети просто играют в традиционные игры, поют русские народные песни, ведут беседы о значении слов «родина» и «патриотизм».
Но, мало использовать только словесные и игровые методы формирования духовно-нравственного воспитания для формирования чувства патриотизма среди дошкольников, они сами должны быть заинтересованы в истории, обычаях и обрядах своей страны. Для этого в нашем саду есть патриотический уголок, к которому каждый ребенок имеет свободный доступ (под руководством воспитателя).
Основы духовно-нравственного воспитания, грамотно заложенные у детей с младшего возраста – необходимый гарант того, что ребенок вырастет полноценной, ответственной, компетентной личностью, которая способна переживать и сочувствовать, которая понимает, что качество жизни всего народа зависит от каждого гражданина, что мощь государства зависит от нашего патриотизма, испытываемого каждым его жителем.
Для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны, необходимо прививать и развивать в детях чувство гордости принадлежностью к своей стране и воспитывать уважение к своему народу, к своей культуре, к национальным традициям.
Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны. Патриотизм составляет основу социальной стабильности и прогрессивного развития нашей Родины в будущем.
Список литературы
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников – Москва : издательство «Просвещение», 2009 – С. 18-19.
2. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. //Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405–412.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» : Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года, № 795//Собрание Законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). — https://archives.ru/programs/patriot_2015.html — цит. по Буйловой Л. Н., 2012.
4. Шемягина О. Н. Роль народного искусства в процессе патриотического воспитания. — С. 333–336.