Татьяна Котенёва
«Я вернусь, чтобы спасти вас». Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте приобщение к русским традициям идёт, в основном, через духовно – нравственное воспитание малышей, усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей страны, лучшими образцами отечественного искусства и осознание ими духовно – нравственного потенциала.
Публикация «„Я вернусь, чтобы спасти вас“, Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Первое, с чего нужно начать – это с организации развивающей среды. Необходимо убрать из групп всё чужеродное по отношению к отечественной культуре: игрушки, книги, видеокассеты и т. д. Проводить разъяснительную работу с детьми и родителями, просить малышей не приносить в детский сад монстров, диснеевские книжки и журналы, убедить родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору, быть более осторожными при покупке игрушек, книг, дисков и т. п. Постараться не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые могут навредить их формирующейся душе.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому нужно сосредоточить наше внимание именно на этом.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сёстрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине. И здесь педагогу необходимо не столько декламировать нормы поведения в социуме, сколько подавать малышам личный пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в повседневной жизни. Слово не должно расходиться с делом. Дети это подмечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение.
Духовно – нравственное воспитание должно осуществляться ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в игре и быту. При этом нравственные ценности ненавязчиво передают детям. Работа должна идти через сердце, недопустимы моралистические беседы. Ребёнок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно а как нельзя. Наша задача – помочь ему в этом разобраться.
Нам нужно воспитывать в детях национальное самосознание. Это можно сделать через знакомство с русской культурой и народными игрушками, промыслами, праздниками, приобщение малышей к фольклору и т. п.
Поскольку русская культура – культура православная, мы можем познакомить детей с основами христианской религии, т. е. дать им элементарные представления о православной культуре.
Родная русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Процесс приобщения детей к культуре своего народа мы начинаем с самого раннего возраста: через колыбельные песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, сказки. Наибольший отклик в душе ребёнка, дающий духовные ростки, вызывают православные праздники. Мы видим, сколько положительных эмоций наши дети получают на праздниках Пасха. Троица, Рождество. Недавно, в начале октября мы отмечали День памяти Преподобного Сергия Радонежского, показали детям его икону и рассказали о том, что он основал много монастырей, в том числе Троице – Сергиеву Лавру. Сергий Радонежский – чудотворец и просветитель, он покровительствует ученикам и монахам.
На сегодняшний день воспитание духовно – нравственной личности показывает, что самую важную роль в этом направлении играет семья. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей
Задачи духовно – нравственного воспитания должны быть органично соединены с задачами умственно воспитания. Православное воспитание интегрируется в воспитательно – образовательную работу, проникает во все виды деятельности. Работа в этом направлении должна быть очень осторожной и компетентной. Мы не должны стремиться привести детей к храму, но мы должны заложить духовно – нравственные основы личности, дать жизненные ориентиры, сформировать совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно, посеянные нами зёрна дадут о себе знать.