Горбунова Юлия Юрьевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре
Автор: Горбунова Юлия Юрьевна
Организация: М Б ДОУ Детский сад «Звездочка»
Населенный пункт: г. Шадринск
Пояснительная записка:
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей русской народной культуре» размещена в разделах
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь – Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек – не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения. Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Описание работы:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В нашем детском саду работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» также используем парциальную программу О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель:
1. приобщение детей к духовно нравственным ценностям и воспитание готовности следовать им.
Задачи:
1. Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
2. Возрождать русские народные традиции;
3. Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Духовное воспитание приобщение ребёнка к традициям, быту, культуры своей малой родины начинается с его семьи. Поэтому, именно в рамках направления «Моя семья» на занятиях в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. В группе проводятся тематические беседы: «Выходной день в нашей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Традиции моей семьи» показ презентации «Как жили наши предки». Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Мы привлекаем родителей для участия в праздниках ««Папа, мама я спортивная семья», в создание фотоальбома «Моя семья», организовываем фотовыставки «Мой папа – самый лучший», «Я и Мамочка любимая» «Дедушка с бабушкой»
В своей работе делаю акцент на воспитание духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей. Данная работа осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, краеведческий музей. Героическое прошлое нашей страны тесно связано с духовным воспитанием наших детей. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. Оформлен центр нравственно-патриотического воспитания. С детьми мы всегда подходим к памятнику погибшим воинам-землякам. Мемориалу воинам- интернационалистам. В результате дети имеют расширенное представление о Великой Отечественной войне, воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам-защитникам Родины. Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о достопримечательностях нашего посёлка, о знаменитых земляках, о природе родного края которой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. У нас, Шадринске, самая разнообразная флора и фауна которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.
Дети и родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Встречаем птичьи стаи» - делают скворечники.
В группе создан мини – музей «Военная техника» родители вместе с детьми принимали активное участие в изготовление поделок. Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности. Для закрепления природоведческих знаний детей проводим проектную деятельность «Зимующие птицы», «Природа родного края», «Огород на окне» др.
Для обеспечения системности в работе, и закреплению полученных знаний по теме Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре мы проводим с детьми различные игры, через игру мы на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Важным педагогическим инструментом этно педагогики была рукотворная, или народная кукла которая в нашей группе всегда встречает детей и вместе сними проживает их день. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
Широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни. В своей работе широко используем все виды устного народного творчества : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произведения русского фольклора, учувствуем городском конкурсе «Шадринские гусельки» В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление поэтому для ознакомления и закрепления знаний с народной культурой и бытом мы частые гости местного краеведческого музея. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас. Мы знакомим детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства в продуктивной, изобразительной деятельности. Данная деятельность помогает детям воспринимать прекрасное и доброе, знакомит с народными традициями, закладывает основы духовно-нравственного воспитания.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Список литературы:
1. Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015)
2. Р. И. Жуковская «Родной край»
3. В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду»
4. Сведения местного краеведческого музея.
5. Использование интернет ресурсов.