Елена Кручинкина
Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Система духовно-нравственного воспитания детей детского сада «Улыбка» строится на приобщении их к культурному наследию русского народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к русской народной культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно - нравственному воспитанию детей путем приобщения их к основам русской народной культуры.
Основными задачами работы в данном направлении являются:
-Знакомство детей с культурой и историей своего народа.
-Формирование чувства сопричастности к культурному наследию
-Формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие
-Вовлечение родителей в совместную деятельность с МАДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Так как же проходит педагогическая работа по реализации поставленных задач.
При знакомстве с культурой и историей своего народа с детьми дошкольного возраста используем различные формы и методы работы, такие как:
-предпраздничные посиделки;
-чтение художественной литературы;
-познавательные беседы;
-творческую продуктивную и игровую деятельность детей.
Игровая деятельность – основной вид который понятен и приближен к детям. Какими же играми можно воспитатель в ребенке духовность?
-подвижные игры «Волк во рву», «Пустое место», «У медведя во бору» и др
- дидактические «Круг желаний», «Вежливые слова», «Узнай о ком я говорю» и др
-строительные игры песком (башни, замки и т. д., снегом (построение снеговика)
- игра-драматизации «Заюшкина избушка», «Теремок»
- сюжетно-ролевые игры «Помощь маме по кухне», «Магазин»
Все эти игры направлены на формирoвать навыки двигательной активности детей, сoвмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; развивать смелость, ловкость, быстроту действий, содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Роль подвижных игр в формировании духовного воспитания очень важен, в основном это игры с правилами. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные.
Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры:
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок»,
Роль строительных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников это увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития духовности и нравственности ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры. Рассматривая иллюстрации зданий древней Руси и современные архитектурные постройки у ребенка возникает гордость и масштабность русских мастеров, желание им подражать. В группе создаются макеты по теме:., которые в дальнейшем перетекают в выставки для сотрудников и родителей детского сада
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Игры драматизации заняли достойное место в жизни нашей группы, они проводятся во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми
Что бы научить детей играть нужно что б педагог сам играл, тогда он сможет научить детей придумывать сюжеты и с легкостью ориентироваться в игре. Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей : «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, зайкам, мишкам, собачкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросал игрушку на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем штанишки медвежонку», «Купание зайчонка» и т. д.
Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовала и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу Машу чаем, медвежонка Мишу угостить печеньем, щенка Гава конфеткой.
Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, доктор лечит её, сынок гуляет с щенком и т. д.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одевала куклу. Дети наблюдали за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагала повторить мои действия. Вначале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помог малышам активней участвовать в игре.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельным играм детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, доктора, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд для родителей, провела индивидуальные беседы с некоторыми мамами, консультации с родителями. Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
К 5 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с разными и одними и теми же сюжетами, причём каждый раз сначала.
Роль дидактических игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника очень велик. У дошкольников формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей. В своей работе использую такие дидактические игры которые показывают национальный колорит: Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др.,
Для того чтобы дети закрепили представления «хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: «Добрые превращения». Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший. «
Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. В сюжетно-ролевой игре закладываются основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. В старшей группе детского сада мы продолжаем совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, используем сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать духовные и социальные чувства дошкольников.
Необходим в своей работе и тематические центры: уголок музыкальной деятельности пополнился русскими музыкальными инструментами.
В нашем детском саду ежегодно проводятся народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду начинаются с осени : «Осенины»; «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха». После праздника педагоги с детьми организуют беседы на следующие темы: "Край, в котором ты живешь", "Откуда пошла земля русская ", "Светлый праздник Рождества" и др.