Татьяна Яшина
Нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад находится в селе Никольское. С начала учебного года мы начали работать по новому учебно-методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей». Содержание программы нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Отбор содержания новой программы направлен на решение задач:
Публикация «Нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям» размещена в разделах
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого развития;
- воспитание любви к Родине, семье.
Программа строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками и направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно-нравственного развития ребёнка.
На родительском собрании мы познакомили родителей с содержанием новой программы, ядро которой – духовная культура. Духовная культура – добрый, красивый мир материальных и идеальных объектов отношений, в которых разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия. Родители нас поддержали и согласились помогать в наших начинаниях. Мы обмениваемся мнениями, даём советы и рекомендации.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом как «Окончание путешествия. Благодарение». Наши детям стало интересно узнать, что путешествовать можно не только на машине, но и с книгой. Первые занятия изучают «Дни творения». Мы много проводим наблюдений, играем, читаем. У нас много книг, подаренных отцом Александром, батюшкой из нашего Храма, о доброте, любви, жалости и сострадания. Дети очень любят слушать рассказы из этих книг, потом обсуждать, сопереживать героям. Мы очень много рисуем. В рисунках дети проявляют не только свои способности, но и огромную фантазию. В рисунках дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Учатся воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. У детей развивается наблюдательность, воображение, умственные способности, воспитываются нравственные качества, обогащаются эстетические чувства.
Эмоциональное восприятие ребёнком окружающего, всего нового вызывает у него потребность отразить это в своём творчестве на занятиях и в свободное время.
В процессе осуществления индивидуального подхода воспитывается чувство коллективизма. Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Всё это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывает общительность и доброжелательность.
Образное, эмоциональное восприятие окружающего мира дошкольниками позволяет представить им духовную культуру как добрый красивый мир материальных и идеальных объектов и отношений, в которых разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия, взаимопомощи, радости. Как возник этот красивый мир и кто в нём живёт, как были установлены правила доброй жизни людей, какие сложились традиции доброй жизни у наших предков, как в нём живёт современный человек (в семье, как относится к Родине, как относится к природе, животным – меньшим друзьям, кто научил людей быть добрыми, что такое совесть, для чего люди ходят в Храм и чему радуются, какие праздники празднуют? Все эти вопросы мы постараемся аккуратно донести до детей в доступной и понятной форме. Нам в этом помогут их родители. Какими бы не были социально-экономические прогнозы, жизнь всё равно должна приносить радость и удовлетворение.
Программа нацеливает на последовательность введения ребёнка в мир доброжелательных отношений. Цель – помочь ребёнку дошкольного возраста осмыслить основные ценности и смыслы жизни в мире с другими людьми. У ребёнка необходимо выработать определённую модель поведения, установку на толерантность, приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей».
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Поскольку дети дошкольного возраста обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, в структуру и содержание проводимых занятий необходимо включать дифференцированные занятия с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Основным средством духовно-нравственного воспитания дошкольника является общение:
1. Общение педагога с ребёнком направлено на пробуждение и сохранение в нём человеческого достоинства;
2. Общение педагога с родителями. Каждый ребёнок приходит с вопросами, которые чаще всего являются отражением проблем в семье, её успехов, колорита отношений. Задача педагога – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Дошкольник живёт впечатлениями, которые можно назвать судьбоносными для всей его будущей жизни, поэтому так важно с ранних лет окружить его материнской заботой и отцовским вниманием;
3. Организация общения детей друг с другом может носить целенаправленный деятельностный характер и обогащать их игры духовно-нравственным содержанием. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться, работать вместе дружно, делиться. Дошкольники учатся соучастию. Детям сложно согласовывать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут играть. Поэтому, включать детей в совместную деятельность важно начинать в дошкольном возрасте. Этому способствуют творческие задания: -нарисуйте вместе один рисунок;
- соберите вместе картинку;
- постройте вместе город; т. д.
4. общение ребё нка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться её чуду.
Важным средством духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, учат обретать гармонию с окружающим миром (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», т. д.).
Основой духовной нравственности является доброта. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. «Спеши творить добро». В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Он не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств. Помогают в воспитании этого дефицитного качества личности сказки. Ребёнок узнаёт из сказок, что добро всегда побеждает, а зло оказывается наказанным.
Главный результат заключается в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия,в стремлении его к добру и непринятия зла.
Содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию :
1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания;
2. Экскурсии, целевые прогулки;
3. Беседы с детьми о правилах поведения;
4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов;
6. Совместные творческие работы детей и родителей;
7. Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;
8. Проведение совместных с родителями праздников.