Валентина Барсук
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта
«Духовно-нравственные добродетели в сказках-фильмах Александра Роу»
Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад № 143» подготовительная группа «Звездочка»
Участники проекта : воспитанники подготовительной дошкольной группы, воспитатели, родители (законные представители)
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта» размещена в разделах
Сроки реализации : долгосрочный (сентябрь-май)
В своей работе мы определили следующие цель и задачи:
Цель: духовно-нравственное развитие личности ребенка через познавание добродетелей героев сказок-фильмов Александра Роу.
Задачи:
• Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основе саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью.
• Формирование на доступном уровне у детей системных знаний о родном крае: его природе, истории; развитие интереса к основам народной и национальной культуры.
• Содействие становлению и развитию гражданских и патриотических чувств.
• Содействию развитию у детей позитивного восприятия своеобразия окружающего мира и активной деятельностной позиции по отношению к нему.
Наша работа включает в себя 3 этапа: Первый – подготовительный, в него входит:
1. Мониторинг образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по направлению духовно-нравственного развития воспитанников.
2. Разработка проекта по ознакомлению детей со сказками-фильмами Александра Роу.
Второй – практический. Он включает в себя 3 направления:
1. Реализация проекта по ознакомлению детей со сказками-фильмами Александра Роу.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
3. Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную работу.
Третий – результативный. На этом этапе проводился мониторинг результативности проектной деятельности.
Деятельностный аспект.
На начальном этапе нашей работы был проведен мониторинг образовательной среды «Социально-коммуникативное развитие»по направлению духовно-нравственного развития воспитанников.
Для мониторинга были использованы материалы кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Григорьевой Галины Григорьевны.
Для наблюдения использовались следующие аспекты:
• Первичные духовно-нравственные представления о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников, взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
• Нравственные чувства эмоционально-ценностных отношениях к окружающему;
• Стремление выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями;
• Пробуждение у детей познавательного интереса – воспитанник любознательный, активный; интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (природном и социальном); задает вопросы взрослому; экспериментирует; способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью;
• Возникновений предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями – воспитанник знает собственные достоинства и недостатки, определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, осознает свое эмоциональное состояние, имеет свою позицию, может принять ответственность за свои решения, поступки;
• Развитие способности управлять своим поведением и планировать действия – поведение воспитанников преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Мониторинг показал средние показатели по всем направлениям педагогического наблюдения и определил перспективы дальнейшей работы (мониторинг будет представлен дальше для сравнения этапов работы).
Деятельностный аспект.
В ходе проекта дети познакомились со следующими фильмами сказками: «Морозко», «Варвара краса – длинная коса», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Олень – золотые рога».
Для ознакомления со сказкой был использован традиционный алгоритм, который заключается в последовательности применения форм работы, методов и приемов.
• Просмотр фильмов-сказок
• Вопросы на понимание
• Рассматривание иллюстраций
• Чтение одноименных сказок
• Использование дидактических игр
• Продуктивная деятельность
• Викторина
• Разгадывание кроссворда
• Создание мини-музея
• Повторный просмотр фрагментов сказок, соотнесение поступков героев из разных сказок
• Беседа
После первоначального ознакомления со сказкой, педагог детально прорабатывает поступки, характеры персонажей, использует видеофрагменты сказок для нравственно-этических бесед. Все духовно-нравственные добродетели можно проследить в условиях реализации данного проекта : трудолюбие, смелость, доброта, скромность, послушание, щедрость, бережливость, смирение, честность, милосердие, заботливость.
Сказку можно интерпретировать в дидактический материал, иллюстрацией то или иное нравственное качество. В рамках проекта составляются планы-конспекты. Используется принцип интеграции, принцип тематического погружения, принцип последовательного наращивания впечатлений воспитанников.
Остановимся подробнее на некоторых из форм работы:
Создание и организация дидактических игр по теме проекта :
• Собери пазлы или разрезные картинки, где дети собирают фрагмент из уже знакомого фильма сказки,
От каждого “по словечку” (дети знакому с героями, совместно каждый по словечку учавствуют в описании поступка того или иного персонажа)
• В какой сказке есть эта добродетель (например – доброта. Дети называют Настеньку из “Морозко”, тётушку Ласку из“Королевство кривых зеркал”, бравого солдата из “Марья-Искустница” и т. д.
• “Соотнеси поступок и качество личности персонажа. Дети нашей группы все читающие. Им предлагается большая карточка, на которой написано качество личности. Дети подбирают карточки с изображением персонажа фильма, обладающего по их мнению этим качеством”
• Добродетели- пороки (назови противоположные качества (жадный-щедрый, смелый-трус)
Повторный просмотр фрагмента из сказки (нацеливает на обсуждение того или иного поступка, например, поднял Иван клюку бабы Яги со словами:”Клюка-тобабкина,надо бы отнесь…”Как вы считаете, нужно ли отнеси бабе Яге клюку? помему?Разумный это поступок? Какое качество проявил Иван к бабе Яге?
Свой опыт по ознакомлению со сказкой детипередают в продуктивной деятельности. Нужно отметить, что в процессе работы над проектом к этому виду деятельности у детей повысился интерес. Они передают детали образов, работы получаются выразительными и интересными.
Получив впечатления от сказки, дети переживают их в своих играх. Сначала совместно с воспитанием создают небольшие инсценировки по фрагментам сказки, затем самостоятельно “играют в сказку”.
Тематика фильмов-сказок поддерживается развивающей предметно-пространственной среды, в организации утренников, театрализованных инсценировок. 12 слайд. Например, сказка “Морозко”. На данном слайде вы видите новогоднее оформление группы по этой сказке, где присутствуютперсонажи, сделанные руками воспитателя и родителей воспитанников, коллаж из фрагментов этой сказки.
Через фильмы-сказки Александра Роу мы учим детей не только видеть добродетельные поступки и следовать им, но и замечать красоту русской природы,наблюдать за традиции, особенности быта.
Создание мини-музея «Старинный платок», «Прабабушкин сундук», «Русский сарафан».
Центральную роль в сознании ребёнка играет семья. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере, ибо родители являются первыми воспитателями. Наша задача – сохранять и передать нравственные и духовныеобычаи и ценности, созданные предками, а для этого мы должны познакомить детей с этими обычаями и ценностями.
ФГОС ДО нацеливает педагогов на взаимодействие с семьями воспитанников. Родители сейчас не просто помощники, они полноценные парнёры образовательного процесса. Формы работы, используемые в нашей проектной деятельности :
• Родительские собрания. Темы для выступления на собраниях: “Совместные творческие работы детей и родителей”, “Родительские заповеди” … Демонстрация (на родительском собрании) игр, разработанных для реализации проекта
• Консультации по запросам для родителей: “Азбука нравственности”, “Десять правил для воспитания ребёнка”.”Уроки доброты”(педагог- психолог)
Совместная организация и проведение групповых мероприятий:“Организация Новогоднего оформления по сказке “Морозко”,привлечение родителей к подготовке и участию в новогоднем утреннике.
• «Практическая мастерская» : изготовление поделок по теме проекта.
• Флэш-карты: предлагаем родителям смотреть дома с ребенком. В процессе просмотра они могут обсудить предлагаемый материал. Посмотреть фильм или фрагмент, ответить на предложенные вопросы.
Диапазон личного вклада педагога заключается в следующем:
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по ДНВ воспитанников;
• Разработка картотеки дидактических игр по духовно-нравственному развитию;
• Собрание медиатеки фильмов-сказок А. Роу;
• Повышение уровня педагогической компетенции педагогов и родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей.
Еще раз давайте вспомним А. Роу добрым словом и мысленно поблагодарим за великолепные, бессмертные кинопроизведения, на которых воспитывались мы и наши дети.