Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта

Валентина Барсук
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта : Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта

«Духовно-нравственные добродетели в сказках-фильмах Александра Роу»

Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад № 143» подготовительная группа «Звездочка»

Участники проекта : воспитанники подготовительной дошкольной группы, воспитатели, родители (законные представители)

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта» размещена в разделах

Сроки реализации : долгосрочный (сентябрь-май)

В своей работе мы определили следующие цель и задачи:

Цель: духовно-нравственное развитие личности ребенка через познавание добродетелей героев сказок-фильмов Александра Роу.

Задачи:

• Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основе саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью.

• Формирование на доступном уровне у детей системных знаний о родном крае: его природе, истории; развитие интереса к основам народной и национальной культуры.

• Содействие становлению и развитию гражданских и патриотических чувств.

• Содействию развитию у детей позитивного восприятия своеобразия окружающего мира и активной деятельностной позиции по отношению к нему.

Наша работа включает в себя 3 этапа: Первый – подготовительный, в него входит:

1. Мониторинг образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по направлению духовно-нравственного развития воспитанников.

2. Разработка проекта по ознакомлению детей со сказками-фильмами Александра Роу.

Второй – практический. Он включает в себя 3 направления:

1. Реализация проекта по ознакомлению детей со сказками-фильмами Александра Роу.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

3. Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную работу.

Третий – результативный. На этом этапе проводился мониторинг результативности проектной деятельности.

Деятельностный аспект.

На начальном этапе нашей работы был проведен мониторинг образовательной среды «Социально-коммуникативное развитие»по направлению духовно-нравственного развития воспитанников.

Для мониторинга были использованы материалы кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Григорьевой Галины Григорьевны.

Для наблюдения использовались следующие аспекты:

• Первичные духовно-нравственные представления о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников, взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

• Нравственные чувства эмоционально-ценностных отношениях к окружающему;

• Стремление выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями;

• Пробуждение у детей познавательного интереса – воспитанник любознательный, активный; интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (природном и социальном); задает вопросы взрослому; экспериментирует; способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью;

• Возникновений предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями – воспитанник знает собственные достоинства и недостатки, определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, осознает свое эмоциональное состояние, имеет свою позицию, может принять ответственность за свои решения, поступки;

• Развитие способности управлять своим поведением и планировать действия – поведение воспитанников преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Мониторинг показал средние показатели по всем направлениям педагогического наблюдения и определил перспективы дальнейшей работы (мониторинг будет представлен дальше для сравнения этапов работы).

Деятельностный аспект.

В ходе проекта дети познакомились со следующими фильмами сказками: «Морозко», «Варвара краса – длинная коса», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Олень – золотые рога».

Для ознакомления со сказкой был использован традиционный алгоритм, который заключается в последовательности применения форм работы, методов и приемов.

• Просмотр фильмов-сказок

• Вопросы на понимание

• Рассматривание иллюстраций

• Чтение одноименных сказок

• Использование дидактических игр

• Продуктивная деятельность

• Викторина

• Разгадывание кроссворда

• Создание мини-музея

• Повторный просмотр фрагментов сказок, соотнесение поступков героев из разных сказок

• Беседа

После первоначального ознакомления со сказкой, педагог детально прорабатывает поступки, характеры персонажей, использует видеофрагменты сказок для нравственно-этических бесед. Все духовно-нравственные добродетели можно проследить в условиях реализации данного проекта : трудолюбие, смелость, доброта, скромность, послушание, щедрость, бережливость, смирение, честность, милосердие, заботливость.

Сказку можно интерпретировать в дидактический материал, иллюстрацией то или иное нравственное качество. В рамках проекта составляются планы-конспекты. Используется принцип интеграции, принцип тематического погружения, принцип последовательного наращивания впечатлений воспитанников.

Остановимся подробнее на некоторых из форм работы:

Создание и организация дидактических игр по теме проекта :

• Собери пазлы или разрезные картинки, где дети собирают фрагмент из уже знакомого фильма сказки,

От каждого “по словечку” (дети знакому с героями, совместно каждый по словечку учавствуют в описании поступка того или иного персонажа)

• В какой сказке есть эта добродетель (например – доброта. Дети называют Настеньку из “Морозко”, тётушку Ласку из“Королевство кривых зеркал”, бравого солдата из “Марья-Искустница” и т. д.

• “Соотнеси поступок и качество личности персонажа. Дети нашей группы все читающие. Им предлагается большая карточка, на которой написано качество личности. Дети подбирают карточки с изображением персонажа фильма, обладающего по их мнению этим качеством”

Добродетели- пороки (назови противоположные качества (жадный-щедрый, смелый-трус)

Повторный просмотр фрагмента из сказки (нацеливает на обсуждение того или иного поступка, например, поднял Иван клюку бабы Яги со словами:”Клюка-тобабкина,надо бы отнесь…”Как вы считаете, нужно ли отнеси бабе Яге клюку? помему?Разумный это поступок? Какое качество проявил Иван к бабе Яге?

Свой опыт по ознакомлению со сказкой детипередают в продуктивной деятельности. Нужно отметить, что в процессе работы над проектом к этому виду деятельности у детей повысился интерес. Они передают детали образов, работы получаются выразительными и интересными.

Получив впечатления от сказки, дети переживают их в своих играх. Сначала совместно с воспитанием создают небольшие инсценировки по фрагментам сказки, затем самостоятельно “играют в сказку”.

Тематика фильмов-сказок поддерживается развивающей предметно-пространственной среды, в организации утренников, театрализованных инсценировок. 12 слайд. Например, сказка “Морозко”. На данном слайде вы видите новогоднее оформление группы по этой сказке, где присутствуютперсонажи, сделанные руками воспитателя и родителей воспитанников, коллаж из фрагментов этой сказки.

Через фильмы-сказки Александра Роу мы учим детей не только видеть добродетельные поступки и следовать им, но и замечать красоту русской природы,наблюдать за традиции, особенности быта.

Создание мини-музея «Старинный платок», «Прабабушкин сундук», «Русский сарафан».

Центральную роль в сознании ребёнка играет семья. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере, ибо родители являются первыми воспитателями. Наша задача – сохранять и передать нравственные и духовныеобычаи и ценности, созданные предками, а для этого мы должны познакомить детей с этими обычаями и ценностями.

ФГОС ДО нацеливает педагогов на взаимодействие с семьями воспитанников. Родители сейчас не просто помощники, они полноценные парнёры образовательного процесса. Формы работы, используемые в нашей проектной деятельности :

• Родительские собрания. Темы для выступления на собраниях: “Совместные творческие работы детей и родителей”, “Родительские заповеди” … Демонстрация (на родительском собрании) игр, разработанных для реализации проекта

Консультации по запросам для родителей: “Азбука нравственности”, “Десять правил для воспитания ребёнка”.”Уроки доброты”(педагог- психолог)

Совместная организация и проведение групповых мероприятий:“Организация Новогоднего оформления по сказке “Морозко”,привлечение родителей к подготовке и участию в новогоднем утреннике.

«Практическая мастерская» : изготовление поделок по теме проекта.

Флэш-карты: предлагаем родителям смотреть дома с ребенком. В процессе просмотра они могут обсудить предлагаемый материал. Посмотреть фильм или фрагмент, ответить на предложенные вопросы.

Диапазон личного вклада педагога заключается в следующем:

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по ДНВ воспитанников;

• Разработка картотеки дидактических игр по духовно-нравственному развитию;

• Собрание медиатеки фильмов-сказок А. Роу;

• Повышение уровня педагогической компетенции педагогов и родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей.

Еще раз давайте вспомним А. Роу добрым словом и мысленно поблагодарим за великолепные, бессмертные кинопроизведения, на которых воспитывались мы и наши дети.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 16:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Барсук (УИ 1244789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД