Елена Анатольевна Гришина
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций
Начиная с 2011 года в нашем МБДОУ "Детский сад №16" г. Владимира, планомерно проводится работа по духовно-нравственному
воспитанию детей и приобшению их к основам народных традиция, в условиях советского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов и детей и родителей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций» размещена в разделах
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ нашей работы являются:
1. Знакомство детей с культурой и историей своего народа.
2. Формирование чувства сопричастности к культурном населению.
3. Формирование таких нравственных качаств как доброта, сострадание, трудолюбие.
4. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-пространственная среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, круживные салфетки, по дали интерьеру группы теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты.
Неотъемлемым атребутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как "Угадай вид росписи", "Секреты бабушкиного сундука", "Полезные вещи" др; они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Угодки музыкально-театральной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.
В детском саду создан мини-музей "Русской избы", где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.
В холле ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой.
В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:
- работа с народным календарём ;
- предпраздничные посиделки;
- посещение краеведческого музея ;
- оформление в детском саду мини-музей "Русская изба" ;
- боготырские забавы ;
- чтение художественной литературы ;
- познавательные беседы;
- театральная неделя;
- творческую, продуктивную и игровую деятельность детей;
- экскурсии, целивые прогулки по улицам города
Знакомясь с народным искусством и классическим наследие прошлого и настоящего, ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколения. И здесь СОТРУДНИЧЕСТВО С СОЦИУМОМ открывает огромные возможности.
Мы сотрудничаем с фимиалом библиотеки №5. Посещаем лекции и беседы связанные с тематикой по духовно-нравственному воспитанию.
В рамках приемственности ДОУ с областным колледжом культуры для детей было показано ряд спектаклей, в которых учили дошкольников добру, взаимно пониманию, чуткости и милосердию. Представления были достаточно длительными, но в зрительно зале стояла тишина, а чувства выражались лишь в глазах и на лицах маленьких слушателей. Чуть позднее, пригласили детский сад в городской музей на Рождественскую сказку и это серьёзный спектакль ребята слушали с большим вниманием и интересом. После просмотра Рождественский сказки дети подготовительной группы вместе с воспитателем сделали ангелочков, которые сохраняют каждого человека.
Как известно, первыми воспитателя ми ребёнка являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в воспитании детей.
Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.
В течении года организуем и проводим акции : "Сохраним ёлку - красавицу наших лесов", "Покормите птиц зимой" и тд.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядно агитации: стенды, папки-передвижки, планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предпологающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собесседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов). Но к сожалению в связи с пандемией это временно невозможно.