Демина Оксана Александровна
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края
(на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)
Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников.
Дошкольный возраст – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.
Основание культуры – длительный и сложный процесс, но вхождение человеку в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, художественный и образный мир традиционной культуры, освоение ее ценностей и норм. Культура должна стать средой развития и воспитания ребенка[1].
Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. леонтьев, Д. Б. Эльконин) ориентирует на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм [2].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в своей деятельности мы опирается на научные принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Содержание раздела «Введение в мир культуры Омского Прииртышья» в программе «Омское Прииртышье» направлено на приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья и на формирование потребности в ознакомлении с культурным наследием региона, бережном отношении к нему [3].
Цель – формирование начальных представлений об архитектуре, театрах, музеях, изобразительном искусстве Омского Прииртышья и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.
Для знакомства детей с культурой родного края используется содержательная линия «Архитектура, театры, музей, изобразительное искусство Омского Прииртышья», которая раскрывает художественную, театральную жизнь Омской области.
Используя дидактические единицы содержательной линии, мы реализуем следующие задачи:
1. Познакомить детей с объектами Омского Прииртышья (театрами, музеями, библиотеками, детскими учреждениями, биографиями художников и их произведениями).
2. Развивать познавательный интерес у дошкольников к художественной, театральной жизни Омской области.
3. Воспитывать эмоционально - ценностное, патриотическое отношение к национальным и региональным традициям.
Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре, театрах, музеях, изобразительном искусстве проводится мониторинг «Введение в мир культуры Омского Прииртышья: «Архитектура, театры, музеи, изобразительное искусство» (дидактическое упражнение «Назови архитектурные объекты г. Омска»,
диагностическое задание «Театры и музеи г. Омска», дидактическое упражнение «Художники г. Омска и Омской области»).
В работе выделены три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:
1. Мониторинг по разделу «Введение в мир культуры Омского Прииртышья: «Архитектура, театры, музеи, изобразительное искусство».
3. Определение цели и задач работы, ожидаемые результаты.
4. Определение основных форм работы с детьми.
5. Разработка перспективного плана работы, который включает в себя проведение непосредственно образовательной деятельности и совместных с родителями мероприятий.
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации деятельности на практике (совместно с родителями).
Основной этап включает в себя непосредственную реализацию всех мероприятий проекта.
Для решения поставленных задач используются различные формы работы:
Использование метода трех вопросов: - «Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?»;
- подбор иллюстраций, картинок, слайдов, презентаций, аудиозаписей по темам образовательной деятельности;
-подбор детской литературы по тематике проекта;
- Наполнение и оформление развивающей среды;
- проведение образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организация творческой деятельность детей : игры, рисование, аппликация, выставка творческих работ детей на тему : «Моя малая Родина».
- проведение викторины для детей старшего возраста «Мой край родной».
В процессе реализации программы становится возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее.
1. В. Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2013г.
2. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М. : LINKA-PRESS, 2012. - 214 с.
3. Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций/ Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 32с.