Ирина Романенко
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством развития эмоционального интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время все чаще в детские сады приходят дети агрессивные, конфликтные и, наоборот, замкнутые, обидчивые. Таких детей можно назвать эмоционально неблагополучными. Причины детских эмоциональных трудностей связывают с неправильным воспитанием в семье и в дошкольном учреждении. (В. Г. Колягина, 2016)
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством развития эмоционального интеллекта» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Система дошкольного образования является базовым институтом социализации детей, а значит,несет на себе ответственность и за духовно-нравственное развитие ребенка. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение адекватно реагировать и отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Одним из важнейших итогов нравственного развития является сформированное моральное мышление, которое включает следующие компоненты:
- понимание моральных норм (их смысла и назначения - необходимо не только вводить правила нравственности, но и активно обсуждать, почему их необходимо соблюдать, как появились эти правила и зачем они нужны);
- децентрация, как способность мысленно встать на позицию другого человека;
- способность осуществлять моральные оценки, т. е. ориентироваться в системе «что такое хорошо и что такое плохо»,
- понимание критериев моральных оценок и способность анализировать ситуации морального выбора. (Т. П. Авдулова, 2016)
На мой взгляд, все вышеперечисленное перекликается с основными параметрами социального и эмоционального интеллектов. К такому выводу я пришла, изучив научную литературу и педагогический опыт развития социального и эмоционального интеллекта : Люсин Д. В. "Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования", Гоулман Д. "Эмоциональный интеллект", Микляева Н. В. "Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников", Авдулова Т. П. "Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО)" и другие.
Изначально концепция социального интеллекта была предложена Торндайком в 1920 г., который рассматривал его как познавательную специфическую способность, обеспечивающую успешное взаимодействие с людьми. Главной функцией социального интеллекта считалось прогнозирование поведения.
Дж. Гилфорд, в свою очередь, рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, определяющую успешность общения и социальной адаптации.
Проблема социального интеллекта в России стала рассматриваться сравнительно недавно – с 90-х гг. ХХ века (Ю. Н. Емельянов, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова и др).
Ушаков Д. В. рассматривает вопрос "является ли социальный интеллект интеллектом". Озвучивая мнение, что социальный интеллект всего ли лишь личностное свойство, автор все-таки указывает на то, что считает его интеллектом, поскольку на него распространяются те же закономерности, что и на общий интеллект. Ушаков Д. В. приходит к формулировке социального интеллекта как способности к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. (Д. В. Люсин, 2004)
Социальный интеллект у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Так, согласно мнению И. Исаевой, это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути сознательного влияния на намерения других людей с целью достижения определенных предметных или коммуникативных результатов. (И. Ю. Исаева, 2011)
И. В. Харитонова считает, что различные компоненты социального интеллекта у детей дошкольного возраста развиты в разной мере. Так, дети лучше определяют эмоциональное состояние по внешним признакам, понимают вербальные сигналы в рамках конкретной ситуации; хуже понимают логику развития ситуации межличностного взаимодействия. При этом уровень развития способности к логическому обобщению, выделению общих значимых признаков в различных невербальных реакциях человека и способности понимать изменения вербальных реакций человека повышаются в условиях специально организованного обучения и педагогического сопровождения процесса развития социального интеллекта. (И. В. Харитонова, 2006)
Таким образом, можно сделать вывод, что место социального интеллекта в ряду с другими видами до сих пор неясным. Обусловлено это тем, что многие ученые отрицают его как самостоятельное образование и сводят исключительно к вербальному интеллекту.
Понятие социального интеллекта неразрывно связано с понятием эмоционального интеллекта. Д. Майер и П. Сэловей разработали модель эмоционального интеллекта, которая, по их мнению, является частью социального и состоит из 4 компонентов: восприятие эмоций, использование эмоций для стимуляции мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Д. В. Люсин предлагает авторскую модель эмоционального интеллекта, состоящую из трех компонентов: когнитивные способности, представления об эмоциях и особенности эмоциональности. (Д. В. Люсин, 2004)
В свою очередь, А. О. Куракина под эмоциональным интеллектом понимает способность к идентификации, осмыслению и регуляции эмоций, а также к использованию эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений. В структуре выделяются следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный (оценка посредством понятий и суждений, поведенческий (не/вербальное выражение эмоций). (А. О. Куракина, 2013)
Поскольку одним из целевых ориентиров духовно-нравственного развития дошкольников является ориентация на человека (дети должны понимать причинно-следственную связь между событиями и результатами своих действий и действий других людей, то можно сделать вывод, что полноценное духовно-нравственное развитие невозможно без развития эмоционального интеллекта. (Т. П. Авдулова, 2016)
Данный вывод подтверждают и требования ФГОС ДО. Так, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания являются задачами дошкольного образования, что отражено в п. 2.6. Также необходимо отметить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО) :
-установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
-активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-способность договариваться, учитывать чувства и интересы других, сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты;
-способность к волевым усилиям и соблюдению социальных норм поведения.
Развитие эмоционального интеллекта приобретает особую важность в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции интенсивно развиваются :
• детьми осваиваются социальные формы выражения эмоций;
• благодаря речевому развитию происходит осознание эмоций;
• появляется способность отличать средства выражения эмоций от переживаний;
• развиваются эстетические, интеллектуальные, моральные чувства;
• появляются эмоциональные переживания;
• формируется способность к эмоциональной децентрации. (Н. В. Микляева, 2019)
У детей дошкольного возраста эмоциональный интеллект является основой развития положительной адаптации и социализации в обществе. Воспитатели для развития эмоционального интеллекта дошкольников в образовательной деятельности используют различные дидактические игры, подвижные игры, методические пособия, проектную деятельность.
В заключение хочется отметить, что необходимо целенаправленное формирование эмоционального интеллекта путем грамотного педагогического сопровождения. Однако, несмотря на запросы общества воспитать коммуникабельных, способных успешно реализовываться в коллективе, разрешать конфликты детей, на настоящий момент вопрос педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников недостаточно разработан.