Татьяна Кыштымова
Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет на основе отечественной культуры в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет на основе отечественной культуры в ДОО
Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традиционной культуры, является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Эта насущная социально-педагогическая потребность современной системы образования требует незамедлительного разрешения. Но является настолько трудной, что реализовать ее эффективно можно при условии внутренней перестройки, личностной переориентации на духовные ценности, путем духовного возрождения [1].
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет на основе отечественной культуры в ДОО» размещена в разделах
Актуальность избранной темы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Повышением интереса к изучению православной культуры, духовно-нравственному воспитанию детей на особенностях православных традиций. Духовно-нравственное воспитание способствует формированию ядра личности, благожелательно воздействует на все сферы и формы взаимоотношений ребенка с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, интеллектуальный потенциал, психофизическое и эмоциональное состояние.
Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста [2].
В нашей стране происходят значительные перемены в вопросах нравственности, морали, духовности. Приняты поправки в Конституцию РФ, где ценности, традиции, суверенитет и государственное единство признаны как фундамент, на котором стоит наша страна. По предложению Президента РФ В. В. Путина внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
Согласно данному закону, «воспитание» рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [5].
Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Развитие, обучение и воспитание ребенка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
Основные черты личности и характера человека, как и основы его мироощущения, складываются в период его доотроческой жизни (приблизительно к семилетнему возрасту).
Самое первое, самое главное, что необходимо понять и принять каждому педагогу, это – основное положение христианской педагогики: истинная нравственность невозможна без религиозной основы. Больше того, истинная нравственность невозможна без помощи Церкви. Без помощи святых Таинств церковных невозможно дать прочное истинное духовно-нравственное воспитание ребенку.
Известный русский философ И. А. Ильин отмечал, что духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма. Он считал, что в будущем перед новой, демократической Россией встанет важнейшая задача - выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть ее историческая судьба [1].
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года №745, 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.
Для того чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать - наследовать те духовные ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Но сейчас эти ценности почти не передаются, более того, происходит их подмена, а без опыта духовной жизни общество существовать не может, поэтому очень важно понять, что на сегодняшний день единственной хранительницей духовного опыта нашего народа является Русская Православная Церковь [1].
Детская душа - чистая доска. И пока она чиста, на ней можно написать любые письмена. Исправлять ошибки гораздо труднее, порой даже невозможно. А ведь наши дети по рождению, по крещению - русские, православные. И пока они маленькие, о Боге, о церкви, о святых и святынях русской земли они слушают с большим интересом и вниманием. Один из духовных отцов писал, что душа ребенка, как пустой сосуд, который можно наполнить добром или злом. От нас, от педагогов зависит, то чем оно наполнится. То есть от системы образования и воспитания.
Слово «образование» происходит от слова «образ». То есть под образованием следует понимать создание в человеке определенного образа.
В связи с этим образование сегодня невозможно без опоры на тысячелетние традиции Православной церкви, ее духовные ценности.
Именно Православная культура на протяжении многих веков показала себя как исторически сложившаяся, устоявшаяся, проверенная временами система духовно-нравственных ценностей человеческого общества. Неслучайно в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях».
Знакомя детей 6-7 лет с заповедями Ветхого Завета, мы поставили цель: сформировать представление о православной культуре, познакомить с заповедями Божиими.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с заповедями Божиими, как с нравственными нормами поведения человека в обществе – законами, по которым жили все поколения наших предков.
2. Способствовать развитию познавательного интереса к истории жизни традициям русского народа; восприятию и значению новых слов.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребенка (доброта, милосердие, бескорыстие, способность исправлять негативные проявления в своем поведении). Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения о православной культуре.
Для решения постановленных цели и задач была создана книга для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Азбука воспитания : Десять заповедей», которая является непременным условием результативности нашей работы по развитию духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной культуры.
Цикл заданий дает представление о том, что такое заповедь, как она появилась. На доступном для детей языке объясняется смысл 10 заповедей Ветхого Завета.
Данное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, так как включает в себя интеграцию образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
познавательное развитие формирует первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
художественно – эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
физическое развитие направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья.
В книгу «Азбука воспитания : Десять заповедей» входит 10 блоков:
Заповедь 1 «Я есть Господь, Бог, твой, и нет других Богов, кроме меня».
Цель: Познакомить детей с первой заповедью, дать понятие, что Господь Бог на первом месте.
Заповедь 2 «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».
Цель: Познакомить детей со второй заповедью, дать понятие, что имя Господа всегда нужно говорить с любовью.
Заповедь 3 «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
Цель: Познакомить детей с третьей заповедью, дать понятие, что любить Бога нужно больше, чем все остальное.
Заповедь 4 «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».
Цель: Познакомить детей с четвертой заповедью, дать понятие, что необходимо отделить Божий день для отдыха.
Заповедь 5 «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
Цель: Познакомить детей с пятой заповедью, дать понятие, что необходимо любить и уважать своих родителей.
Заповедь 6 «Не убий».
Цель: Познакомить детей с шестой заповедью, дать понятие, что нельзя причинять вреда людям.
Заповедь 7 «Не прелюбодействуй».
Цель: Познакомить детей с седьмой заповедью, дать понятие, что важно уважать брак.
Заповедь 8 «Не укради».
Цель: Познакомить детей с восьмой заповедью, дать понятие, что воровать нельзя.
Заповедь 9 «Не лжесвидетельствуй».
Цель: Познакомить детей с девятой заповедью, дать понятие, что необходимо всегда говорить правду.
Заповедь 10 «Не пожелай ничего чужого».
Цель: Познакомить детей с десятой заповедью, дать понятие, что не нужно ревновать к вещам других людей.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок имеет представление о православном образе жизни человека, семьи, общества.
2. У ребенка развиты умения различать добро и зло.
3. У ребенка воспитаны духовно-нравственные ценности.
4. Ребенок видит (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
5. У ребенка воспитаны чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру.
Таким образом, православные духовные ценности являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.
Систематичность, плановость, использование различных форм и методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дает возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. Воспитывает у детей чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
Литература:
1. Высоченко, А. А. Опыт работы Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста на традициях отечественной культуры [электронный ресурс] / URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/121128-opyt-raboty-duhovnonravstvennoe-vospitanie-d
2. Даричева, С. В. Обобщение опыта работы по самообразованию «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в ДОУ» [электронный ресурс] / URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485690-obobschenie-opyta-raboty-po-samoobrazovaniju
3. Князева, О. А., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство- пресс, 2000.
4. Пересыпкина, А. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры. Белгород, 2009.
5. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (ст. 2 п. 2).
6. Харитонова, О. К. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста под редакцией протоирея Виктора Дорофеева. Издательский дом Покров. Москва, 2002.