Татьяна Рябцева
Дружеский массаж как один из приемов контактной коммуникации здоровьесберегающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОУ ДРУЖЕСКОГО МАССАЖА,
КАК ОДНОГО ИЗ ПРИЕМОВ КОНТАКТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Предлагаем вашему вниманию знакомство с одним из новых компенсаторно-нейтрализующих приемов здоровьесберегающих технологий двигательной направленности, внедряемых педагогами и узкими специалистами в текущем учебном году в режимные моменты нашего детского сада – дружеский массаж.
Публикация «Дружеский массаж как один из приемов контактной коммуникации здоровьесберегающей направленности» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Дружеский массаж в детском саду – это опыт ранней социализации, контактной коммуникации, стимуляции, позволяющий создавать для детей стабильную и позитивную базу для их роста и развития. Использование дружеского массажа позволяет решать множество проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателей и узких специалистов ДОУ.
Рассмотрим, как с помощью дружеского массажа решаются эти ситуации.
1. Довольно часто утренние приготовления и проезд до детского сада приносят детям стрессы. Именно дружеский массаж в начале дня создаст для воспитателя и детей спокойную атмосферу, которая необходима для восприятия знаний, получаемых в первой половине дня на занятиях.
Например, дружеский массаж – контактная игра :
Подготовительный этап:
Воспитатель:
- Предлагаю поиграть в добрую и полезную игру. Давайте разделимся на 2 команды: одни дети будут уставшими путешественниками, другие – спасателями. Путешественники решили отдохнуть на привале, присаживаются на стулья, кладут головы на сложенные перед собой на столе руки. Путешественникам помогут наши добрые, ласковые прикосновения спасателей.
(ОБЯЗАТЕЛЬНО предусматривается желание детей участвовать в массаже)
Итак, спасатели – вперед! (воспитатель является одним из спасателей, демонстрируя приемы дружеского массажа. Речь его выразительная, плавная)
За морями, за лесами,
За просторными лугами (выполняются круговые поглаживания вокруг
лопаток – упражнение «Очки»)
За высокими горами
И могучими дубами (от середины спины руки движутся «горочкой» вверх
и спускаются вниз – упражнение «Л»)
Солнце яркое живет
Нам тепло оно несет (упражнение «Замешивание теста» : ладони кладутся
поверх плеч, мягкие ткани массируются,
словно замешивается тесто)
Солнце любит всех ребят
И дружить с ним каждый рад («Скольжение» : гладить ладонями от головы
вниз по бокам шеи и плечам)
Ему спасибо говорим
И за тепло благодарим (закончить поглаживание, удерживая ладони
неподвижно на плечах несколько секунд)
Воспитатель побуждает детей поблагодарить друг друга.
2. Дружеский массаж можно делать и перед приемом пищи, подготавливая тем самым организм к хорошему пищеварению.
В этом варианте массажируемый должен сесть на стул лицом к его спинке, широко расставив ноги. Такое положение дает массажисту доступ к спине и бокам.
В далеком сказочном лесу
Есть длинная дорога (поглаживание от нижней части спины, длинными
движениями вверх, а затем вдоль плеч – «Т»)
В конце – высокая сосна
Под нею есть берлога (Растирающим круговым движением массируется
спина)
В берлоге той медведь живет
Он очень любит кушать мед («Медвежья походка» - ладони с обеих сторон
позвоночника, от нижней части спины, начинаем
движения, имитируя шаги медведя, слегка
надавливая на спину проксимальной (мягкой)
поверхностью ладони
Полезный мед, и вкусный мед
Ему он пользу принесет (круговыми движениями гладят бока спины)
Воспитатель обязательно побуждает детей поблагодарить друг друга и рассказывает о пользе подаваемой детям пищи (обед, полдник и пр.)
3. Дружеский массаж используют и после дневного сна, как элемент комплекса оздоровительной гимнастики после отдыха.
4. Особенно эффективен дружеский массаж в подготовительных к школе группах. Он существенно укрепляет крупную и мелкую моторику детей, учит общаться и проявлять внимание и заботу друг к другу, формируя атмосферу единства и дружбы.
При помощи массажа можно закреплять полученные знания: например, «прорисовывать» буквы – воспитатель показывает карточку с буквой массажисту, он «прописывает» ее на спине массажируемого, который угадывает ее. Можно угадывать по очереди целые слова, собирая их из угаданных букв.
Но, все же, основным его преимуществом является благоприятная социализация личности ребенка-дошкольника. Дружеский массаж развивает любознательность, общение и устанавливает лучшие отношения с другими людьми.
В одной из групп детского сада есть мальчик А., довольно крупный для своего возраста (имеет излишний вес, и большую часть своего времени он играл в одиночестве, практически не общаясь с детьми. Он и сам был недоволен собой, испытывал стеснение, дискомфорт, и дети группы не испытывали к нему симпатии. Когда впервые в группе ребенка начались игры с использованием дружеского массажа, он отказывался участвовать в них (главным условием для проведения дружеского массажа является согласие ребенка). Он просто наблюдал за другими. Через некоторое время А. все-таки решился делать массаж другому мальчику. Этот момент стал поворотной точкой в его детской жизни. Оказалось, что руки у него были самыми пригодными для массажа, и вскоре он стал самым востребованным массажистом в группе. Он приобрел друзей, научился играть и больше не испытывал дискомфорта, на его лице появилась улыбка, он спешит в детский сад, чтобы передать тепло и ласку своих рук другим.
5. Родители становятся учениками своих детей, которые применяют дружеский массаж в домашней обстановке. Массаж способствует сближению и укреплению детско-родительских взаимоотношений. Прикосновения ребенка к маме или папе, бабушке или дедушке указывают на его уверенность и доверие, на любовь и чувство безопасности, на стремление к большему общению. Анкетирование родителей показало, что этот прием укрепления здоровья и формирования мотивации к ЗОЖ является одним из приоритетных, он интересен и доступен детям, формирует у них только положительные качества.
6. Нельзя не отметить образовательную функцию дружеского массажа – именно с его помощью мы можем передавать детям информацию валеологического характера (воспитатель может провести комплексное занятие и закрепить знания детей посредством дружеского массажа)Использование дружеского массажа способствует повышению концентрации внимания и умственных способностей детей.
7. Массаж имеет огромное влияние на здоровье человека :
- прикосновения вызывает хорошее самочувствие: кожа – проводник нервной системы;
- снижение напряжения мышц;
- повышение болевого порога;
- улучшение пищеварения и усвоения питательных веществ, повышается слюноотделение;
- понижение частоты пульса и кровяного давления;
- снижение агрессивности;
- устранение страхов (при прикосновениях вырабатывается окситоцин – «гормон мира и спокойствия»);
- укрепление иммунной системы;
- способствует глубокому, спокойному дыханию;
- улучшается экскреция.
Учитывая изложенное, хочется также отметить, что с введением в воспитательно-образовательный процесс дружеского массажа общая атмосфера в группах стала спокойнее, уровень шума снизился, дети во взаимоотношениях стали более сдержанны. Повысилась мотивация детей к посещению детского сада, дети стали относиться друг к другу с большей теплотой, заботой и вниманием. Особо отмечается усиление способности детей концентрировать свое внимание, слушать и слышать, уверенно идти на вербальный контакт с воспитателями. Дружеский массаж, проводимый в форме игры, улучшает память, позволяет детям фантазировать, придумывать массажные движения, реализовывать слова (музыку) в движениях.
«Использование рук в качестве инструмента для демонстрации дружбы, облегчения недугов и врачевания больного, выражения любви и нежности, успокоения и развития ребенка является таким же древним, как и сама жизнь» - сказал Бернард Гюнтер о массаже, как о средстве позитивного воздействия как на тело человека, так и на его душевное состояние.
Используемая литература:
1. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. - М. :Илекса, Народное образование; Ставрополь, 2006 – 400 с.
2. Самые лучшие методики воспитания детей/авт. -сост. Борис Бах. - М. :АСТ, 2009.- 318 с.
3. Джелвиус,Л. Шведский массаж для детей/ Л. Джелвиус; пер. с англ. В. В. Гуринович. - М. : «Попурри», 2009. – 160 с.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум/ ред. -сост. Л. Д. Столяренко.
Ростов н/ Д: «Феникс», 1999. – 576 с.