татьяна козулина
Досуговая деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Козулина Татьяна Леонидовна, воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 152
Что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга детей в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Публикация «Досуговая деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура, путешествия – вот чем и еще многим другим должна быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.
В чем же цель досуговой деятельности детей? Э процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера.
Задачи досуговой деятельности :
вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга;
организовать деятельность творческих мастерских.
В корне лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета толерантности.
Виды досуговой деятельности :
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности, творческие мастерские.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим должна быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Миссия детского сада - обеспечить физического, интеллектуального и личного развития детей. Основными методами было: наблюдения, анкетирование и диагностика. Педагоги привлекают внимание родителей к проблеме организации досуга детей.
В дошкольных учреждениях сосредотачивают свое внимание на формирование детей интересов к содержанию стороне досуга, проводятся совместные работы педагогов, воспитанников и их родителей при организации развлечений, отдыха, праздников. Велось наблюдение воспитанников. Дети успешно справились совсем предложенными психическими тестами. Они Внимательно слушали инструкцию и активно отвечали на вопросы. Дети уверено справлялись с заданиями.
Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна соответствовать, интересам и возрасту детей. Самым удобным, эффективным способом проведения тематическая неделя, которые включают в себя различные формы проведения досуга, подобранные определенно тема недели: познавательный, наглядность, развитие речи, развитие мышления, развитие мелкой моторики, физическое развитие, творчество, что делают занятия интересными, увлекательными, игровыми. Примерные темы: «Осень», «Символ года», «Зимние виды спорта», «Военная техника», «Космос» и т. д.
Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность вызывает настроение покоя. Это должна быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.
И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.
Дети - великие фантазеры. Придумывать, выдумывать, воображать, мечтать - их привилегия. Все неправдоподобное, несбыточное, любая их причуда - это их волшебный мир.
Заключение.
В процессе анализа досуговой деятельности детей дошкольного возраста были проанализированы формы и методы работы. Уникальность дошкольных учреждений заключается в создании среды, способствующей раскрытию индивидуальности и творческих способностей детей. А привлечение дошкольников к различной, новой для них социально полезной деятельности способствует расширению и разнообразию проявления увлечений. Дети видят потрясающую красоту природы. Интересной и доступной формой работы являются игровые, музыкальные часы, игры-путешествия. Способствуют эффективному всестороннему развитию детей традиционные формы и методы досуга - это беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии, выставки.
Из года в год ребята нужно продолжать развивать знания, умения и навыки, полученные посредством досуговых форм, познавательные мотивы.
Таким образом, деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.
Реализация данной функции обеспечивает развитие личности ребенка.
Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбукина Е. Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 70-74.
2. Гализина Е. С. Туризм - источник радости// Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - №9. - С. 34
3. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников// Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004
4. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010. - С. 26
5. Кленов Н. В. Культурно-досуговая сфера УДОД// Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.
6. Онощенко С. В. Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №12. С. 156.
7. Шамсутдинова Д. В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 147.