Карнышева Тансылу Фаритовна
Сценарий досуга «Шахматный мини-турнир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к шахматной игре.
Задачи:
1. Образовательные: тренировать наблюдательность, логическое мышление и память, находчивость.
2. Воспитательные: воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение выигрывать и проигрывать с достоинством.
3. Развивающие: развивать воображение и мышление.
Возраст детей: старшая и подготовительная группы.
Форма мероприятия: шахматный турнир.
Публикация «Сценарий досуга „Шахматный мини-турнир“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Методические приё мы: практические (игровые задания, моделирование, творческие задания, рассматривание); наглядные (показ, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация); словесные (беседа, вопросы, пояснения, объяснения, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки).
Материал и оборудование: часы, шахматы, конверты с разрезанными на части фигурами, шахматное поле (ковер, маски пешек и других фигур, репка, короны, медали.
Ход мероприятия:
Под музыку в зал заходит Шахматная Королева.
ШК: Здравствуйте, дорогие друзья! Я – Шахматная Королева! Добро пожаловать в мое королевство на турнир для умных и сильных ребят!
Шахматы – поле борьбы для умнейших, в логике сильнейших. Шахматную игру можно представить как противостояние - путь к победе или проигрышу, поединок за что-то важное. Шахматные фигуры сегодня станут живыми существами: они действуют согласно правилам такой игры, как жизнь, размышляют, продумывают ход, готовят для наших участников серьезные задания! Встречайте наших участников турнира!
Под звуки фанфар заходят участники, на голове маски – пешки.
ШК: Перед нами две команды – Черные и Белые! Судить вас будет наше жюри! (Представление членов жюри). Кто же сегодня одержит победу! Кто же дойдет до конца, соберет больше всего фишек и станет королем или королевой? Предлагаю начинать!
Помощник королевы:
Не зря во все эпохи короли
Ценили мудрость шахматной игры.
И в жизни пешка может стать ферзём,
Ведомая недюжинным умом.
1 тур. Разминка.
Вопросы командам:
1) В какой стране появилась игра «Шахматы»?
В России, в Америке или в Индии? (В Индии).
2) Как называется игровое шахматное поле?
Стена, доска, потолок? (Доска).
3) Какой фигуре объявляют шах и мат?
Пешке, королю, слону? (Королю).
4) Какого цвета шахматы у игрока, начинающего игру первым?
Черного, розового, белого? (Белого).
5) Сколько клеток на шахматной доске?
32, 64, 128? (64).
6) Что означает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?
Король спит, король умер, король обедает? (Король умер)
7) Сколько пешек присутствует на шахматной доске в начале игры?
10, 8, 20? (8).
8) В чем измеряется ценность шахматных фигур?
В рублях, в фишках, в пешках? (В пешках).
Физминутка «Пешки»
Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо — влево, а потом (Вращают головой)
3, 4, приседаем.
Наши ножки разомнём. (Приседают)
1, 2, 3 — на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
И опять играть спешим.
2 тур «Назови фигуру и сделай ход»
ШК: Загадаю вам загадки, отгадаете – получите еще баллы! Но вы не только назовете фигуру, но и покажете, как они ходят по шахматному полю! Договорились?
1.
У него большая роль,
А зовут его … (король)
2.
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
3.
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
4.
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
5.
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
6.
Кто ходить привык неспешно?
Ну, конечно, это … (пешка)
Помощник королевы высоко поднимает угаданную шахматную фигуру.
3 тур «Собери шахматную фигуру».
ШК: Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Рисовала я для вас фигуры, вырезала, клеила, да некрепко приклеила. Рассыпались части шахматных фигур. Вот два конверта, там и лежат части разные. Поможете мне собрать их?
(каждой команде помощник дает по 3 конверта, где лежат части шахматных фигур. Нужно на столе собрать по 3 фигуре).
ШК: Пока наши команды размышляют, я поиграю с нашими дорогими зрителями! Мы с вами сейчас сыграем в сказку «Репка», но вместо привычных нам героев в этой сказке будут жить шахматные фигуры!
Драматизация сказки «Репка». Вызываются желающие сыграть в сказке, на голову одеваются маски фигур.
«Посадил король на шахматном поле репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет-потянет король репку, вытянуть не может. Позвал король ферзя: «Помоги, ферзь, репку вытянуть!»… (внучка – слон, жучка – конь, кошка – ладья, мышка – пешка). Поблагодарить участников игры.
4 тур «Шахматы! По местам!»
ШК: Мой помощник сейчас покажет нам, умеет ли правильно расставлять шахматные фигуры на доске?
Помощник: Вот так, так и вот так! (расставляет неправильно).
ШК: Дорогие мои участники! Верно ли расставил он фигуры на шахматной доске? (ответы детей). А вот сейчас мы его научим! Вызываются капитаны команд! Вам нужно расставить шахматы на доске! А мы со зрителями посчитаем от 0 до 10 и обратно!
Подсчет баллов. Определение победителей. Награждение.