Татьяна Четырёва
Досуг «Шахматная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий досуга «Шахматная страна»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Четырёва Татьяна Артуровна
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка». (МКДОУ «Детский сад «Сказка»)
Республика Калмыкия, Октябрьский район, посёлок Большой Царын.
Старший воспитатель
Цель досуга :
• Познакомить детей в игровой форме с игрой в шахматы.
Темочки:
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
• Дать представление о шахматной доске, шахматных фигурах.
• Вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
• Активизировать познавательную деятельность дошкольников к игре в шахматы.
• Развивать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Действующие лица.
Взрослые: Ведущий, Клеточка, Шахматный король.
Дети: Королева (Ферзь, Ладья, Слон, Конь, Пешка.
Декорации: шахматный замок, импровизированная река, ширма. Украшенная шахматными фигурками.
Реквизит: клеточки шахматного поля (64 штуки, нагрудные атрибуты шахматных фигур, две короны, железная клетка, корзина, подвешенная к потолку, дощечки для моста, голубая ткань для реки, поднос с квадратами, конверт с загадками.
Ход ДОСУГА.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Король шахматной страны пригласил нас в свое королевство. Но прежде чем отправиться, я хочу спросить, знаете ли вы, что такое шахматы? (Ответы детей). Да, ребята, это игра, для которой нужны шахматная доска и шахматные фигуры.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд.
А возглавляет всех король-
Его хранит отряд
Ну что, ребята, в путь. Нас ждет сказочная страна шахмат. Отправимся мы с вами на ковре-самолёте. Садитесь все на ковёр, закройте глаза и сосчитайте до пяти. (Звучит аудиозапись звука летящего самолета. Пока дети считают, выставляются декорации)
Ребята, мы попали в сказочную страну шахмат. Посмотрите, какой красивый замок
короля. А где же сам король? Почему он нас не встречает?
(Навстречу детям выходит плачущая Клеточка) Кто ты? Почему ты плачешь?
Клеточка: Я, Клеточка. У нас в королевстве случилась беда.
Ведущий: Расскажи нам о своей беде, а мы постараемся тебе помочь.
Клеточка: Когда король объявил, что к нам прибудут гости, все жители королевства очень обрадовались и стали готовиться к вашему приезду. А злой колдун, который поселился в нашей стране, очень рассердился, потому что он не любил гостей, веселья, радости. И решил он сорвать нашу с вами встречу. Всех жителей он превратил в деревянные фигуры, а шахматное поле разделил на клеточки и заточил в свои ловушки, только мне одной удалось спастись. Ребята, вы можете нам помочь? (Ответы детей)
Ведущий: Клеточка, скажи, что нам делать?
Клеточка: Нам нужно освободить всех моих сестёр-клеточек и построить шахматное поле. Только тогда колдовские чары развеются и фигуры оживут.
Ведущий: Веди нас Клеточка к месту заточения твоих сестёр.
Первое задание
Клеточка: Злой колдун переправил моих сестёр на другой берег реки, а мост разрушил. Нам нужно построить новый мост и перенести клеточек.
(Дети строят мост через реку, выкладывают дощечки в шахматном порядке и переносят клеточки)
Клеточка: Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием, спасли моих сестёр. Нам предстоит освободить других клеточек.
Ведущий: Мы готовы помочь, веди нас дальше.
Второе задание.
Клеточка: Ребята, колдун посадил моих сестёр в железную клетку
(Дети подходят к железной клетке, на ней висит замок)
Клеточка: Ребята, этот замок откроется, если вы отгадаете загадки
Ведущий: Клеточка, дети постараются, прочитай загадки.
(Клеточка зачитывает загадки, дети отвечают. Если дети правильно угадают, замок откроется.)
Третье задание
Клеточка: Здесь надо быть очень осторожным. Колдун посадил Бабу-Ягу охранять клеточек, но я знаю, как с ней можно справиться. Надо ей спеть колыбельную и она уснёт. Пока Баба-Яга будет спать, нам надо забрать моих сестёр.
(Дети поют колыбельную, Баба-Яга засыпает. Дети, двигаясь на носочках, переносят клеточки.) Клеточка: Ура, ура! Вам удалось спасти моих сестёр.
Четвертое задание
Клеточка: Посмотрите, колдун моих сестёр в маленькие квадратики, а для нас оставил послание: «Угадайте сказки, клетки обретут прежний вид. А не угадаете, никогда не сможете собрать шахматное поле». Ребята будьте внимательны!
Девочка хорошая по лесу идёт,
Да не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку об её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь.
(Красная шапочка)
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чём-то просила.
Что надо сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?
(Цветик- семицветик.)
Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут
Им кричат- Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все заканчивается,
Все на место возвращается,
Все виновную прощают-
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.
(Федорино горе)
Что пропало в небе?
Кто-то пасть свою открыл
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг
Ой, какой везде испуг!
Но медведь сразил врага,
С ним расправа не долга!
Струсил враг и воротил
То, что в небе проглотил
(Краденое солнце)
(Дети называют сказки и клеточки обретают свой прежний вид)
Клеточка: Ах, какие вы умные, мои милые друзья! Нам осталось выполнить последнее задание.
Пятое задание
Клеточка: Злой колдун очень коварный! Посмотрите, он посадил клеточек в корзину и высоко поднял, нам не дотянуться до них. Ребята, вам надо сложить шахматное лото, и корзина опустится, и мы освободим последних клеточек
(Дети выполняют задание)
Клеточка: Ура, ура! Мои сестры на свободе!
Ведущий: Да, Клеточка, ребятам удалось спасти всех твоих сестёр и теперь можно построить шахматное поле. А ты, Клеточка, помоги, ведь ребята только учатся этой игре.
(С помощью Клеточки дети строят шахматное поле. Звучит торжественная музыка и шахматные фигуры оживают.)
Клеточка: Посмотрите, заколдованные фигуры ожили!
Король: Спасибо, ребята, что спасли нас от чар злого колдуна. Мы рады вас приветствовать в нашем шахматном королевстве! Теперь вы отдохните, а я вам представлю своих поданных.
(Выходит королева)
Король: Королева в атаку пойдет
И все на пути сметёт!
Не страшен ей пешек ряд
И нет ей пути назад!
Королева: Мой король – отважный воин
Пешке помогать идёт.
Её грудью защищает
И в обиду не дает.
Входит «Конь»
Конь: Конь шахмат – вовсе не конь.
Он мудрый, хитрый дипломат.
И скачет буквой хитрой он
И объявить желает мат.
Входит «Слон»
Слон: Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
Входит «Ладья»
Ладья:
Её маневр - сплошной кроссворд
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву – «тихий» ход,
Но вот – удар. И враг в печали!
Входит «Пешка»
Пешка: Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя героем мнит.
(Шахматные фигуры занимают свои места на шахматном поле)
Король: Ребята, вы познакомились со всеми жителями нашей страны. Нам предстоит научить вас этой увлекательной, интересной игре шахматы. Только сильные, добрые, умные люди могут познать тайны шахмат. А вы, ребята, проявили такие качествака ум, смекалка, смелость, решительность.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзём дополнит ряд,
Пешек он прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Ведущий: Ребята, вы готовы учиться игре в шахматы? Вы запомнили жителей королевства? (Ответы детей) Давай те назовём их.
(Фигуры выходят, дети называют их. Если дети затрудняются ответить, фигура называет себя, дети повторяют хором.)
Король: Ребята, мы дарим вам шахматы, учитесь игре и помните о нас. Мы всегда готовы прийти вам на помощь в познании этой удивительной игры. До скорой встречи!