Мария Суворова
Сценарий досуга с родителями «Путешествие по «Реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг с родителями
«Путешествие по «Реке времени»
Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и любознательности; формировать умение участвовать в совместных играх, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых.
Ход досуга:
С помощью фишек родители делятся на две команды (Команды располагаются за столами родители и дети)
Педагог 1:
- Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Публикация «Сценарий досуга с родителями „Путешествие по „Реке времени“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Педагог 2:
Мы вас всех приглашаем-
О русских обычаях, традициях предков
Сегодня мы много узнаем.
Педагог 1:
Будем слушать сказки, песни запевать,
Русские народные игры затевать.
Педагог 2:
Так жили на Руси наши предки и нам завещали -
Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!
Педагог 1:
Собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить.
Педагог 2:
- У нас 2 команды:
1-я команда: «Сударушка»
2-я команда: «Лебёдушка»
Педагог 1:
- Команды, поприветствуем друг друга! (Команды приветствуют друг друга)
Педагоги 1 и 2:
- 1 конкурс: «Угадай загадки»
- А сейчас вы не зевайте, наши загадки отгадайте!
- Каждой команде по очереди, задаются вопросы, если затрудняются ответить, другая команда помогает.
- Как называли наша родина много лет назад? (Русь)
- Как называлось жилище наших предков? (изба)
- Что было самым главным в избе? (печка)
- Как назывались песенки, с помощью которых укладывали детей спать?
(колыбельная)
- Сама не ест, а всех кормит. (ложка)
- В старину в ней дети спали,
Что же это за кроватка,
Спать в которой очень сладко? (люлька)
- Что на сковороду выливают
Да вчетверо сгибают? (блин)
- В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печка)
- И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (самовар)
- Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (ухват)
- Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (печь)
- Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (лапоть)
- Пошла плясать,
Пыль столбом взметать.
Отплясала, отскакала —
Возле дома чисто стало. (метла)
- Он построен под землёй,
Поит свежей всех водой.
Всё в деревне его знают,
Воду ведрами черпают. (колодец)
Педагог 2:
2-ой конкурс: «Найди и объясни орудие труда»
- Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось. И сказать есть ли в современном быте замена этого предмета.
Коромысло— дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. ,
Ухва т— приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи.
Рубель — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.
Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Кероси новая ла мпа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Были популярны в XIX-начале XX века, но после широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.
Горшо к — в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов.
Педагог 1:
- На листках написаны названия предметов (коромысло, ухват, стиральная доска, рубель, веретено, прялка, керосиновая лампа, горшок).
- Каждая команда по очереди выбирает и показывает, как им пользоваться.
Педагог 2:
- Любил русский народ после работы, и во время работы песни петь. Следующее задание отгадать песню.
3-ий конкурс: «Песенный»
- Звучит фонограмма для каждой команды («Лапти», «Во поле березка стояла» «Калинка» и т. д.)
Педагог 1:
- Молодцы хорошо знаете русские народные песни!
- А сейчас поиграем в русскую народную игру
- Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра!
Игра называется «Золотые ворота» (под музыку) все играют.
Педагог 2:
4-ый конкурс: «Объяснялки» (для взрослых)
Педагог 1:
- Пока взрослые находят ответы дети украшают матрешку (бумажные заготовки)
Педагоги 1и 2:
Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды).
- На листе бумаги написано, что означает слово и команды по очереди объясняют слова.
- Слова эти могут встречаться в русских народных сказках, былинах, наши предки использовали их в речи.
Жалейка-дудочка из ивовой коры.
Рушник-Так называли полотенце наши предки.
Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.
Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.
Чуни-валенки с коротким голенищем.
Баять - говорить, сказать.
Зыбка - подвесная колыбелька для малыша, люлька (подвешиваемая, обычно, к потолку в крестьянской избе). «Зыбаю-позыбаю, пошёл отец за рыбою» (слова из русской народной колыбельной песни).
Кадка - ёмкость цилиндрической формы (бочонок, собранная из деревянных клёпок (дощечек, стянутых металлическими обручами.
Околица-изгородь вокруг села
Кудель-пучок льна или шерсти, приготовленный для пряжи.
Педагог 1:
5-ый конкурс: Вспомни и назови «Отрицательные герои в русских народных сказках».
- Команды должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках. Команды совещаются, записывают и называют. (Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот - Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо – Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и т. д.)
- Кто больше назовет по очереди каждая команда.
Педагоги 1 и 2:
6-ой конкурс: «Декоративно-прикладное искусство»
- Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь?
(Загадки о художественных промыслах. На экране появляется картинка с промыслом для каждой команды по очереди.
1)Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми (Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны (Филимоновская игрушка)
4)Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят (Городецкая игрушка)
5)Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые (Хохлома)
6)Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы)
Педагог 2:
- Молодцы хорошо знаете народные промыслы.
- Наши предки игрушки для своих детей делали сами и самыми простыми были куклы, из ткани. Мы сегодня вместе с вами изготовим такую куколку. Эта кукла - оберег называется КУВАДКА. В глубокой древности такая кукла служила человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Педагог 1:
- Для изготовления куклы нам понадобится лоскутки ткани, нитки.
(Все вместе изготавливают куклу оберег).
Педагог 2:
- Каждый может забрать свою куколку себе, пусть она вас оберегает.
- Уважаемые родители и дети, вот и закончилась наша игра-викторина.
- Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.
Педагог 1: Большое спасибо за работу и участие. Хорошего вечера!
Всем вручаются сертификаты за участие.