Наталья Живодерова
Досуг для детей старшей группы «Россия-многонациональная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Живодерова. Н. В. воспитатель
Цель: сформировать представления детей о том, что Россия многонациональная страна;
Дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности мордовского, ингушского, дагестанского народов;
Побуждать интерес детей к национальным костюмам;
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине-России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
Знакомить детей с государственной символикой России, Ингушетии, Мордовии, Дагестана
Публикация «Досуг для детей старшей группы „Россия-многонациональная страна“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование и материалы: Магнитофон, проектор, презентация «Россия-многонациональная страна», карта России, национальные костюмы, куклы в национальных костюмах, магниты, блюда, картинки «Национальные костюмы народов России», указка.
Звучит песня «Моя Россия» сл. Соловьева Н. муз. Струве Г.
Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Воспитатель показывает карту России) слайд 2
- Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.
Словесная игра:
Наша страна называется … Россия. (Слайд 3)
Граждане России называются. россияне.
Столица России город … Москва.
Президент России … В. В. Путин.
В-ль: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы. Какие?
Дети: (герб, гимн, флаг) (Слайд 4)
В-ль: Зачем стране нужны герб и флаг? (Слайд 4)
(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
В-ль: Как вы думаете, много ли людей разных национальностей живут в России? (слайд 5-6)
В. Степанов «Российская семья» (слайд 7-8)
Ребенок:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
В-ль: Чем же народы отличаются друг от друга?
(У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Разная еда. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране : на нем разные народы общаются между собой.)
В-ль: А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде?
Дети: Дети и воспитатели одеты в разную одежду.
В-ль: ( В национальную: в русский и мордовский костюм, ингушский)
Ребята, вы все родились в Москве.
Стихотворение «Родня» В. Борисов
Ребенок:
Я— москвич, в Москве родился,
Я с Москвою породнился, и теперь моя родня
Здесь, под боком у меня.
Боровицкий холм — мой дед,
Вдаль глядит он столько лет!
От него берёт размах город на семи холмах.
Бабка мне — Москва-река, в сером камне берега.
Кремль московский — мой отец, он и крепость, и дворец.
Площадь Красная —мне мать.
О судьбе её великой можно в песне,
Можно в книге быль и небыль рассказать.
Нет! Не только для меня —всей стране Москва — родня,
Потому что бьётся в ней сердце Родины моей!
В-ль: Вы-москвичи, но ваши родители, ваши бабушки, дедушки живут в разных уголках России. У кого-то в Мордовии, у кого-то в Ингушетии, а также в Дагестане. Сегодня мы отправимся в путешествие по этим республикам. Садитесь в автобус, мы отправляемся.
Физкультминутка «Автобус»
Первая остановка-Мордовия. (Дети находят республику Мордовия на карте и показывают) (Слайд 9)
Так как Мордовия-это республика, то у нее есть свои символы. Какие? (герб, гимн, флаг) (Слайд 10)
Мордовский народ бережно чтит традиции своего народа. До сих пор хранят национальную одежду своих предков.
Мордовский национальный костюм - это часть многовековой культуры мордовского народа.
Мужская рубаха- называется панар. Рубахи носили на выпуск и подпоясывались пояском.
Основа женского костюма рубаха из белого холста (панар, богато украшенная вышивкой. Верхняя распашная одежда-типа халата из белого холста. Обязательной частью женского костюма являлся пояс с богатой вышивкой, шерстяными кистями, металлическими бляхами. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. (Слайд11-12-13-14)
Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. (Слайд15) Распространены у мордвы различные ремё сла и промыслы: резьба по дереву, изготовление мордовских кукол, шитье мордовского национального костюма, вышивка, бисероплетение и др. (Слайд15)
Максим поет песню на мордовском языке
Слушание: Мордовская песня «Песня про маму» (Тидей)
В-ль: А я предлагаю вам поиграть в мордовскую игру :
«Ветер - ветерки» («Варма-варминеть» (с бубном) мордовская игра
В-ль: Что ж, отправляемся дальше.
Физкультминутка «Автобус»
Мы приехали в следующую республику: Ингушетию (найти и показать на карте)
Ингушетия-чудесный край, который богат историей, великолепной природой, каменными башнями и гостеприимными жителями.
Как и у каждой республики у Ингушетии есть свой флаг и герб (слайд 16)
Ингуши трепетно хранят память о предках. Здесь также можно увидеть богатые народные костюмы, а также людей, которые исполняют народные танцы с гордостью за свою малую родину (слайд 17-18-19)
Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. (Слайд 20)
Скалистые горы и ледяные реки, бегущие по ущельям - вот характерный пейзаж этих мест. (Слайд 21)
А также архитектурные памятники Средневековья: боевые башни (слайд 22)
Сохранились народные промыслы – резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, ковроткачество, вышивка золотыми и серебряными нитями. (слайд 23-24)
Слушание: музыка Ингушетии
В-ль: В Ингушетии дети тоже любят играть и мы с вами поиграем.
Чечено-ингушская народная игра Утушка (Бобешк)
А мы с вами снова садимся в автобус и отправляемся дальше.
Физкультминутка «Автобус»
В-ль: Мы в республике Дагестан (находим и показываем на карте)
Рассматриваем флаг и герб республики (слайд 25)
В этой республике, как и в любой другой была своя национальная одежда.
Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, украшений. (слайд 26-27)
Голову покрывал красивый шелковый платок. (слайд 28) Как прекрасны девушки в своих национальных костюмах (слайд 29)
Мужской костюм состоял из рубашки, штанов,бешмета (одежда в виде кафтана со стоячим воротником, черкески (кафтан, верхняя одежда без ворота) с газырями, кожаных сапог-ичигов и меховой папахи. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором. (слайд 30)
В-ль: Как красива природа Дагестана.
В дагестанском крае очень много разнообразных пещер. (слайд 31)
Все они уникальны, красивы. Самая большая из них имеет длину в сто двадцать пять метров. Она имеет восемь залов, которые соединяются между собой узкими туннелями. В одном из этих залов с потолка свисают разноцветные прекрасные сталактиты.
А как прекрасны горы (слайд32). Чарующая их красота захватывает.
А водопады. (слайд33)
Природа поражает своей чистотой (слайд34)
В-ль: Предлагаю послушать национальную музыку Дагестана.
Слушание: музыка Дагестана
Девочка и мальчик танцуют национальный танец
В-ль: Ребята, а что же нас всех объединяет? (слайд 38)
Дети: Единая Россия
В-ль: А сейчас мы с вами поиграем в знакомую вам игру «Золотые ворота».
Русская народная игра: «Золотые ворота»
В-ль: Россия-великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, ее традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защитить свою Отчизну. Вы дети России-вы надежда и будущее нашей страны.