Ольга Анатольевна Салтанова
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения, Петербург!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
Задачи:
* развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;
* воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город лучше;
* воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;
* доставить детям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции. при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.
Публикация «Досуг для детей старшего дошкольного возраста „С днем рождения, Петербург!“» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материалы и оборудование: презентация о достопримечательностях Санкт-Петербурга, иллюстрации Петропавловской крепости для напольной игры «Собери изображение», картинки с контурами зданий.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под песню Шаинского «Вместе весело шагать» и садятся на стулья.
Ведущий:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Ведущий: Ребята, вы знаете, кто из знаменитых поэтов написал это стихотворение? (А. С. Пушкин) А о каком городе А. С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение?
Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.
Ведущий: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему исполнилось 311 лет, и живет в нём 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы и, конечно, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.
Ведущий: Ребята, я знаю, что вы не только любите наш город, но и очень хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу, во время которой перед нами оживут самые прекрасные уголки города. Во время путешествия город предложит вам решить загадки, отгадать ребусы и кроссворды, вы поучаствуете в викторине, мы с вами будем играть, читать стихи и, конечно, поговорим о том, как должны себя вести настоящие петербуржцы. Итак, наше путешествие начинается!
Ведущий: Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе, за что вы его любите?
Дети: У нас в городе широкие и красивые улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.
– Наш город стоит на реке Неве – она полноводная, красивая, одета в гранитные берега.
– Здесь живут друзья, родные.
– В нашем городе много музеев, театров, есть замечательный цирк и т. д.
Ребенок :
Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём. (М. Борисова)
Ведущий: Конечно, наш город нельзя не любить! В нем есть не только красивые здания, но и много садов и парков. Например, Летний сад, на аллеях которого много старинных скульптур, привезенных в наш город из разных стран мира. Но есть один памятник, созданный в России скульптором П. К. Клодтом поэту И. Крылову. Крылов любил гулять по Летнему саду. Кто знает, может во время этих прогулок он написал свои замечательные басни. Герои этих басен изображены на памятнике все до одного.
Ведущий: Я предлагаю вам отгадать первую загадку.
В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.
Ведущий: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и для чего?
Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.
Ведущий: А знаете ли вы, что происходит в крепости каждый день в 12-часов?
Дети: стреляют из пушки.
Ведущий: Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Собери крепость»
Дети (2-3 чел) собирают на полу разрезную картину «Петропавловская крепость».
Ребенок
Ветер, ветер, ты какой?
Петербургский я, морской
На заливе разгулялся,
А теперь до вас добрался.
В переулках я свищу,
Кто из вас не спит – ищу.
Ведущий: Подул ветерок, стало свежо, где же мы ребята очутились?
Дети: Это наша река Нева.
Ведущий: Что вы знаете о Неве?
Дети: Вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Поэтому в Санкт-Петербурге 32 моста.
Ребенок
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева. (М. Борисова)
Ведущий: А можно представить наш город без Невы?
Дети: Нет! По Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьём невскую воду.
Ведущий: Вы правы, конечно! Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы, обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга. Это Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы, Эрмитаж.
Ребенок :
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот. (Сергей Скаченков)
Ведущий: На шпиле какого здания красуется кораблик?
Дети: Это – Адмиралтейство.
Ведущий: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво окрашенные, большие военные корабли.
Ведущий: Поиграем в игру.
«Узнай по контуру»
Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор+…
Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.
Ведущий: Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?
Дети: Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый Зимний дворец, где жили цари. Сейчас это Эрмитаж - самый большой музей России. В его коллекции 3 миллиона произведений: картины, скульптуры, монеты и медали, коллекции оружия и тканей. 3,5 миллиона человек посещают музей за год.
Ребенок :
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках. (А. Городницкий)
Ведущий: А какие вы еще знаете скульптуры, памятники нашего города, который недаром называют музеем под открытым небом?
Дети: Памятник Крылову в Летнем саду, сфинксы на набережной, львы украшающие мосты, фасады домов, памятник Петру I, грифоны на Банковском мосту, кони на Аничковом мосту.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем в игру «Ожившие скульптуры».
П/и «Море волнуется раз….», дети изображают различные скульптуры
Ведущий: А теперь следующая загадка.
Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер,
Конь, Тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовётся…
Дети: …Медный всадник.
Ведущий: Что вы знаете о Петре I?
Дети:….
Ведущий: По приказу Петра 1 был построен наш замечательный город. Мне хочется мне узнать, как сегодняшние юные жители города знают и любят его.
Викторина: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»
1. Кто основал наш город? (Петр I)
2. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
3. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
4. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
5. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
6. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На Заячьем)
9. Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
10. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
11. Во сколько и где стреляет в нашем городе пушка? (На стене Петропавловской крепости, в 12 часов)
12. Как называют самый знаменитый памятник Петру I в нашем городе (Медный всадник)
13. Что венчает позолоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом)
14. Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
15. Как выглядит герб нашего города?
Ведущий: Да, город вы знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?
Дети:
• Не сорить на улицах города.
• Быть вежливыми при общении.
• Помогать пожилым людям.
• Громко не кричать.
• Помогать младшим товарищам.
Ведущий: Молодцы!
Ведущий:. Наш досуг, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга подошел к концу.
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот –
Адмиралтейскою иглой!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завыванье зимних пург –
Ты – всех прекрасней, – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург! (Н. Агнивцев)
Использованная литература:
1. Алифанова Т. Г. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет», 2005.
2. Ефимовский Е. С. «Любимый город Санкт - Петербург». Азбука в стихах и картинках. Санкт-Петербург, изд. дом «Литера», 2004.
3. Гурьева Н. А. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство». Санкт-Петербург. «Паритет», 2010.