Людмила Макарова
Дошкольный театр здоровья. Сценарий музыкально-театральной композиции «В стране восходящего солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный театр здоровья. Сценарий музыкально-театральной композиции
МБДОУ "Детский сад №26 "Дюймовочка" ЗМР РТ, Г. Зеленодольск, Республика Татарстан, старший воспитатель Макарова Л. Н., музыкальный руководитель Иванова И. М.
Дошкольный театр здоровья. Сценарий музыкально-театральной композиции «В стране восходящего солнца»(по мотивам японских народных сказок)
Публикация «Дошкольный театр здоровья, Сценарий музыкально-театральной композиции „В стране восходящего солнца“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Солнце. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2013
«В стране восходящего солнца»— познавательный праздник, на котором дети узнают много интересного о стране, сделают поделки, станут участниками японского театра, выучат японские стихи, разгадают загадки, познакомятся с национальными сказками и музыкой. И самое интересное - будут посвящены в таинство добра и дружбы.
Цель:
1. Формировать: интерес детей к занятиям физкультурой, навыки здорового образа жизни.
2. Расширять представления детей об искусстве и культуре Японии, формировать эстетический вкус.
3. Совершенствовать технику движений, добиваясь лёгкости и точности, выразительности их выполнения, развивать координацию движений.
4. Воспитывать волю к победе, умение преодолевать трудности, развивать в детях чувство добра, товарищества, взаимовыручки.
5. Создать условия творческой атмосферы.
Предварительная работа:
1. Чтение японских сказок и рассказов о жизни японцев.
2. Проведение бесед (с рассматривание м иллюстраций) : (Приложение №1)
Праздники и обычаи японского народа.
Спортивные традиции Японии.
Оздоровительная дыхательная гимнастика японцев
Искусство дарить добро: оригами. (Приложение №2)
3. Проведение выставки «Делаем сами» - оригами.
4. Знакомство с японскими народными играми.
5. Рисование на тему «Японский пейзаж».
6. Чтение книги В. Танасийчук «Путешествие с мамонтенком».
7. Пересказ рассказа «О девочке Садако из Хиросимы».
8. Слушание народной японской музыки.
9. Разучивание упражнений дыхательной гимнастики. (Приложение №3)
Оформление:
Воссоздание колорита Японии:
- зал украшается бумажными шарами, цветами и бабочками;
- японские иероглифы о здоровье;
- изображение горы Фудзияма, восходящего из-за неё солнца;
- «сакура»;
- ширма, украшенная большим японским веером;
- циновки;
-спортивные снаряды (веревочная лестница, тумба, тоннель, стойка для метания, декорированные для инсценировки;
- выставка оригами, поделок, сделанных ребятами и их родителями.
- бумажные журавлики (подарок).
Костюмы:
1. Кимоно взрослое, японский зонтик -1 шт. ,
2. Кимоно детское – 4 шт. ,
3. Кимоно спортивное – 4 шт. ,
4. Парики женские (японские) – 4 шт. ,
5. Веры (маленькие для танца) – 8 шт. ,
6. Костюм «журавлика» - 1 шт.
7. Костюм дракона – 1 шт.
Фонограмма – японские народные мотивы.
Роли:
Иссумбоси – японский мальчик,
Журавлик - «ожившая птица»,
Друзья Иссумбоси – 2 мальчика,
Подруги Иссумбоси – 4 девочки,
Дракон Ямата-но – взрослый.
Ход мероприятия:
Звучит японская музыка.
Воспитатель (в национальном японском костюме-кимоно) :
- Сегодня мы предлагаем вам отправимся на восток, в страну Восходящего солнца – Японию. Эта страна издревле славится своими обычаями и традициями, которые помогают её жителям быть здоровыми и жить очень долго.
Давайте поздороваемся с вами как настоящие японцы - КОНИТИВА!
- А побывать в этой загадочной стране нам поможет сказка :
Давным-давно, за морем, океаном в небольшой японской деревне жил мальчик Иссумбоси. Он рос слабым и болезненным.
Каждый день он сидел под ветками сакуры и играл со своим бумажным журавликом.
Деревенские девочки, как могли, развлекали Иссумбоси своими танцами…
Танец с веерами (девочки танцуют с веерами под японскую музыку)
Бумажный журавлик «улетает» высоко в «небо», мальчик вытирает «слезы», грустит.
Иссумбоси: Ой, ветер подхватил мою бумажную птицу и уносит её высоко в небо. Я очень удивлен и опечален. (Со слезами на глазах смотрел он вслед «улетевшему» другу и видит «ожившую птицу» - журавлика) О, чудо!
(«влетает журавлик» – девочка танцует спортивный танец)
Журавлик: Что с тобой, мальчик? Почему ты плачешь?
Иссумбоси: Меня в раннем детстве заколдовал злой дракон Ямата-но, и с тех пор я расту слабым и болезненным. И с тех пор самое большое мое желание - снова стать здоровым и весёлым.
Журавлик: Милый Иссумбоси! Не печалься, я знаю, как тебе помочь. Тебе нужно победить дракона Ямато-но. И сделать это тебе помогут твои друзья.
До свидания, Иссумбоси! Удачи!
Иссумбоси: Как же я смогу победить дракона, ведь я такой слабый?
Друзья: (бегут навстречу)Иссумбуси, КОНИТИВА! (кланяются) Как твои дела?
От журавлика мы узнали, что тебе нужна наша помощь. И вот мы здесь.
Чтобы стать сильнее и крепче нам помогают упражнения. Вставай, Иссумбоси, с нами, мы тебя научим!
(звучит медленная японская музыка)
Воспитатель: Друзья очень жалели мальчика и много тренировались. Они хотели стать сильными и крепкими, чтобы победить дракона и расколдовать Иссумбоси.
Разминка (Приложение № 3) – упражнения на дыхание и растяжку мышц (проводит ребенок) :
1. «руки толкают небо»
2. «птенец покидает гнездо»
3. «змея в танце»
4. «дракон приподнимает голову»
5. «поверженный дракон»
6. «тростник раскачивается на ветру»
7. «злой дух разбушевался»
8. «журавль распрямляет крылья»
Воспитатель: Самых сильных и храбрых обучал восточным боевым искусствам великий воин – сёгун.
- показательное выступление «сёгуна» - Каратэ.
(бывший выпускник детского сада) - музыкальное сопровождение – японская музыка
- выступление мальчиков - Каратэ - музыкальное сопровождение - японская музыка
Входит «Дракон».
Дракон: Что за музыка, что за смех!
Кто смеет быть здоровым и счастливым в моих владениях?
Мальчик
Мы тебя не боимся и хотим сразиться с тобой!
Дракон:
- Вам никогда не одолеть меня! Моя пещера находится высоко в горах, а между ними – огромная пропасть! А сама пещера очень темная и страшная!
Мальчики (обсуждают ситуацию) :
- Мы так старались и стали уже достаточно сильными, чтобы победить Дракона.
- Поможем Иссумбоси!
- Собираемся в дорогу, друзья!
Мальчики идут «в горы» :
На пути им встречаются разные препятствия.
1. «горы» - дети взбираются и спускаются с физкультурных тумб, оформленных по «скалы» (подают друг другу руку)
2. «ущелье» - дети проходят балансируя по веревочной лестнице, лежащей на полу.
Один из мальчиков подбадривает друзей словами японской пословицы: «Воля и сквозь скалу пройдет»
3. «пещера» - тоннель (дети пролезают сквозь тканевый тоннель, помогая друг другу)
4. «логово Дракона» - дети «кормят» дракона ягодами «дружбы», «мира», «здоровья», «закалки» (метание мягких мячей – «ягод» в «пасть Дракона») – Дракон «чахнет».
Во время путешествия мальчики подбадривают друга, помогают ему преодолеть препятствия. Иссумбоси становится все сильнее и увереннее в своих силах.
Дети радуются победе над драконом и полному выздоровлению Иссумбоси.
Мальчики:
Мы победили злого дракона!
Иссумбоси благодарит друзей за свое здоровье и силу.
Иссумбоси: Аригато (спасибо, друзья! Спасибо, журавлик!
Воспитатель: С тех пор в этой японской деревне все были здоровы и счастливы. А, Иссумбоси теперь точно знал, чтобы быть всегда здоровым и не бояться чар злого дракона, нужно совершенствовать и душу, и тело.
Все участники театрального действия выходят на сцену.
Воспитатель: Вспомните мудрую японскую пословицу: «Кто любит людей – тот долго живёт». Давайте подарим журавликов нашим гостям и пожелаем им исполнения заветного
желания.
Герои сказки желают гостям быть всегда здоровыми и счастливыми!
(дарят всем гостям бумажных журавликов)
.
Приложение №1.
Информация для беседы с детьми.
Ребята, я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. А в какую страну вы узнаете, если правильно соберёте из частей символ этой страны.
Дети собирают флаг Японии.
-Что получилось?
-это флаг Японии – хиномару.
Кто из вас знает, как называется Япония по-другому?
-Страна восходящего солнца.
-Это правильный ответ. Я предлагаю Вам отправиться в столицу Японии – город Токио.
Япония лежит на гористых островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку между Японским морем и Тихим океаном.
-А что вы знаете о Японии?
Япония-страна восходящего солнца. Япония располагается на островах: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Национальный флаг называется - хиномару. Красный круг символизирует восходящее солнце. Главной богиней Японии является богиня Солнца.
Продолжительность жизни в Японии считается одной из самых высоких в мире.
Прежде чем войти в дом японцы снимают обувь. Это делается, прежде всего, для того, чтобы содержать в чистоте «татами» - циновки из бамбука.
Спят и едят японцы на циновках. Рис является основным видом питания.
Суши - японский деликатес из риса и маринованной рыбы, обёрнутой в морские водоросли.
Японцы принимают пищу палочками для еды, которые называются «хаси».
Японцы - чрезвычайно вежливые люди. Если вам что-то потребуется, они всегда постараются помочь.
Сакура – национальное японское дерево. Известный символ японской культуры.
Сакура является традиционным символом женской молодости.
В Японии существует праздник Сакуры, он проходит весной.
Дом в Японии называется пагодой.
Спортивное искусство - это борьба айкидо, каратэ, сумо. Дыханию во время занятий отводиться особое внимание. Золотое правило айкидо – убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения.
В японских легендах и мифах дракон олицетворяет божественные силы, которые могут нести как добро, так и зло. Если к дракону относиться с уважением он может щедро отблагодарить человека, потому что сказочно богат.
Кимоно – традиционная национальная одежда. Оно представляет собой халат прямого покроя с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону.
Спортивное кимоно дополняют широкие штаны – хакама.
Оригами – японское искусство складывать модели из бумаги.
На Востоке считается, что оригами – это символ мира, покоя и семейного очага.
Символом оригами является журавлик. Он олицетворяет веру, надежду, любовь и верность.
Икебана – искусство составлять букеты.
Чайная церемония называется – тяною и пьют японцы только зелёный чай.
Японские пословицы.
Добро побеждает зло.
Счастье приходит в весёлые ворота.
Нечестно нажитое впрок не идёт.
Кто любит людей – тот долго живёт.
Тигр бережёт свою шкуру, а человек – имя.
Хочешь узнать себя – спроси других.
Ущипни себя и узнаешь – больно ли другому.
Продолжительность жизни людей в Японии считается одной из самых высоких в мире.
-Как вы думаете, почему?
Люди занимаются физкультурой, питаются морепродуктами, в которых много витаминов.
Я предлагаю вам сейчас выполнить упражнения, которые непременно улучшат наше здоровье.
Приложение №2.
Рассказ об оригами
- Оригами по-японски означает «сложенная бумага». Это древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Стихотворения:
Здесь не нужны волшебники и маги,
И нечего особенно мудрить.
А просто мы возьмем листок бумаги.
И постараемся цветы сложить.
А может, сделаем подарок своими руками,
При помощи волшебного искусства – оригами?
Гимн оригами
1-й куплет:
Кто-то когда-то придумал бумагу,
И даже не ведал о том,
Что маленький листик поведает миру
Великую тайну потом.
Припев:
Оригами, оригами,
Это мир фантазий, волшебства.
Это – радость, это – сказка,
Это детство рядом навсегда.
2-й куплет:
Тайну открытий, тайну движений
Хранит этот маленький лист.
В нем прячутся белки, цветы и игрушки,
Семейство рыженьких лис.
Припев.
Журавль – священная птица Японии, которая живёт до 1000 лет и исполняет заветное желание.
Поделка БУМАЖНЫЙ ЖУРАВЛИК
Воспитатель предлагает детям сделать бумажных журавликов, которых можно будет вручить гостям на празднике.
Вариантов журавликов очень много. В данном случае предлагается быстрый и легкий вариант выполнения поделки. Нужно
• Взять квадратный лист бумаги.
• Сложить по диагонали.
• Нанести рисунок, можно по шаблону.
• Сделать разрезы по нанесенным линиям.
• Квадрат развернуть.
• Передний кончик протянуть под туловищем и заткнуть в последнюю прорезь хвостовой части.
• Перышки можно слегка загнуть.
Под музыку детской японской песенки дети выполняют задание.
Приложение №3
Комплекс дыхательной гимнастики.
1. «Руки толкают небо»
И. п:ноги на ширине плеч,1-2 поднять руки вверх, имитировать упор ладонями- вдох;3-4- выдох.
2. «Птенец покидает гнездо»
И. п-ноги на ширине плеч, руки перед грудью, предплечья горизонтальны, ладони обращены к телу, слегка повернуты вверх. На вдохе разводим локти в стороны до предела, максимально разворачиваем кисти ладонями наружу, на выдохе повторяем движение обратно.
3. «Змея в танце»
И. п- ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Выполнять круговые движения тазом по часовой и против часовой стрелке (ноги в коленях не сгибать).
4. «Дракон поднимает голову»
И. п- сидя по-турецки, руки за головой. Наклоняемся назад до упора, и. п.
5. «Поверженный дракон»
И. п- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимаем прямые ноги до 90 градусов медленно опускаем.
6. «Тростник раскачивается на ветру»
И. п- сидя на полу, максимально расставив ноги, носки на себя. На выдохе медленно наклоняемся к правой ноге и медленно переходим к левой.
7. «Летящий журавль»
И. п- Левую ногу согнуть в колене, правую поставить назад на носок. Ладони у плеч, локти прижаты к туловищу. Поднять правую ногу вверх, левая согнута в колене, руки развести в стороны.
8. «Злой дух разбушевался»
И. п: о. с. поднять правую ногу согнутую в колене под прямым углом. 2- развести руки в стороны ногу опустить. 3- руками коснуться плеч. Правую снова согнуть.
9. О. с: ноги скрестно. Сесть по-турецки -1,-2 ;3-4 вернуться в о. с.