Эльмира Велиева
Дошкольное воспитание и его значение в будущем ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что детский возраст, особенно дошкольный, очень хрупок и восприимчив. Ведь вокруг так много всего интересного, еще не познанного. Дети с откровенным доверием смотрят на взрослых и верят всему, что они говорят.
Этот момент очень важен для будущего ребенка. Важно правильно преподать и привить определенные навыки и понятия. В таком случае, особую роль играет дошкольная педагогика. Воспитатели в детских садах проводят довольно большое количество времени с детьми, и их задача, дать разностороннее и гармоничное развитие детям дошкольного возраста. Помочь и правильно направить формирование подрастающего поколения. Эта задача очень не простая, так как приходится часто сталкиваться с индивидуальными особенностями каждого, общими возрастными особенностями детей и т. д. Поэтому ответственность возлагается на них просто колоссальная.
Темочки:
Сегодня в дошкольных учреждениях педагоги делают акцент на такие общие нравственные, культурные и образовательные ценности как: гуманизм, добро, помощь и любовь к ближнему, уважению и любви к родителям, стремлению к изучению чего-то нового, трудолюбию, улучшению личностных качеств, уважению в отношениях друг с другом и с старшими, творческое проявление своей личности, дисциплине и ответственности, и конечно же, умению выстраивать отношения между сверстниками и взрослыми, прививаются понятия обще принятого поведения в социуме. Это далеко еще не весь список всего того, чему обучают детей в дошкольных учреждениях.
Имея ввиду все выше перечисленные направления развития ребенка, перед педагогом ставится определенный ряд задач. Педагогу необходимо дать характеристику нравственных качеств личности, которые должны быть сформированы у ребенка в момент его детства еще до школы. Также необходимо всячески обосновать используемые методы и технологии воспитательного процесса, а также показать их результативность.
Само собой, нельзя складывать все дошкольное воспитание только на воспитателей или педагогов. Первоначальные навыки и общие понятия, принятые в обществе, должны закладываться, непосредственно, в семье. Этот момент очень важен. Ведь первые года жизни, еще до того, как ребенок пришел в детский сад, малыш смотрит на поведение родителей и всячески его копирует.
Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Чтобы к годовалому возрасту ребенок имел уже минимальные понятия о поведении. В противном случае, чем старше будет становится ребенок, тем сложнее будет корректировать его поведение, в общей сложности.
В тот момент, когда ребенок приходит в детский сад, ответственность разделяется уже между воспитателем и родителями. Задача воспитателя, в данном случае, как человека, профессиональной деятельностью которого является - воспитание детей, улучшать и корректировать навыки и понятия, которые были привиты ребенку в семье. Но и при случае, если ребенок ходит в детский сад, родители не должны забывать о своей ответственности и обязанности развивать ребенка и помогать становлению его личности.
Само понятие дошкольного воспитания включает в себя основы разностороннего развития личности ребенка. И от того, как будет воспитываться малыш, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Дошкольное воспитание играет роль, своего рода, фундамента, на основе которого, в конечном итоге, развиваются дальнейшие личностные качества, такие как, характер, какие-либо способности или навыки.
Особое внимание стоит уделять формированию отношений ребенка с окружающими его людьми, природой, а также культуре своего и других народов. Важно привить дошкольнику уважительное отношение к чужой культуре и традициям.
Одна из основных задач дошкольного воспитания, как в семье, так и за ее пределами, это обеспечить нормальное физическое развитие, эмоциональное благополучие и интеллектуальные способности ребенка. Не мало важно, обеспечить и волевое воспитание маленького гражданина.
Целями же дошкольного образования и воспитания являются, возможность дать каждому малышу базовое образование. При правильно подобранных методиках обучения детей, каждый ребенок получает полноценное развитие в сфере эстетического, умственного и нравственного воспитания.
В целом, само дошкольное воспитание можно разделить на два направления. В первом случае оно будет направлено на подготовку к школе, что совершенно необходимо. Во втором же случае, оно направлено на развитие личностных качеств ребенка, которые могут помочь ему в формировании его будущего.
Важно помнить о том, что кроме нравственных и моральных аспектов воспитания дошкольников, большое внимание стоит уделять их физическому развитию, так как в этот момент происходит бурный рост и укрепление физического здоровья в общем. Важно прививать ребенку любовь к физической активности и спорту.
При осуществлении дошкольного воспитания очень важно понимать особенности возрастной психологии, на каждом этапе развития ребенка. Эта нелегкая задача стоит, как перед родителями дошкольника, так и перед воспитателями и преподавателями. В процессе пребывания ребенка в обществе других детей разного возраста, могут возникать различного рода ситуации, при которых ребенок будет находиться в затруднительном положении для их решения. В этот момент на помощь маленькому ребенку должны придти взрослые. При грамотном дошкольном воспитании, а это постоянное наблюдение за ребенком, понимание всех особенностей их взаимоотношений и психологии, ребенок будет в большинстве случаев, решать возникшие перед ним сложности самостоятельно.
Необходимо учитывать все возрастные периоды психического развития дошкольника. В таком случае, работа разделяется на три направления. Первое направление включает в себя понятие человеческого мира. В нем раскрываются вопросы о взаимоотношениях людей в обществе. Понятие друзья, родственники, семья, знакомы и прочее. Актуальность вопроса заботы и уважения к ближнему окружению. Второе, не менее важное, направление, это Малая родина. В данном направлении дети знакомятся с родным городом, с его достопримечательностями и знаменательными местами. Это тоже очень важно для развития ребенка, потому что таким образом прививаются культурные и традиционные ценности. И в третьем направлении уже идет ознакомление с народной культурой, раскрываются вопросы быта и культурного творчества.
Беря во внимание особенности детской психики и психологии, особенности их восприятия, дошкольное воспитание и образование можно осуществлять в игровой форме. Такой метод обучения значительно упрощает процесс усвоения материала детьми. Потому что именно в момент игры дети учатся контролю над собой и правильной оценке себя и своих возможностей.
Игра, как свободная, так и обучающая несет в себе очень большое значение и позволяет ребенку развиваться всесторонне. При игровом обучении у детей дошкольного возраста развиваются такие положительные качества как, логика, значительно улучшается речь, дети учатся сотрудничеству и здоровому соперничеству. Не малую роль играет и компетентность воспитателя в данном вопросе. Игры, которые предлагаются воспитателем, должны отвечать некоторым требованиям. В первую очередь они должны быть креативными и развивать воображение, умение придумать сюжет, новым образом увидеть уже знакомую ситуацию, дать новые значения знакомым предметам.
Само собой, еще одним важным качеством воспитателя, является тактичность и чуткость в игре с детьми.
. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Однако практика показывает, что именно эти две тактики наиболее часто встречаются в детских садах.
И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.
Все эти качества должны лежать в основе профессиональной деятельности дошкольного преподавателя, так как они являются основами игровой компетентности. Без нее не возможна правильно выстроенная и развитая игра детей. А игра, одна из немногих областей, где дети дошкольного возраста могут в полной мере проявить свою инициативу и творческую деятельность. Именно в игре формируются все качества и самостоятельность.
Важно принять во внимание, что за последнее время, не только в нашей стране, но и во всем мире, разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру
Эти комментарии были призваны противостоять отрицательным тенденциям современного детства, которые пагубно влияют на детское развитие, а также комментарии направлены на принятие мер по осуществлению долгосрочных программ, которые будут обеспечивать право ребенка на игру. К ним относятся
• обязательное обеспечение специально отведенного места, времени и оборудования для детской игры, с непосредственным участием специалистов
• создание специальных программ для педагогов, родителей, воспитателей и т. д., которые будут направлены на поддержку детской игры. создание возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей;
• сохранение и распространение традиционных и фольклорных игр
• обеспечение всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек и игровых материалов.