Ершова Юлия
Консультация «Дошкольники в музее»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складываются начала личности и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.
В указанном выше возрастном периоде расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5—6 годам некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста характерна тяга к сло-весному общению со сверстниками и в большой степени — со взрослыми. У них высокая зрительная активность: они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов по поводу формы, цвета, фактуры последних, что свидетельствует о наличии у них психологической готовности к посещению художественного музея и работе на его экспозиции.
Публикация «Консультация „Дошкольники в музее“» размещена в разделах
- В музей вместе с ребенком. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, содержание и характер которой постепенно меняются. Так, если у малыша в возрасте 1—3 лет игра имеет характер простого манипулирования предметами, то в 4—5-летнем возрасте она приобретает сюжетно-ролевую форму, способствующую процессу социализации ребенка. Подражая взрослым, он воспроизводит в игре знакомые ему жизненные ситуации на элементарном уровне и тем самым приобретает опыт деятельности в них на доступном ему уровне. Важно помнить о том, что в процессе игры активизируются психические качества, необходимые для художественного развития ребенка. Речь идет о творческом воображении, фантазии, а также способности через мимику, пластику и речевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра способствует также формированию коммуникативных навыков, приобретению опыта взаимоотношений с другими людьми. Немаловажное значение имеет и тот факт, что специфика художественного развития детей-дошкольников заключается в их большей ориентированности на собственное изобразительное творчество, чем на восприятие искусства. Значительную часть времени ребенок проводит в занятиях лепкой, рисованием, элементарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразительная деятельность становится одним из эффективных путей освоения ребенком окружающего мира и подготавливает к реальному взаимодействию с ним в будущем.
Рисунки детей-дошкольников отличаются яркой образностью, декоративностью и силой цвета, выразительностью линии, силуэта, композиционной цельностью. По своей стилистике (выразительность контура, цветового пятна) они близки архаическим формам искусства. Очевидно, что и детское восприятие художественных произведений на экспозиции во многом соответствует этим особенностям изобразительного творчества. Так, дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания. Опознание крупных и ярких, полностью видимых в картине предметов доставляет ребенку удовольствие. Главное на этой ступени восприятия ребенка — понимание им существования не только объективно-физических качеств предмета, но и выраженного в нем образа — изображения, являющегося заместителем реального объекта, «узнаваемого» в системе пятен, линий и форм на картинной плоскости или в объемной скульптурной форме.
На экспозиции народного искусства ребенка также привлекает процесс узнавания знакомых предметов быта. Его радует их необычная форма, яркий цвет, образно-пластическое решение предметов, а также наличие в них украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной детали (птичка, лошадка и проч.).
У дошкольников средней возрастной группы в процессе зрительного восприятия начинает активно осуществляться познавательная деятельность: ребенок самостоятельно или с помощью взрослых уже способен сделать акцент на выделении значимых признаков, по которым опознается объект. Таким признаком на музейной экспозиции могут быть форма, размер, цвет, материал, наиболее значимые детали, свойственные отдельным предметам или персонажам и героям картин.
Дошкольники 5—6 лет уже способны эмоционально переживать события и образы, запечатленные в произведениях искусства, — разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта.
В рисунках детей этой возрастной группы усложняется и разнообразится тематика и сюжеты, становится все более заметной личностная и эмоциональная оценка изображенного события или персонажа. На экспозиции музея их также начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки персонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке («плохой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п.). Дети активно реагируют на цветовое решение картины. Так же, как и в их собственном творчестве, цвет они часто воспринимают как средство эмоционально-оценочной характеристики изображенного сюжета или персонажей картины.
Названные особенности восприятия и художественного творчества у детей дошкольного возраста определяют ряд методических принципов работы с ними в художественном музее :
1. Посещения музея должны быть не чаще 3—4 раз в год с
продолжительностью пребывания 45—50 минут каждое. Следует
помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются
игра и собственное изобразительное творчество, в процессе кото
рых ребенок этого возраста познает мир.
2. Эффективность занятия зависит как от психологического
контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспози
ции музея. Шум в зале, движение и разговоры посетителей, речь
экскурсовода другой группы и т. п., что рассеивает внимание, при
водит к быстрой утомляемости детей и значительно снижает каче
ство усвоения материала занятия.
3. Большое значение имеют тематика и специфика зрительного
ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом
жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания
воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с от
ражением в искусстве жизни природы («Пейзаж», чувств и харак
тера человека («Портрет», событий окружающей жизни (на дос
тупном для детей уровне, красоты и разнообразия предметного
мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с до-
школьниками нужно строить по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и т. д.). Значительно облегчает восприятие памятника и снижает утомляемость детей использование метода сравнения.
4. Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.
В процессе занятий большое значение имеет использование невербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятельных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактических играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индивидуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а также формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).