Наталья Кирилеева
Дошкольники и ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации имеются специально разработанные совместно с подразделениями Госавтоинспекции тематические планы и программы, по которым проводятся экскурсии по основам дорожной безопасности с дошкольниками.
В ряде дошкольных учреждениях программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. В этом случае вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.
Публикация «Дошкольники и ПДД» размещена в разделах
Например, под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду и изучение дорожной среды.
Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улицах, дорогах, в транспорте.
Для каждой возрастной группы дошкольников разрабатывается своя методика проведения экскурсий.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание детей. Применительно к дорожной среде дошкольники часто не понимают опасности дорожного движения, транспортных средств, дорог и т. д. Дошкольник должен находиться на улице только в сопровождении взрослых. Он не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность.
Безопасное поведение дошкольника на улице определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности в школьном возрасте к самостоятельному дорожному движению.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.
Поэтому рекомендуется в обязательном порядке включить в общую программу воспитания дошкольников ненавязчивые вопросы объяснения детям ценности жизни и постепенного обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. При реализации программы воспитания детей воспитатель должен определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы, к которым он должен стремиться, формируя и развивая у дошкольников навыки безопасного поведения на улицах. Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам: понимание ребенком того, что является правильным или неправильным (хорошо - плохо, можно - нельзя, подражать - не подражать, опасно - безопасно и т. д.).
Большое значение имеет формирование у ребенка привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и мысленно останавливать себя, когда другие дети бегут).
Таким образом, программа воспитания и проведения экскурсий имеет целью не обучение дошкольников Правилам дорожного движения (их хорошо должен знать воспитатель, а формирование и развитие у дошкольников от 2 до 6 лет навыков и положительных привычек безопасно вести себя на улицах и дорогах, держа при этом за руку взрослого.
Педагоги нашего коллектива начали свою работу с составления перспективного плана по предупреждению дорожного травматизма, включив основные разделы:
1. Обучение детей правилам дорожного движения.
2. Работа детского сада и семьей по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
3. Организация предметно пространственной развивающей среды. Педагоги сделали разметку площадки для практического закрепления правил дорожного движения. В группах детского сада созданы уголки по безопасности движения. Здесь имеются макеты для игры с маленькими машинами, есть пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Наша улица», «За рулем», «По городу» и другие.
Особое место в работе детского сада по этой проблеме относится формирование у детей умения ориентироваться на улице, устойчивых привычек выполнения правил дорожного движения. Детей начинают с младшего возраста, знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения, учат их различать проезжую часть дороги, понимать знания зеленого и красного светофора, учат переходить улицу только в специальных местах. Эта работа продолжается в последующих возрастных группах.
В начале учебного года мы проводим экскурсии к проезжей части дороги. Организуя наблюдения за транспортом, они формируют у детей представления о правилах дорожного движения. Здесь обращаем внимание на двухсторонние, перед остановкой машины тормозят, замедляют движение, останавливаются. На вопрос воспитателя «почему машина затормозила?» - дети отвечали: «Здесь автобусная остановка».
Во время прогулок обращаем внимание малышей на движение пешеходов, транспорта. Дети называют цвета светофора, педагоги знакомят их со словами и понятиями: «тротуар», «шофер», «автомобили». Уточняются названия части автомобиля (кабина, колеса, двери, окна). Все эти знания закрепляются во время образовательной деятельности: на математике, физкультуре. В игре дети очень четко понимают, что играть на проезжей части дороги нельзя. Многократное повторение подвижных игр дает возможность ненавязчиво обучать детей элементарным правилам дорожного движения. На ООД по рисованию дети с удовольствием рисуют улицу, светофор, способом аппликации составляем коллективные композиции «машины на дороге». Свободное время рассматриваем иллюстрации, плакаты с изображением улиц и транспорта, пользуемся настольно-печатным материалом «светофор», «Стойте. Идите» и др.
В течение года дети учатся различать легковые и грузовые машины. С этой целью наблюдают за машиной, которая привозит продукты в детский сад. Проводятся целевые прогулки к автобусной остановке. Для детей старших и подготовительных групп ставятся задачи применять умения и знания на практике, продолжается знакомство детей с предупреждающими знаками («пешеходным переходом». «дети», «железнодорожный переезд») и запрещающими «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время игр с машинами ребята узнают предписывающие знаки «круговое движение». «движения только прямо», «автобусная остановка», «место стоянки» и так далее.
Мы часто используем для рассматривания плакаты серии «Правила дорожного движения». После этого проводим беседы на темы: «Наша улица», «О чем рассказывают знаки», «Машины на нашей улице» и диспуты «К беде расхлябанность ведет», «Не играй на мостовой»
В старших и подготовительных группах проводятся праздники «Зеленый светофор», игры – развлечения «Путешествие Незнайки по улице», викторины «Знаешь ли ты», дидактические игры «что изменилось», «сделай, как было»
После целевых прогулок мы рисуем на тему «Город, в котором мы живем». Составляем рассказы на тему «Дорога от детского сада домой».
Хорошим подспорьем в работе являются специально подобранная художественная литература, которая помогает решать задачи на выполнение правил поведения пешеходов на улице и в общественном транспорте. Правил организованности и дисциплинированности на дорогах города.
Большое место уделяется пропаганде знаний среди родителей по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В этом вопросе педагоги стремятся сделать родителей своими первыми помощниками.
На групповых собраниях воспитатели знакомят родителей с программами по обучению детей Правилом дорожного движения, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице.
Так, шаг за шагом, проводя работу с детьми и их родителями, детский сад добивается того, что дети уходят в школу с хорошими, осознанными знаниями правил дорожного движения. Это радует не только педагогический коллектив детского сада.