Дерябина Оксана
Дошкольникам о сельском хозяйстве родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольникам о сельском хозяйстве родного края»
Дошкольное детство-период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, уважения к труду людей, формирование бережного отношения к природе родного края.
Публикация «Дошкольникам о сельском хозяйстве родного края» размещена в разделах
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко, дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать труд человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства-вот главные задачи педагога.
Любой край, область, район-неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, его историей, традициями, достопримечательностями, людьми.
Задача педагога-продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности и края.
Так для Тамбовского края такой характерной особенностью является его сельскохозяйственная направленность. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем Центрального Черноземья, национальным приоритетом развития агропромышленного комплекса России, природными возможностями региона.
С целью формирования патриотизма юных жителей Тамбовской области, ознакомления их с сельским хозяйством региона в филиале МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района разработана дополнительная образовательная программа «Растем с уважением к родной земле». Частью этой программы является цикл познавательных занятий, направленных на ознакомление дошкольников с особенностями сельского хозяйства в Тамбовской области. (Приложение 1)
Программа предлагает организацию занятий в форме игрового путешествия по районам Тамбовской области вместе с символичными героями маленькими пчелками, которые живут на гербе Тамбовской области. (Слайд 2,3). Первую пчелку зовут Путешественница. Она –любознательная, много знает о сельском хозяйстве. На занятиях вместе с ней ребята путешествуют в разные интересные места родного края : на ферму, на поле, в теплицу. Она много знает о животных, растениях, рассказывает об этом детям. Вместе с ней дошкольники экспериментируют, проводят опыты, связанные с жизнью животных и растений. Вторая пчелка-Игруля. Она-мечтательная, подвижная, любит играть. У нее в запасе много игровых заданий для ребят, которые помогают на занятиях познавать, закреплять, обобщать знания о сельском хозяйстве. Третья пчелка-Трудяжка. Она- трудолюбивая и заботливая. Много знает и рассказывает о том, как трудится человек в сельском хозяйстве, что человеку для этого нужно, как ухаживать за сельскохозяйственными животными и растениями. У нее припасено много интересных заданий, связанных с продуктивной деятельностью детей.
Маршрутом путешествия является карта Тамбовской области, на которой флажками отмечаем наши остановки, а специальными черно-белыми фишками обозначен сельскохозяйственный труд населения того или иного района. (слайд 4, 5). В ходе познавательного путешествия дошкольники ищут на карте изучаемый сельскохозяйственный объект и прикрепляют на него цветной вариант. Таким образом у детей формируется представление о том, каких животных выращивают на фермах в Тамбовской области и какие культурные растения –на полях родного края.
На первом занятии появляются сами герои-пчелки.
В лазаревом поле – сине-голубом
Стоит улей серебристый – это пчелок дом.
Только солнышко взойдет,
Отправляются в полет
Пчелок дружная семья
На Тамбовские поля.
Воспитатель представляет детям пчелок. Рассказывая об их характерах, говорит о том, чем они вместе будут заниматься, о том, где они живут, знакомит ребят с символикой Тамбовского края гербом и флагом. Для образности и запоминания символики педагог использует притчу «Сказ о гербе Тамбовском» (Приложение №2).
На занятиях детям предлагаются различные игровые задания, дидактические игры «Собери флаг», «Растениеводство-Животноводство», «От зернышка до булочки», «Злаки», «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы», подвижные игры «Заботливая пчелка», «Собери мед», «Кто быстрее соберет колосья?», «Угадай овощ», «На ферме».(Слайд6, 7)
В каждое занятие обязательно включается продуктивная деятельность: аппликация: «Флаг Тамбовской области», «Трактор», «Корзинка с овощами», «Овечка», рисование: «Моя улица», «Животные на ферме», «Подсолнух» лепка: «Вазочка с фруктами», коллективное панно «Колоски», «Богатый урожай», «Курочки в гнездышке» и т. д. (Слайд8,9)
Просторы родной страны, е широкие черноземные степи и тихие реки, е ясное и голубое небо, наши замечательные люди и их славные дела воспеты поэтами-земляками в стихах о малой родине. О Тамбовском крае, Моршанской земле немало написано у И. В. Шамова (уроженца с. Хлыстово, Комаровского В. А. (Ракша, Чичева Ю. И. (с Карели, Щербакова В. Е. (с. Алгасово, Кулагиной В. А. (г. Моршанск, Лакиной Е. А. (г. Моршанск). Организуя занятия, педагог использует образное слово поэтов-земляков о родном крае. (Приложение №3)«Поэты Моршанского края о малой Родине»).
На занятиях старшие дошкольники с Пчелкой Путешественницей знакомятся с географическим положением Тамбовской области. Дети узнают, что соседями нашей области являются Рязанская, Пензенская, Саратовская, Воронежская и Липецкая области. (Слайд №10) Они дружат друг с другом, потому что живут в одном «доме», который называется «Черноземье». Они обмениваются друг с другом товарами и занимаются все одним делом –«Сельским хозяйством». Пчелка Трудяжка показывает детям, что в Тамбовской области много лесов и полей. Климат - теплый. Главное богатство природы края- это исключительно плодородные черноземные почвы. Понятие «черноземная почва» изучаем в ходе опытно – экспериментальной деятельности. Рассматривая и проводя практические опыты с землей в сравнении с песком и глиной, дошкольники узнают, что черноземом называется земля, потому что она черная по цвету, в почве очень хорошо растут цветы, кусты, деревья. Еще в почве живут червяки, жуки. А почему? Потому что почва мягкая, в ней много питательных веществ. Люди выращивают в почве много растений. Она дает богатый урожай. (Слайд11, 12)Поэтому люди ласково называют землю "Земелюшка". Пчелка Игруля предлагает детям вспомнить знакомые пословицы о Земле и объяснить их смысл:
«Земля кормит людей, как мать детей».
«Земля, хоть черна, а хлеб белый родит».
«Земля кормит, но и сама есть просит».
«Земля заботу любит».
Дети знакомятся с понятием «сельское хозяйство». Это труд человека, направленный на получение продуктов питания. Это хлеб, молоко, крупы, мясо, яйца, сахар. Сельское хозяйство по выращиванию растений называется «Растениеводство», а животных- «Животноводство». Говоря о растениеводстве Тамбовской области, рассказываем о том, что на полях нашего края выращивают пшеницу (озимую, яровую, просо, гречиху, рожь (озимую, ячмень, овёс, кукурузу (зерно, горох, сахарную свёклу, подсолнечник (масло, семена, картофель, кориандр, яблони, ягоды, кормовую свёклу, однолетние травы. С этой целью проводим экскурсии в ремонтную мастерскую, в поле, огород, сад. (Слайд13-16, организуем опытно-экспериментальную деятельность «Огород- круглый год»(Слайд17)
Рассматривая культурные растения Тамбовского края воспитателю необходимо обратить внимание на малоизвестные для дошкольника культуры : это тритикале, рапс (яровой, сою, кориандр. (Приложение№4)
6 занятий посвящены сельскохозяйственным животным нашего края. Вместе с пчелкой Путешественницей дети в форме виртуальных экскурсий узнают, что в фермерских хозяйствах Тамбовщины выращивают свиней, коров, овец, лошадей, птицу, рыб, пчел. (Слайд18) Воспитатель обращает внимание на то, что фермеры обеспечивают нас и нашу страну ценными продуктами (молоко, мясо, сыр, яйца, рыбу, мед) и получают кожу, шерсть, шелк. При этом они используют кормовые культуры полей, растения лугов и пастбищ, отходы от питания людей, комбикорма. В своей работе используем игровые развивающие макеты «Птичий двор», «Коровник», «Свиноферма». (Слайд19)
Каждое занятие- путешествие по районам Тамбовской области. Обращаем внимание детей на то, сколько цветных пятнышек на карте Тамбовской области. Это-районы. Воспитатель помогает детям найти место, где мы живем. Тамбовской области. Например, мы живем в Моршанском районе. Отмечаем его флажком. Он находится в верхней части карты (на севере). Отсюда начинается наше путешествие.
Эффективным дидактическим материалом для формирования патриотических чувств дошкольников является их знакомство с гербом и флагом страны, области, района. Символика малой родины объединяет людей, живущих на той или иной территории, служит её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей малой Родине, гордости за принадлежность к определенной территории. Символика несёт в себе огромный потенциал для патриотического воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета, сколько понять, что они означают добро и красоту, трудолюбие, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь жителями своего края. На занятиях со старшими дошкольниками, параллельно с особенностями животноводства и растениеводства в том или ином районе, рассматриваем гербы районов Тамбовской области, которые наносим на карту (Слайд 20). При этом обращаем внимание детей на то, что на них изображены символы, связанные с сельскохозяйственным трудом жителей. На гербе Тамбовской области, Сампурского района-пчелы. Бондарского, Сосновского, Гавриловского, Кирсановского районов- снопы, колосья. На Мучкапском, Жердевском, Токаревском – мельница. Герб Мичуринского и Петровского районов украшают яблоневая ветка и колосья. В центре герба Рассказовского района – петух и хлебные колосья. На гербах Кирсановского и Ржаксинского районов – кукуруза и подсолнухи. На гербе Уваровского района мы видим вишневое дерево с пчелами, Мордовского –сахарную свеклу. На Знаменском-пчела, обрамленная семью кусочками сахара и четырьмя колосьями. Предлагаем детям предположить, чем занимаются люди в этом месте, какое ведут хозяйство. Рассказываем о том, что этот вид занятия человека сложился исторически. (Слайд21)Например, на гербе Моршанского района – черный конь - символ коневодства, развитого в районе с середины XIX века, когда в селе Ново-Томниково графом Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым был основан конный завод. В настоящее время это ОАО "Конезавод "Новотомниково", специализирующееся на разведении орловских рысаков. (Приложение №5)
Рассказывая детям о символике родного края, необходимо объяснить, что они тоже должны стараться быть дружными, честными, отважными, трудолюбивыми, любить свою землю и свою Родину.
Приложение №1. Тематика занятий по ознакомлению дошкольников с сельским хозяйством Тамбовского края.
№п/п Тема занятия Содержание
4-5 лет 5-6лет 6-7 лет
1 Край мой Тамбовский. Где мы живем. Мой дом, моя улица, мой поселок. Флаг, герб, гимн Тамбовской области. Земля, хоть черна, а хлеб белый родит. Что такое «чернозем»-опытно- экспериментальная деятельность. Географическое расположение Тамбовской области. Соседи Тамбовской области. Что такое сельское хозяйство? Растениеводство. Животноводство.
2 Конь мой конь- в глазах огонь. Я люблю свою лошадку. Какие лошади бывают. Продуктивная деятельность «Быстроногая лошадка» Черный конь - символ коневодства. Где разводят лошадей. О конезаводе "Новотомниково".(Моршанский район)
3 На молочных фермах. Молочные продукты. Как молоко на стол пришло. «Где живут коровы. В/Э «На молочную ферму».».(Тамбовский,Мичринский, Сосновский, Никифоровский районы)
4 Как у наших у овечек кудри белые колечком. Домашнее животное -овечка. Шерстяная ярмарка. Овцеводство. Уход за животными. Где живут овечки. (Сосновский, Сампурский, Уваровский районы).
5 На птицеферме. Курочка и ее семья. Какие курочки бывают. Птицеводство. Продукты птицеводства. Уход за курами и индейками. Где разводят кур. (Староюрьевский, Инжавинский, Рассказовсккий районы)
6 Хвост-крючком, нос- пятачком. Домашнее животное-свинья. Чем питаются свиньи. Польза для человека. Аппликация «Хрюша». Свиноводство. Где и как разводят свиней. (Тамбовский, Никифоровский, Знаменский, Моршанский районы)
7 Откуда рыбка к нам пришла. Пресноводные рыбы, какие они бывают. Рыбные продукты. Как человек разводит рыбу. Где разводят рыбу. (Моршанский, Первомайский, Тамбовский, Староюрьевский, Инжавинский районы)
8 Пчелка- труженица Пчелка, пчелка, где живешь? Пчелиная семья. Что нам пчелка принесла? На пасеке.
9 Злаки. Какой хлеб бывает. Как хлеб на стол пришел. Сельскохозяйственая техника (трактор) Как раньше выращивали хлеб. Где выращивают пшеницу, рожь, ячмень. Гречиха. Кукуруза-царица полей. Сельскохозяйственая техника (комбайн, молотилка)
10 Солнышко на ножке.
Как растет подсолнух. Щедрый подсолнух. Как делают растительное масло. Где растет подсолнух. Рапс.
11 Овощи и фрукты-полезные продукты Много фруктов есть на свете! Овощи на грядке-здоровье в порядке. (Овощи открытого и закрытого грунта. Картофель-второй хлеб. Где и как выращивают овощи и фрукты. Картофель. (Тамбовский, Староюрьевский, Сосновский, Пичаевский, Знаменский Мучкапский районы). Чудо-свекла. Какая свекла бывает. Как выращивают сахарную свеклу. Где и как производят сахар. (Уваровский, Кирсановский, Знаменский, Никифоровский,Жердевский сахарные заводы»
12 Дружная семейка. (бобовые культуры) Волшебные бобы. Что бабушка готовит из бобов. Как и где выращивают горох. Фасоль, соя. (Рассказовский, Петровский, Мучкапский, Кирсановский, Инжавинский, Знаменский.)
Приложение №2 «Сказ о гербе Тамбовском»
В древности в большей части поселений Тамбовского края дружно жили русские и мордва. Одним из самых распространенных занятий тогда было бортничество – сбор меда диких пчел.
Как-то раз мужики из поседения Тонбов надумали посетить ухожье в месте слияния рек Цны и Студенец. Эти места были богаты на разнотравье и мед, собранный здесь, был душистым и терпким. С собой мужики взяли сироту Ванятку.
Внезапно все вокруг потемнело, началась гроза. В дерево, стоящее на лесной опушке, ударила молния, оно с треском упало и загорелось. Над деревом заметался рой диких пчел, жалобно жужжа, как будто умоляя Ванятку вызволить оставшуюся в дупле матку. Стал мальчик сбивать огонь своим кафтаном, а тут и ливень начался, помог ему огонь потушить и спасти пчелиную семью.
Его мысли прервал внезапно появившийся старец. Ванятка заплакал. Утешил его старец и молвил: «На этом самом месте будет стоять крепость, которая защитит наш край от злых врагов. Прекратят они свои набеги, перестанут брать в рабство людей и опустошать нашу землю, сеять смерть и несчастья. Крепость ту назовут Тамбовом, и вскоре станет она городом многоликим».
Вдруг появился золотой улей, из него вылетели три серебряные пчелы. Первая пчела села на правую ладонь старца, вторая – на левую, а последняя пчела села на лоб старца. «Когда в одном круге соединятся прошлое, настоящее и будущее – край Тамбовский преобразится».
Крепость действительно стала городом, герб которого украшают улей и пчелы.
Приложение №3 «Поэты Моршанского края о малой Родине».
https://www.mogym.ru/download/Bazovaia-ploshchadka/Novosti/201611-Mesiachnik-shkolnykh-bibliotek/Prilozhenie-Poety-rodnogo-kraia.pdf
И. В. Шамов.
В своих стихах поэт воспевает просторы родной страны, е широкие черноземные степи и тихие реки, е ясное и голубое небо, наших замечательных людей и их славные дела. Стихи о «родной сторонке» согреты теплой любовью автора к своему краю.
***
Милы мне тамбовские
Привольные края.
Цвети, земля отцовская,
Тамбовщина моя!
***
Край мой Тамбовский
Край мой Тамбовский,
Смольные сосны,
Край мой отцовский,
Юные весны…
Чибис за речкой
Плачет у тала.
Белой овечкой
Облако встало.
Свежей ромашки,
Клевера запах.
Пчелы на кашке,
Кашка на лапах.
Кольцами вьется
Усик гороха.
Солнце смеется,
В солнце дорога.
Воздух тамбовский,
Светлые реки…
Край мой тамбовский,
Твой я навеки.
В. А. Кулагина
***
Край родимый!
Всю жизнь будут сниться
Мне поляны и реки твои.
И хоть в разных бывал я столицах,
Нет красивей моршанской земли!
Дворянкин В. Г.
Поэт воспевает в стихах Тамбовщину, свою малую родину, он не отделяет ее от России, а гордится тем, что родился и вырос в этом краю.
Страна моя лесистая,
Зубчатый окаем.
Деревня неказистая
С дорожечкой на взъем.
За речкой лес виднеется.
А там, среди болот,
Ржаное поле стелется
Отливом позолот…
Тюрин А. А.
Все в тебе дорого
Родина милая! Родина светлая!
Все в тебе дорого: песня заветная,
Зори лучистые, росы хрустальные,
Детства тропинки и станции дальние…
Дорог твой хлеб и вода родниковая,
И доброта, всему миру знакомая.
Ленты туманов в березовой проседи
Приложение №4. О некоторых растительных культурах.
Тритикале (гибрид ржи и пшеницы) – это растение, обладающее уникальными свойствами, благодаря тому, что объединило в себе характеристики сразу двух зерновых культур. Специально выведенный учеными ботанический вид получил свое название от слияния частей двух латинских слов – triticum (пшеница) и secale (рожь). Данная культура применяется в кулинарии для изготовления хлеба и другой выпечки. Также она используется в сельском хозяйстве для откорма скота.
Яровой рапс – однолетнее растение, гибрид сурепицы и капусты. Это масленичная и кормовая культура. Изготавливают масло. Оно богато витамином Е и полиненасыщенными жирными кислотами – Омега 3 и Омега 6. После получения масла из семян, используется в пищу для скота и птицы. Эта кормовая добавка богата белком и полезными минеральными веществами.
Соя — самая распространенная среди зернобобовых и масличных культур. Она служит сырьем для широкого спектра пищевых продуктов, а высокое содержание белка и ценных пищевых компонентов позволяет использовать ее в качестве недорогого заменителя мяса и молочных продуктов.
Приложение №5
О гербе Моршанского района
В золотом поле на фоне реки Цны - зеленая сосна с пурпурным стволом, и поверх всего - (под кроной) идущий черный конь, покрытый попоной с лилией между двух роз о четырех лепестках; по нижнему краю попоны - красная бахрома.
- сосна - символ лесов Моршанского района,
- конь - символ коневодства, развитого в районе с середины XIX века, когда в селе Ново-Томниково графом Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым был основан конный завод. В настоящее время это ОАО "Конезавод "Новотомниково", специализирующееся на разведении орловских рысаков;
- попона, украшенная фигурами из герба рода Воронцовых-Дашковых, дань памяти основателю конезавода.
- лазоревая оконечность - символ рек протекающих по территории Моршанского района, основной из которых является Цна.
Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.
Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.
Пурпур - символ власти, славы, почета, благородства происхождения, древности.
Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.
Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.
Красный цвет - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.