Наталья Мелехина
Дошкольная подготовка как реализация принципа преемственности образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная подготовка, как принцип преемственности.
Мелехина Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования,
ОСП ДОД МБОУ «СОШ№28»
г. Астрахани.
Главный вопрос, ответ на который хотят узнать современные родители, педагоги и воспитатели - готов ли ребенок к школе? Однако, готовность понимается по-разному. Для одних – это умение ребенка читать, писать и считать, для других - способность сосредоточиться на определенном деле, выполнить инструкции, для третьих - большой запас сведений и, для четвертых – умение ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Перечень требований можно было бы продолжить. И каждый, по-своему, будет прав. Это связано с тем, что абсолютного понятия «готовности» не существует. Поэтому для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал проблем в общении с учителями и одноклассниками, нужна достаточно серьёзная психологическая, образовательная и социальная подготовка.
Публикация «Дошкольная подготовка как реализация принципа преемственности образовательных организаций» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни, родители начинают задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинают спешно решать проблему. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации. Но мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно. Особенно актуален этот вопрос в современных условиях, когда увеличивается количество детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. Родители этих детей объединены общей проблемой – с одной стороны, пониманием необходимости разностороннего развития своих детей для наилучшей адаптации в условиях современной действительности и предстоящей учёбы в школе, с другой стороны, невозможностью обеспечить собственными силами такое развитие, придать ему системный, научно обоснованный характер. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы.
В настоящее время существует разнообразный выбор, где и как подготовить ребенка к школе. Родители вправе сами выбрать наиболее подходящий и удобный вариант для ребенка: заниматься дома самостоятельно, обратиться к частному преподавателю, посещать творческие объединения в учреждении дополнительного образования.
Посещение ДОУ играет немаловажную роль в подготовке ребенка к школьному периоду. Интеллектуальное и творческое развитие ребенка в ДОУ имеет большое значение. Развитие памяти, фантазии, кругозора, творческого мышления происходит с помощью специальных методик. Эта подготовка позволит ребенку успешно обучаться в первом классе. Кроме того в ДОУ начинают закладываться такие качества как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в решении поставленных целей. Это важный период и начинается он с трех лет. Центр детского творчества или детский клуб прекрасно способствует адаптации, развитию ребенка, совершенствованию его способностей.
Успешной подготовке дошкольников способствует изучение педагогом программ начальной школы лицеев, гимназий, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, взаимодействие с учителями начальных классов с целью определения образовательного маршрута и обеспечения непрерывности образования. Работа педагога ДОУ на занятиях по формированию готовности к школе направлена на интеллектуальное и психологическое развитие, включает комплекс игровых заданий и упражнений с использованием наглядно-практических методов, помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике.
Одними из основных моментов, на которые обращается внимание при интеллектуальной подготовке ребенка, это:
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются тематические беседы, беседы по технике безопасности, чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т. д. ;
–формирование умения читать и считать (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям);
–развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, что необходимо как для развития умения красиво и аккуратно писать, так и для развития речи.
-развитие внимания, памяти, усидчивости;
–тренировка умения анализировать, классифицировать, структурировать, определять причинно-следственные связи.
Наряду с образовательно-развивающими моментами необходимо научить будущего школьника осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям; выполнять основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту; управлять своим поведением, выполнять требования взрослых; проявлять интерес к новым знаниям; наглядно-образно и действенно-образно мыслить.
Вопросы социализации ребенка очень важны. В первую очередь умение обслуживать себя самостоятельно позволят ребенку быстрее освоиться в социуме. Именно самостоятельность развивается в детском саду. Домашние дети хуже адаптируются и усваивают новые умения и навыки. Кроме того ребенок получает необходимое общение со сверстниками, учится общаться со взрослыми. Он начинает понимать, что кроме мамы есть люди, которых нужно слушать и даже подчиняться. Ребенок в детском саду получит важный навык общения, что позволит в дальнейшем приспосабливаться к новым коллективам и обстановке, не бояться новых людей.
Создание психолого-педагогических условий в ДОУ позволяет развивать творчество детей, их стремление к самоопределению и самореализации, формировать потребности воспринимать себя, как самоценную личность. В современной дошкольной педагогике выдвигаются задачи процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного интеллектуального развития. Выбор ДОУ остается за родителями. Именно от того, какое учреждение выберут родители, зависит объем знаний ребенка, насколько он будет коммуникабелен, любопытным, независимым, сформированным физически и умственно.
Библиография
1. Безруких М. М. Готов ли ребенок к школе? М. : Будущий первоклассник, 2010, изд. 2-ое, 115с.
2. А. Усова. "Обучение в детском саду". М, 1970.
3. В. Мухина. "Возрастная психология". М, 1998
4. Н. Е. Веракса «О раннем обучении и развитии детей», М. : Психологическая наука и образование, 2005.