Приложение МААМ

Дорожная карта детско-родительского проекта «Эколята-дошколята»

Лилия Зутис
Дорожная карта детско-родительского проекта «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение:В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Темочки:

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Цель проекта:

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасен природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Направление:

Формирование у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний, и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Предмет проекта:

природное, познавательное, материальное, духовное богатство общества в процессе интересной и интеллектуальной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- повышение общей культуры ребёнка;

- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участик природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Этапы реализации проекта:

-Мероприятия

-Организационно-подготовительный этап

-Информационное оснащение проекта (информирование родителей и педагогов)

-Разработка положения о проекте

-Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»

-Создание страницы на сайте ДОУ «Проект «Эколята-дошколята»

-Аллея Эколят-дошколят

-Экологическая тропа Эколят

Природный зеленый островок Эколят в память о воинах погибших во время

ВОВ (см. приложение 3)

Оформление наглядной информации на групповых стендах и в холле

ДОУ (см. приложение 4)

Акция «Посвящение в Эколята-дошколята»

Фотовыставка детей и родителей «Сохраним это чудо-просит нас

Умница» (см. приложение б)

Создание экологической игровой площадки в помещении и на участках (см. приложение 7)

Акция «День журавля»

Акция «Эколята пишут письмо природе»(см. приложение 8)

Праздник «Встречаем осень (весну) с Эколятами»(см. приложение 9)

Проведение Уроков Эколят (см. приложение 10).

Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят»

Акция «Всемирный день защиты животных»

Праздник «Золотая осень эколят»

Праздник «Природолюбия с эколятами-дошколятами»(см. приложение 11)

Акция покормим зимующих птиц. Изготовление кормушек (см. приложение

12)

Фестиваль Мастерская Деда Мороза «Сбережем ёлочку»

Выставка рисунков «Природа-это сказка»(см. приложение 13)

Акция «Крышечки от Эколят-дошколят»(см. приложение 14)

Акция Всемирный День воды

Акция «Цветы - улыбка природы»

Акция «День леса»

Выставка детского-родительского творчества «Природа- твой друг приди ей на помощь!»

Акция «Земля-наш общий дом»

Акция «Огород на окне» (см. приложение 15)

Экологическая олимпиада «Мир вокруг нас 5-6 лет»

Акция «День подснежника»

Фестиваль рисунка на асфальте «Эколята дружат с природой» (см. приложение 16)

Посещение живого уголка ДОУ

Тематические экскурсии детей с родителями «рирода и мы»

Аналитическая справка по итогам проекта

Мероприятия, посвященные дням действий в защиту малых рек и водоемов

«Волшебные капельки Эколят»(см. приложение 17)

Размещение материалов о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ

Предоставление материалов о проведенных мероприятиях в программный комитет Всероссийского

природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -

Дошколята» (текст и фотографии).

Приложение 3

Цель создания «Островков» - способствовать дальнейшему развитию патриотического воспитания детей посредством формирования у ребенка экологической культуры и культуры природолюбия с повышением уровня знаний по истории Отечества и своей малой Родины.

На территории ДОУ необходимо совместно с детими и родителями создать природный «Островок памяти, мужества и славы Эколят» в память о воинах, погибших во время Великой отечественной войны, как своеобразный природный обелиск памяти.

Ландшафт «Островков» включает в себя участок территории, на котором будут посажены деревья, кустарники, цветы и созданы ландшафтные и архитектурные формы.

В ДОУ будет объявлен конкурс на создание проекта «Островка» между группами с участием родителей.

На территории «Островка» проводятся мероприятия в «День Победы».

Приложение 4

При создании уголков в группах обязательным условием является присутствие на стендах (в уголках) логотипа «Эколята» и образов всех сказочных героев Эколят - друзей и защитников Природы («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»).

Экологические уголки группы могут включать рисунки и фотографии с элементами природы, а также текстовые материалы по тематике сохранения природы, животного и растительного мира. В экспозицию уголка могут входить связанные с тематикой природы рисунки и поделки ребят (в том числе рисунки и поделки с образами сказочных героев

Эколят, элементы икебаны, живые цветы и растения, элементы живого уголка (например, аквариум, клетки с птицами или животными).

В летний период уголки могут быть созданы и на улице-участке ДОУ.

Приложение 5

1. Разработка программы акции «Посвящение в Эколята-дошколята».

2. Произнесение «Клятвы Эколят - Молодых защитников Природы».

3. Вручение детям Свидетельства участника природоохранного социально-

образовательного проекта «Эколята - Дошколята».

4. Исполнение «Гимна Эколят».

Во время проведения мероприятия осуществляется оформление территории логотипом «Эколята», плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят. На мероприятии присутствуют сказочные герои Эколята - друзья и защитники Природы - Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые). В рамках Акции могут быть поведены экологические игры, конкурсы и викторины со сказочными героями Эколятами, выступления ребят.

Приложение 6

Участники фотовыставки должны представить фотографии о природе, которую как чудо необходимо сохранить вместе с Эколятами. На фотографиях могут быть представлены, как отдельные элементы Природы (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы, звери, птицы, насекомые, интересные композиции из веток, листьев, шишек, так и природные ландшафты (лес, поляна, луг, речка, озеро).

Фотографии о природе могут быть сделаны в любом месте, как на территории детского сада, так и за его пределами.

Цель: с помощью фотографии способствовать развитию деятельности по формированию у подрастающего поколения культуры природолюбия, нравственной культуры и духовного богатства, что, в свою очередь, будет содействовать сохранению окружающей нас Природы, ее животного и растительного мира.

Задачи: - использовать фотографию о Природе в качестве одного из воспитательных и познавательных инструментариев учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;

- используя фотографию о Природе, способствовать формированию у ребенка культуры природолюбия, его духовной и нравственной культуры;

- с помощью фотографии закрепить положительный опыт общения ребенка с

Природой.

Приложение 7

В помещении и на улице создаются игровые площадки Эколят, где ребята играют в игры по природоохранной тематике, формирующие культуру природолюбия, позволяющие в игре обучить ребенка правилам грамотного и культурного поведения на природе. Известные ребятам игры трансформируются под природоохранную тематику. Например, игра «Съедобное - несъедобное», в которой ведущий бросает мяч и называет что-то съедобное, то кому бросают, должен поймать мяч. А если называется несъедобное, то мяч надо отбросить. В нашем случае все, что делается для сохранения природы, надо поймать (например, не разводить костров в лесу, не поджигать траву, не рвать цветы, не разрушать гнезда, не шуметь в лесу и т. д., а что делается против сохранения природы - отбросить (например, ломать ветки кустарников и деревьев, поджигать весной сухую траву, топтать несъедобные грибы, которыми питаются зверюшки и птицы, оставлять мусор в лесу, ловить и пугать птиц, засорять водоемы, ловить бабочек, разорять муравейники и т. д.). Желательно присутствие на площадках образов сказочных героев Эколят.

Приложение 8

Задача Акции написать письмо Природе от сказочных героев Эколят - друзей и защитников Природы. Ребята представляют, что они Эколята, которые должны написать письмо Природе. Каждый ребенок или группа пишет свое письмо.

Возможно написание письма вместе с родителями. По окончании Акции письма могут зачитываться и с ними могут ознакомиться дети и родители. Письма могут быть представлены на стенде «Эколята пишут письмо Природе».

Приложение 9

Праздник «Эколята - друзья и защитники природы!» может проводиться весной и осенью, как в помещении, так и на улице.

В проведении мероприятия могут принимать участие, как дети, так и родители.

Обязательным условием проведения мероприятий является присутствие Эколят (ребята или взрослые в костюмах Эколят) и образов сказочных героев Эколят в оформлении помещения (аудитории).

Программа праздника может включать проведение по тематике Проекта «У рока

Эколят», мастер-классов, конкурсов, викторин Эколят, выставки добрых дел Эколят или поделок с образами Эколят, осуществление игровых программ, посадку деревьев, кустарников и цветов, выступление сказочных героев Эколят

- друзей и защитников Природы - Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые, природоохранную или экологическую акцию, тематические мероприятия на экологической тропе, вручение наград победителям природоохранных и экологических конкурсов, проведение конкурса рисунка на асфальте «Эколята - друзья и защитники Природы!», концертную программу, выступление ребят, проведение эстафеты или шествия Эколят и другие мероприятия.

Приложение 10

Проведение Уроков Эколят по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»

Основная цель Уроков - приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и беречь природу, помогать ей.

Уроки предполагают решение следующих задач:

-учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём,

формировать умение и желание беречь и охранять природу;

закладывать основы естественно-научного мышления;

- знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;

- формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;

формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира

через чувственно-эмоциональные реакции;

активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и

творческое самовыражение.

Беседы (занятия) должны быть построены как диалоги сказочных героев Эколят

- друзей и защитников природы с ребятами, повествование о приключениях и делах маленьких героев, забавных и поучительных ситуациях, в которые они попадают.

В начале занятий, прежде всего, необходимо обсудить с детьми, что такое природа, её роль в жизни и деятельности человека.

Важным также в начале занятий является рассмотрение понятия «природолюбие».

Здесь необходимо узнать, как ребёнок сам понимает это слово, что, по его мнению, вкладывается в это понятие. А также спросить, зачем нужно изучать «природолюбие»?

Последующие беседы (занятия) могут быть посвящены темам, помогающим шаг за шагом сформировать у ребёнка культуру природолюбия и экологическую культуру, научить его дружить с природой, охранять её, заботиться о братьях наших меньших, приходить на помощь в трудную минуту обитателям леса, трудиться на благо природы, быть добрым, честным, внимательным и вежливым к природе.

Темы занятий:

«Природа - твой друг! Приди с Эколятами ему на помощь!»,

«Наши четвероногие друзья»,

«Сделаем чистыми берега наших рек»,

«Маленькие батарейки - большая опасность для нас и Природы»,

«Пусть дерево станет твоим другом» «Природа вокруг нас»;

«Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

«Времена года»;

«Время суток»,

«Животные и растения»;

«Человек - частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

«Человек не может жить без Природы»;

«В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

«Природа - твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

«Помоги Природе, помоги своему другу!»

«Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

«Сохрани Природу от пожара»;

«Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

«Природолюбие - учебник нашей жизни» и другие темы.

Урок должен проходить в виде игр, выполнения различных заданий по природоохранной и экологической тематике, ответов на вопросы ведущего, диалога с аудиторией и работы с призовыми карточками.

Призовые карточки можно изготовить самостоятельно из любого материала с изображением сказочных героев Эколят - друзей и защитников природы.

Приложение 11

Праздник «Природолюбия с эколятами- дошколятами» проводится с целью изучения и закрепления правил поведения на природе и должен проходить в игровой форме с вопросами, заданиями, элементами игры.

Необходимо ознакомить ребенка с теми правилами поведения на природе, которые он должен обязательно выполнять (что он должен делать и как он должен себя вести на природе, чтобы сохранить природу, а что ему нельзя делать, так как это вредит природе и губит ее. Взрослый должен привести пример к каждому правилу, рассказать, что произойдет, если выполнять его мы не будем.

Повесь кормушку и покорми птиц зимой. Ведь им зимой холодно и

голодно.

-Устрой птицам праздник: воробушкам насыпь зёрнышек, а синичкам

нежареных сырых семечек и привяжи кусочек несолёного сала.

- Никогда не рви в лесу цветов, а просто ими любуйся.

Никогда не поджигай весной сухую траву, тем самым спаси растения и насекомых. При поджоге травы выгорают её корни, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе перестаёт расти. От огня погибают многие насекомые, их куколки, гнёзда шмелей и птиц.

Никогда не разводи в лесу костров, он может стать причиной пожара, а

место под костром не зарастает 5 - 7 лет!

Не оставляй мусор на природе, а забирай его с собой. Газеты будут лежать в земле 4 месяца, жестяная банка - до 90 лет, полиэтиленовый пакет - 70-80 лет, пластиковые бутылки - более 100 лет, а стекло более 1000 лет! Поэтому никогда не оставляйте в лесу, парке, на поляне, берегу реки или озера ваш мусор. И никогда не выбрасывайте мусор в водоёмы.

-Не кричи в лесу и не включай громко музыку, чтобы не пугать зверей и

птиц. Звери и птицы боятся громких звуков и крика.

Не ломай ветки деревьев и кустарников. Когда ломаешь ветки, деревьям и

кустарникам больно!

- Не разрушай птичьи гнёзда.

- Ходи в лесу осторожно, чтобы не помять цветы и траву.

- Посади дерево или кустарник.

- Попробуй освободить маленькое дерево из-под упасшего на него большого дерева.

- Покорми на озере уток.

- Не разрушай гнёзда шмелей.

- Не рви листья на деревьях и кустарниках, а собирай для гербария опавшие листья.

- Повесь скворечник и в нем поселится семейка скворцов.

- Никогда не бери выпавшего из гнезда птенчика к себе домой. У тебя он не выживет, а для мамы будет горе! Она сама о нем позаботится. А некоторые птицы, если человек возьмёт в руки их птенчиков, улетают от них навсегда, оставляя гнёзда.

- Никогда не рви первоцветы, которые занесены в Красную книгу.

Не лови бабочек, кузнечиков и жучков. Этого делать не надо! Они в неволе

погибнут, а вот в лесу они будут приносить большую пользу.

-Никогда не подходи близко к гнезду птицы и не трогай в нем яйца.

Некоторые птицы, поле того, как ты потрогал руками яички, или даже близко подошёл к гнезду, покидают насиженное место навсегда.

- Не бросай на траву фантики от конфет и другой мусор.

Не оставляй костёр без присмотра, чтобы не произошёл пожар! Огонь мгновенно распространяется в листве и сухой траве. Уследить за огнём очень сложно. Трудно потушить пламя огня ежесекундно расползающегося и перебрасывающегося с одной травинки на другую.

- Не забывай полить цветы.

- Не пугай птиц.

Не разоряй муравейник, не ломай домик великих тружеников. В нем есть

все, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи: спальни, чуланчики, детские, коридоры.

- Не забудь покормить домашних животных и рыбок.

- Не сбивай в лесу мухоморы и не срывай несьедобные грибы, такими грибами питаются звери и птицы. Это для них еда.

- Не лови лягушек и жаб.

- Никогда не лови маленького ёжика, чтобы взять его домой. Не бери ёжика, не делай больно его маме. Сначала ежата крохотные, беспомощные, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха всё лето будет заботиться о них, выкармливать молоком. Первое время наши малыши будут жить в гнезде вместе с мамой. А потом, поздно осенью, ежата покинут дом, начнут жить самостоятельно.

-

Не режь кору на деревьях. Дереву будет больно. Кора защищает дерево от

вредных насекомых, а также резких перепадов температуры.

-Не бегай в лесу с собакой, она громко лает и может напугать его

обитателей.

- Сортируй бытовые отходы и сдавай вторсырье в переработку.

- Экономь водопроводную воду.

- Не выбрасывай батарейки вместе с обычным мусором в ведро. Этого делать нельзя! Это опасные отходы, которые необходимо собирать только в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.

- Береги водоемы от загрязнений.

Нельзя срубать елку под Новый год в лесу, парке или на улице, а также нельзя ломать её красивые ветки. Надо спасти ей жизнь. Живые ёлки надо покупать только на специальных новогодних ёлочных базарах, куда их привозят из питомников, где специально выращивают.

Приложение 12

Акция проводится с целью расширения знаний у воспитанников о зимующих птицах, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам.

Акция может проводиться с участием детей и родителей.

Нужно рассказать ребятам, что зима - трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки.

Приложение 13

Задача экспозиции «Природа - это сказка» показать красоту, нежность, многообразие и неповторимость Природы. На рисунках должны присутствовать сказочные герои Эколята Приложение 14

В настоящее время проблеме раздельного сбора мусора в нашей стране уделяется большое внимание.

Для того, чтобы у ребенка появилось желание сортировать мусор, нужно воспитывать в детях чувство ответственности, неравнодушие и любовь к природе с самого раннего детства.

Осуществление деятельности по раздельному сбору мусора способствует формированию у детей экологической культуры.

Необходимо провести занятия, на которых научить детей раздельному сбору мусора, объяснить ребятам всю важность переработки вторичного сырья и опасность загрязнения нашей планеты.

В детском саду будет организован пункт по сбору пластиковых крышечек. К участию в мероприятиях приглашаются родители. Собранный материал будет использован для изготовления поделок и атрибутов к играм.

Приложение 15

На территории или в группе ДОУ может быть создан «Огород Эколят», на котором детьми выращиваются различные овощи. Ребята участвуют в процессе посадки овощей, поливают огород, пропалывают траву, собирают урожай.

Детям рассказывают об овощах, посаженных на огороде, обращают внимание на их полезность для человека.

Приложение 16

В фестивале рисунка на асфальте участвуют все воспитанники ДОУ.

Задача фестиваля изобразить, как Эколята дружат с Природой, помогают

Природе, заботятся о Природе, приходят на помощь Природе, помогают братьям нашим меньшим.

На рисунке обязательно должны присутствовать сказочные герои Эколята - друзья и защитники Природы.

Приложение 17

Мероприятия должны проводиться с привязкой к сказочным героям Эколятам, которые стараются вместе с ребятами убирать берега рек и экономить воду.

Публикации по теме:

Изготовление кормушки «Королевская палата для птах» в рамках реализации детско-родительского проекта «Пернатые родного края»Изготовление кормушки «Королевская палата для птах» в рамках реализации детско-родительского проекта «Пернатые родного края» В Сибири, большое количество птиц гибнет с наступлением холодов и именно человек может помочь перенести птицам это время и выжить. Кто небезразличен.

Фотоотчет о мероприятиях в рамках акции проекта «Эколята-дошколята»Фотоотчет о мероприятиях в рамках акции проекта «Эколята-дошколята» Фотоотчет о проведенных мероприятиях в рамках акции проекта «Эколята - дошколята» Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира.

Фотоотчет о результатах реализации детско-родительского проекта «Кукла-оберег «Солнечный конь» в старшей группеФотоотчет о результатах реализации детско-родительского проекта «Кукла-оберег «Солнечный конь» в старшей группе В целях формирования общей культуры личности ребенка целесообразно в жизнь современных детей вводить народные традиционные куклы. Народные.

Автор публикации:
Дорожная карта детско-родительского проекта «Эколята-дошколята»
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 09:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дорожная карта детско-родительского проекта «Эколята-дошколята»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Зутис (УИ 3537660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД