Лариса Щеголева
Конспект занятия «Дорога к храму»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто слышим мы такое выражение: «Русь златоглавая». И, действительно, ни в какой другой стране нет такого количества храмов, как на Руси. Оказать помощь (материальную или физическую) при строительстве храма, считалось делом хорошим и благодатным, и наш народ ни жалел ни сил, ни денег.
Это наша история, часть культурного наследия и об этом мне хочется рассказать нашим детям, показать красоту храмов, величественность построек.
Публикация «Конспект занятия „Дорога к храму“» размещена в разделах
В наше время мы наряжаемся и идем в театр, кино, просто погулять, а раньше (как рассказывала моя бабушка) люди доставали из сундуков самую красивую одежду, обувь и шли в храм.
Тема: «Дорога к храму».
Программное содержание: продолжать формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности; познакомить с историей принятия христианства на Руси; закрепить правила поведения в храме. Познакомить детей с поэтическими произведениями В. Бородиной. Воспитывать желание рисовать храм и путь, ведущий к нему.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Аудиозапись – звон колоколов.
- что это за звон и куда он нас зовет? ( ответы детей: в храм)
Дорога к храму (стихотворение В. Бородина)
Дорога к храму нелегка,
Она трудна, она длинна,
Через овраги и луга,
Но всё же в храм ведет она.
2. основная часть.
- Кто знает как называется страна в которой мы живем? (ответы детей)
Россия – это огромная по своей территории страна, в которой много городов больших и маленьких, деревень, поселков и в каждом городе, в каждом поселке есть храм. Храм – это особенно красивые и величественные здания, которые обычно строились всем миром, то есть весь народ принимал участие в их строительстве.
- Я предлагаю посмотреть на некоторые из них ( показ слайдов или картинок с изображением : храма Христа Спасителя и храма Василия блаженного в г. Москве, храма Покрова-на- Нерли в г. Владимире, храма Александра Невского в г. Нижнем Новгороде) - Посмотрите как красивы по своему все эти храмы : все они разные, но есть в них и что-то общее. А теперь посмотрите внимательно и скажите, чем же они отличаются?
Предложить детям найти отличия между этими храмами (разный цвет, размер, величина, количество куполов)
- Да, все хамы разные, но есть в них и что-то общее. Что? (у всех есть купола, все купола венчаются крестом)
-А, знаете ли вы, что обозначает крест? (ответы детей) Крест – это символ христианской православной веры, символ спасения. - Но не всегда на русской земле, была православная вера (христианство). Когда – то давным-давно, более тысячи лет назад на Руси покланялись идолам - фигуркам вырезанным из дерева, и в каждой местности был свой идол - божок. Что бы объединить русский народ, князь Владимир Святославович решил принять единую веру. Но какую? Были разосланы послы во все страны. У мусульман князю не понравилось то, что нельзя есть мясо и пить вино; у иудеев не было своей страны, их бог рассеял по всем странам; у католиков все было очень мрачно. Послы прибывшие из православной Византии, рассказывали о поразившей их ослепительной красоте Собора Св. Софии в Константинополе, торжественности и роскоши богослужений. Все увиденное убеждало в том, «что пребывает там Бог с людьми». Князь Владимир принял христианство, крестился сам и весь народ. Во время крещения с самим князем Владимиром случилось чудо: до крещения – князь был жестоким, грубым, после крещения он изменился – стал справедливым, мудрым, кротким; в народе даже прозвали его – Красным солнышком.
С тех пор Русь стала православной, а на русской земле появились храмы и звон их колоколов слышен в каждом уголке России.
Физкультминутка: Колокола. В. Бородина (стр. 63) Слышен звон из далека – (руки поднять вверх) Нам поют колокола: (руки внизу – ладошки в стороны, наклоны вправо - влево) То протяжно и негромко, (раскачивание рук перед туловищем вправо – влево) То вдруг быстро и так звонко (хлопают в ладоши) Разольется песня эта, (развести руки в стороны) Полетит быстрее ветра… (руки раздвинуты в стороны, кругообразные движения рук с Через годы и века туловищем – имитация полета) Нам поют колокола! (руки внизу – ладошки в стороны, наклоны вправо - влево)
Храм – это жилище Бога на земле и каждый человек может прийти туда. Кто знает для чего люди ходят в храм? (ответы детей) Конечно, вы все правы: в храме можно поставить свечку,помолиться, попросить помощи у Бога, креститься, исповедаться, причаститься, встретить праздник. Послушайте стихотворение Виктории Бородиной
Я пойду сегодня в храм, Я поставлю свечку сам. Помолюсь, и в тишине Благодать придет ко мне. В храме тихо и светло, Лучик света бьет в стекло, Здесь звучат псалмы, каноны, А со стен глядят иконы.
- Но, знаете ли вы, как вести себя в храме? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение, которое написал один монах.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Педагог:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди, На молитву приходи.
Игра «Так и не так» ( цель: закрепить правила поведения в храме). Воспитатель спрашивает: - мальчики, войдя в храм, снимают головные уборы - в храме можно болтать -девочки стоят в храме в платочке - дети ходят в храм поесть конфет - девочки ходят в храм в брюках -люди ходят в храм поставить свечку (Можно так вести себя в храме – дети хлопают; нельзя – топают)
Рисование «Дорога к храму». – Каждый из вас, хотя бы один раз, с мамой, с папой или бабушкой ходил в храм; давайте нарисуем дорогу, которая вела нас туда. (Предложить нарисовать храм и дорогу по которой дети с мамой идут к нему)
3. Рефлексивно - оценочная часть.
Подведение итогов: предложить детям рассказать, что им больше всего запомнилось, понравилось, показалось интересным.