Получи документы

Дополнительное образование «Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников»

Дария Кудрина
Дополнительное образование «Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные технологии в дополнительном образовании

Тема: Мультипликация – как средство развития связной речи дошкольников.

МБДОУ «Детский сад «Чэчир»

Среднеколымский улус с. Хатынгнах

Воспитатель первой категории

Кудрина Дария Михайловна

Введение

Публикация «Дополнительное образование „Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантази-ровать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма педагог выступает связующим звеном между ребенком и взрослым для раскрытия их внутреннего мира в процессе увлекательного занятия – создания своими руками анимационного фильма.

Мультфильмы – это очень эффективный инструмент для развития ребенка. С их по-мощью можно увлечь ребенка в процессе обучения.

Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как до-биться такого эффекта? Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнооб-разные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обес-печивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования актуальным яв-ляется преобразование и совершенствование новых методов, форм и приемов по развитию речи детей дошкольного возраста, рассматриваются и применяются инновационные техно-логии, обновляются содержание и целевое предназначение дидактического материала.

Актуальность данной темы заключается в том,чтол овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспи-тания детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памя-ти, информации и прочее. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) дея-тельность.

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспи-тания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного со-става, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон ре-чи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через ре-чевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыс-лей.

Коррекция речи – процесс довольно продолжительный. Необходимо мотивировать воспи-танников к занятиям.

Такой мотивацией может выступать мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педаго-гическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказы-ваний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополня-ется.

Цель: Создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию связной речи и навыков речевого общения детей в процессе создания мультипликационных фильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой, объ-емной и плоской технике. Повышение речевой активности у детей 4-7 лет посредством мультипликации.

Задачи: - Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.

- Развивать инициативное творческое начало, способность ребенка к решению проблемно-поисковых ситуаций.

- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

- Воспитывать самостоятельность и саморегуляцию в процессе создания мультфильмов.

- Формировать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Стимулировать к самостоятельной художественной и конструктивной деятельности детей в процессе изготовления персонажей и декораций.

- Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.

- Обогатить словарный запас детей.

- Формировать навыки связной, грамматически правильной, диалогической и монологиче-ской речи.

- Знакомить с книжкой культурой, детской литературой.

Мультипликация

создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ре-бенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произве-дения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Занятия мультипликацией помогают формировать у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, даря ему положи-тельный заряд, энергию и желание достигать новых высот, так как ребёнок создаёт историю, оживляет героев.

Дети, участвуя в работе, сами создают героев мультфильма, приобретают навыки совмест-ной работы. В ходе занятий нормализуются звукопроизношение, слоговая структура, расши-ряется словарь, формируется грамматический строй речи и фонематическое восприятие, раз-вивается связная речь.

Как подготовить детей к работе с мультипликацией?

На этом этапе особое место отводится мотивации к деятельности детей. Можно показать не-большой фильм, который раскрывает процесс создания мультфильма. Чтобы перед детьми предстали все профессии людей, которые работают над созданием мультфильма и дети уви-дели, что это интересная и увлекательная деятельность, и она может быть интересна для лю-бого ребенка, так как каждый из них может стать главным художником и скульптором, ак-тером по озвучиванию.

Технические приемы создания движущихся изображений с помощью последователь-ности неподвижных изображений (кадров, сменяющих друг друга с некоторой частотой. для мультипликации необходимые из которых – фотоаппарат, штатив и компьютер с про-граммами для монтажа.

Работа определена в несколько блоков:

1. Тайны мультипликации

В начале проводятся вводные беседы «Кто и как создает мультфильмы», «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации». С помощью бесед, рассматривания картин, зна-комства с профессиями мультипликаторов дается более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, что позволяет активизиро-вать интерес и желание детей участвовать в их создании. Кроме того, происходит накопле-ние опыта и впечатлений.

Просматривание российских мультфильмов различных видов мультипликации : рисован-ных, кукольных, пластилиновых. Беседа по содержанию и виду мультипликации. Опреде-ление характеров героев.

2. Разработка сюжета

В этом блоке дети совместно с воспитателем выбирают сказку, рассказ, стихотворение или придумываем сюжет проговариваются вместе с детьми, элементы завязки, развития и раз-вязки. Для этого использую различные приемы и игровые ситуации.

Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результа-том работы на данном этапе становится выработка единого мнения в выборе сказки для мультипликационного фильма.

На логопедических занятиях проводится работа по составлению портрета героев выбранной сказки, отрабатываются диалоги.

Родители совместно с детьми просматривают якутские и русские народные сказки фильмы, «Старуха Таал-Таал», «Алаам Мо ус» «Храбрый портняжка», «Гадкий утенок» и др. Родите-ли должны обратить внимание на выразительность речи героев, их тембр, интонацию.

В совместной деятельности дети совместно с педагогами составляют сценарий будущего мультипликационного фильма.

На следующем этапе проводится работа над выразительностью речи героев, создание деко-раций, изготовление самих героев.

3. Юные мультипликаторы

В беседах с детьми расширяются и обобщаются представления детей об окружающем пред-метном мире, о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используе-мых в профессии мультипликатора.

Работа детей в качестве художников и аниматоров тоже имеет свой мощный потенциал для развития их речи. Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, ис-пользуемых при создании мультфильма, совершенствуется мелкая моторика ребёнка. Тради-ционными методами развития мелкой моторики являются разнообразные приёмы лепки из пластилина, которые используются при создании плана, декораций и персонажей мульти-пликационного фильма.

Нетрадиционным методом является работа с персонажами при съёмке самого мультфильма.

Изготовление совместно с ребёнком персонажа сказки, декораций для мультфильма.

4. Озвучивание

Совместная деятельность воспитателя и детей направлена на озвучивание мультипликаци-онного фильма.

Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происхо-дящего действия, учатся выразительно говорить и озвучивать своих героев. Для развития дикции и владения голосовым аппаратом дети выполняют упражнения «Эхо», «Листочки», «Салют». Данные упражнения способствуют формированию правильной, четкой, понятной, образной и красивой речи.

Чистоговорки, используемые перед произношением слов, также помогают воспитанникам настроиться на правильное воспроизведение своего небольшого по объему текста. Расширя-ется словарный запас детей, происходит их эмоционально – чувственное раскрепощение, находящее свое выражение в речевых высказываниях, продолжает формироваться культура речи, развивается творческий потенциал, повышается уровень речевого развития в целом.

На разных этапах создания мультфильма развиваются и различные компоненты речевой дея-тельности: и грамматическая сторона речи, смысловая, звуковая, лексическая, а в целом – и их коммуникативные способности.

Задачи:

- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;

- воспитывать умение регулировать силу и громкость своего голоса;

- воспитывать речевой слух детей;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать общие речевые навыки;

- развивать просодическую сторону речи;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

При озвучивании мультипликационного фильма детьми обращается внимание на правиль-ность речи : ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, звукопроизно-шение, интонацию, эмоциональное сопровождение.

Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.

5. Монтаж мультфильма

Мультфильм, созданный дошкольниками, одной из главных своих задач ставит активиза-цию и коррекцию речи детей, поэтому именно максимальному наполнению мультфильма озвучиванием (закадровым текстом, шумовыми эффектами, звукоподражанием) уделено наибольшее внимание педагогов. Таким образом, логопедическая дидактическая мульти-пликация обладает своими характерными чертами: обилие закадрового текста при условно-сти зрительных образов.

6. Презентация

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной обра-зовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликацион-ного продукта, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей.

Вывод

Развивающие возможности дидактической мультипликации настолько широки, что охватывают не только образовательные области речевого направления. Авторская дет-ская мультипликация является универсальным средством обучения, развития и воспитания детей. Это соответствует целостному характеру мировосприятия ребёнка, в сознании кото-рого мир не разделён на предметные области. Таким образом, в процессе создания мульт-фильма происходит переплетение всех образовательных областей.

Вот уже несколько лет подряд я провожу кружок Мультипликации, где дети достигли некоторые результаты. Они принимали участие в говорении скороговорок, в декламации стихотворений, в пении разных песен, где занимали призовые места.

Создание собственных мультипликационных фильмов влияет на развитие у ребёнка памяти, внимания, воображения. Тем самым переоценить развивающий, коррекционный потенциал дидактической мультипликации невозможно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зубкова С. Ап., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. - №5.

2. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2013. - № 8.

3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникативные техноло-гии в дошкольном образовании, М. : Мозаика Синтез, 2011г.

4. Капитовская О. А., М. Г. Плохотнюк. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. СПб. ; КАРО, 2005.

5. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007г.

6. Рони Орен Секреты пластилина. – М. : Махаон, 2010г.

7. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. Воспитатель. 2009. - № 10.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; 2013г.

9. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. М. ;ТЦ Сфера, 2009.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование «Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 8 октября 2023 в 11:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование «Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Дария Кудрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД