Дария Кудрина
Дополнительное образование «Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные технологии в дополнительном образовании
Тема: Мультипликация – как средство развития связной речи дошкольников.
МБДОУ «Детский сад «Чэчир»
Среднеколымский улус с. Хатынгнах
Воспитатель первой категории
Кудрина Дария Михайловна
Введение
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантази-ровать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма педагог выступает связующим звеном между ребенком и взрослым для раскрытия их внутреннего мира в процессе увлекательного занятия – создания своими руками анимационного фильма.
Мультфильмы – это очень эффективный инструмент для развития ребенка. С их по-мощью можно увлечь ребенка в процессе обучения.
Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как до-биться такого эффекта? Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнооб-разные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обес-печивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования актуальным яв-ляется преобразование и совершенствование новых методов, форм и приемов по развитию речи детей дошкольного возраста, рассматриваются и применяются инновационные техно-логии, обновляются содержание и целевое предназначение дидактического материала.
Актуальность данной темы заключается в том,чтол овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспи-тания детей.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памя-ти, информации и прочее. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) дея-тельность.
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспи-тания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного со-става, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон ре-чи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через ре-чевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыс-лей.
Коррекция речи – процесс довольно продолжительный. Необходимо мотивировать воспи-танников к занятиям.
Такой мотивацией может выступать мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педаго-гическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказы-ваний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополня-ется.
Цель: Создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию связной речи и навыков речевого общения детей в процессе создания мультипликационных фильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой, объ-емной и плоской технике. Повышение речевой активности у детей 4-7 лет посредством мультипликации.
Задачи: - Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.
- Развивать инициативное творческое начало, способность ребенка к решению проблемно-поисковых ситуаций.
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
- Воспитывать самостоятельность и саморегуляцию в процессе создания мультфильмов.
- Формировать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Стимулировать к самостоятельной художественной и конструктивной деятельности детей в процессе изготовления персонажей и декораций.
- Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
- Обогатить словарный запас детей.
- Формировать навыки связной, грамматически правильной, диалогической и монологиче-ской речи.
- Знакомить с книжкой культурой, детской литературой.
Мультипликация
создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ре-бенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произве-дения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Занятия мультипликацией помогают формировать у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, даря ему положи-тельный заряд, энергию и желание достигать новых высот, так как ребёнок создаёт историю, оживляет героев.
Дети, участвуя в работе, сами создают героев мультфильма, приобретают навыки совмест-ной работы. В ходе занятий нормализуются звукопроизношение, слоговая структура, расши-ряется словарь, формируется грамматический строй речи и фонематическое восприятие, раз-вивается связная речь.
Как подготовить детей к работе с мультипликацией?
На этом этапе особое место отводится мотивации к деятельности детей. Можно показать не-большой фильм, который раскрывает процесс создания мультфильма. Чтобы перед детьми предстали все профессии людей, которые работают над созданием мультфильма и дети уви-дели, что это интересная и увлекательная деятельность, и она может быть интересна для лю-бого ребенка, так как каждый из них может стать главным художником и скульптором, ак-тером по озвучиванию.
Технические приемы создания движущихся изображений с помощью последователь-ности неподвижных изображений (кадров, сменяющих друг друга с некоторой частотой. для мультипликации необходимые из которых – фотоаппарат, штатив и компьютер с про-граммами для монтажа.
Работа определена в несколько блоков:
1. Тайны мультипликации
В начале проводятся вводные беседы «Кто и как создает мультфильмы», «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации». С помощью бесед, рассматривания картин, зна-комства с профессиями мультипликаторов дается более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, что позволяет активизиро-вать интерес и желание детей участвовать в их создании. Кроме того, происходит накопле-ние опыта и впечатлений.
Просматривание российских мультфильмов различных видов мультипликации : рисован-ных, кукольных, пластилиновых. Беседа по содержанию и виду мультипликации. Опреде-ление характеров героев.
2. Разработка сюжета
В этом блоке дети совместно с воспитателем выбирают сказку, рассказ, стихотворение или придумываем сюжет проговариваются вместе с детьми, элементы завязки, развития и раз-вязки. Для этого использую различные приемы и игровые ситуации.
Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результа-том работы на данном этапе становится выработка единого мнения в выборе сказки для мультипликационного фильма.
На логопедических занятиях проводится работа по составлению портрета героев выбранной сказки, отрабатываются диалоги.
Родители совместно с детьми просматривают якутские и русские народные сказки фильмы, «Старуха Таал-Таал», «Алаам Мо ус» «Храбрый портняжка», «Гадкий утенок» и др. Родите-ли должны обратить внимание на выразительность речи героев, их тембр, интонацию.
В совместной деятельности дети совместно с педагогами составляют сценарий будущего мультипликационного фильма.
На следующем этапе проводится работа над выразительностью речи героев, создание деко-раций, изготовление самих героев.
3. Юные мультипликаторы
В беседах с детьми расширяются и обобщаются представления детей об окружающем пред-метном мире, о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используе-мых в профессии мультипликатора.
Работа детей в качестве художников и аниматоров тоже имеет свой мощный потенциал для развития их речи. Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, ис-пользуемых при создании мультфильма, совершенствуется мелкая моторика ребёнка. Тради-ционными методами развития мелкой моторики являются разнообразные приёмы лепки из пластилина, которые используются при создании плана, декораций и персонажей мульти-пликационного фильма.
Нетрадиционным методом является работа с персонажами при съёмке самого мультфильма.
Изготовление совместно с ребёнком персонажа сказки, декораций для мультфильма.
4. Озвучивание
Совместная деятельность воспитателя и детей направлена на озвучивание мультипликаци-онного фильма.
Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происхо-дящего действия, учатся выразительно говорить и озвучивать своих героев. Для развития дикции и владения голосовым аппаратом дети выполняют упражнения «Эхо», «Листочки», «Салют». Данные упражнения способствуют формированию правильной, четкой, понятной, образной и красивой речи.
Чистоговорки, используемые перед произношением слов, также помогают воспитанникам настроиться на правильное воспроизведение своего небольшого по объему текста. Расширя-ется словарный запас детей, происходит их эмоционально – чувственное раскрепощение, находящее свое выражение в речевых высказываниях, продолжает формироваться культура речи, развивается творческий потенциал, повышается уровень речевого развития в целом.
На разных этапах создания мультфильма развиваются и различные компоненты речевой дея-тельности: и грамматическая сторона речи, смысловая, звуковая, лексическая, а в целом – и их коммуникативные способности.
Задачи:
- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
- воспитывать умение регулировать силу и громкость своего голоса;
- воспитывать речевой слух детей;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать общие речевые навыки;
- развивать просодическую сторону речи;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
При озвучивании мультипликационного фильма детьми обращается внимание на правиль-ность речи : ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, звукопроизно-шение, интонацию, эмоциональное сопровождение.
Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.
5. Монтаж мультфильма
Мультфильм, созданный дошкольниками, одной из главных своих задач ставит активиза-цию и коррекцию речи детей, поэтому именно максимальному наполнению мультфильма озвучиванием (закадровым текстом, шумовыми эффектами, звукоподражанием) уделено наибольшее внимание педагогов. Таким образом, логопедическая дидактическая мульти-пликация обладает своими характерными чертами: обилие закадрового текста при условно-сти зрительных образов.
6. Презентация
Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной обра-зовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликацион-ного продукта, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей.
Вывод
Развивающие возможности дидактической мультипликации настолько широки, что охватывают не только образовательные области речевого направления. Авторская дет-ская мультипликация является универсальным средством обучения, развития и воспитания детей. Это соответствует целостному характеру мировосприятия ребёнка, в сознании кото-рого мир не разделён на предметные области. Таким образом, в процессе создания мульт-фильма происходит переплетение всех образовательных областей.
Вот уже несколько лет подряд я провожу кружок Мультипликации, где дети достигли некоторые результаты. Они принимали участие в говорении скороговорок, в декламации стихотворений, в пении разных песен, где занимали призовые места.
Создание собственных мультипликационных фильмов влияет на развитие у ребёнка памяти, внимания, воображения. Тем самым переоценить развивающий, коррекционный потенциал дидактической мультипликации невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зубкова С. Ап., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. - №5.
2. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2013. - № 8.
3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникативные техноло-гии в дошкольном образовании, М. : Мозаика Синтез, 2011г.
4. Капитовская О. А., М. Г. Плохотнюк. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. СПб. ; КАРО, 2005.
5. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007г.
6. Рони Орен Секреты пластилина. – М. : Махаон, 2010г.
7. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. Воспитатель. 2009. - № 10.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; 2013г.
9. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. М. ;ТЦ Сфера, 2009.