Елена Заиченко
Дополнительная программа по театрализованной деятельности «Юный актер»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Юный актер»
Для детей от 4 до 7 лет.
Срок реализации 1 год
Воспитатель: Заиченко Е. Н.
Актуальность программы :
Публикация «Дополнительная программа по театрализованной деятельности „Юный актер“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы :
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности : коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы :
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности : познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети-ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи кружка :
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое :
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об-щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Содержание программы.
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Перечислим их.
Блок 1 – основы кукловождения.
Блок 2 – основы кукольного театра.
Блок 3 – основы актерского мастерства.
Блок 4 – основные принципы драматизации.
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 – театральная азбука.
Блок 7 – проведение праздников.
Блок 8 – проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3, 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
Планирование работы на учебный год (сентябрь – май) .
Блоки Базовый компонент Компонент ДОУ Национальный региональный компонент
1 2 3 4
1. Основы кукловождения Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра Сентябрь. Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши». Коми загадки : о зайце, собаке, кошке.
Музыкальные фонограммы для этюдов : «Кошка» - муз. С. Головина;
«Медведь» - муз. С. Головина ; «Зайчик» - муз. Г. Попова.
Октябрь. Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы».
Ноябрь. Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,
«Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол. Декабрь. Задачи : обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) .
Этюды : «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей». Муз. Фонограммы : - для этюдов «Пляски мышей» - «Полька» (разные коми муз. Инструменты) ;
«Новый год» - муз. С. Головина ;
«Мама гуляет» - муз. С. Головина.
Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».
Март – май. Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой», «Пляска зверей». Коми загадки : о зайце, собаке, петухе.
Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» - «Веселая весна» - муз. Г. Попова.
2. Основы кукольного театра. Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, обучать давать оценку поступкам действующих лиц.
Сказки : «Заюшкина избушка», р. н. с.. «Смоляной бычок», р. н. с. Коми загадки : о зайце, собаке, петухе.
Муз. фонограммы : «Кто где живет?» - муз. Г. Качанова;
«Медведь» - муз. С. Головина.
Декабрь. Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.
Сказки : «Маша и медведь», р. н. с. Коми загадки : о кошке, собаке.
Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка» ; «Зайчик» - муз. Г. Попова ; «Медведь» - муз. С. Головина ; «Бабушка» - муз. Г. Качанова.
Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения верховых кукол.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».
Март – май. Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольном спектакле.
Сказки : «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка.
3. Основы актерского мастерства. Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия ; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками – символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть) ; воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.
Этюды : М. Чистяковой на выразительность жеста : «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания» ; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок» ; М. Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию.
Декабрь – февраль. Задачи : активизировать детей, развивать их память, внимание.
Игры : «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М. Чистяковой.
Март – май. Задачи : развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.
Этюды : «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай Болтай», «Петрушка прыгает» М. Чистяковой. Стихотворение П. Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка прыгает».
4. Основные принципы драматизации. Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Сентябрь – ноябрь. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию.
Сказки : «Теремок», «Колобок», р. н. с.
Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В.) Сценки : «Еж и елка», «Заботливый еж» (по стихотворениям П. Образцова).
Декабрь – февраль. Задачи : формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.
Сказки : «Рукавичка», украинская народная сказка.
Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник») . Сценки : «На дворе зима» (по стихотворению П. Образцова).
Март – май. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям.
Сказки : «Волк и семеро козлят» р. н. с. ; «Аленушка и лиса» р. н. с. ; «Красная шапочка» французская сказка.
Сценки «Кот» (по стихотворению Г. Виеру). Сценки : «Из берлоги» (по стихотворению П. Образцова).
5. Самостоятельная театральная деятельность Сентябрь – ноябрь. Задачи : побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения.
Декабрь – февраль. Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол.
Март – май. Задачи : поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.
6. Театральная азбука. Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать представления детей о театре (артисты – волшебники театра, куклы – маленькие помощники артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре ; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров) ; названия театральных персонажей, предметов, декораций.
7. Проведение праздников. Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике : читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий. Сентябрь – ноябрь. Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей ; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.
Мероприятия : «Праздник осени». Коми народные игры : «Капуста», «Медведь» .
Коми загадки : про овощи – капуста, лук, огурцы : про гриб, про дождь.
Декабрь – февраль. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами.
Мероприятия : «Новогодняя елка».
Март – май. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами.
Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта).
8. Проведение досугов и развлечений. Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание участвовать в них. Сентябрь.
1. «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют педагоги детского сада) .
2. Кукольный спектакль «Машенька и медведь» (исполняют педагоги).
Октябрь.
1. Инсценировки : «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных групп) .
2. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги) .
Ноябрь.
1. «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы.
2. «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.
Декабрь – февраль. Задачи : развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.
1. «Морозко» - р. н. с. в исполнении детей подг. Группы.
2. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников.
3. «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп.
Март – май. Задачи : обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания ; поддерживать интерес к происходящему на сцене.
1. «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы)
2. «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп.
3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.
5. «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление. «Муравьи» - инсценировка по стихотворению Е. Козловой в исполнении детей подготовительной группы.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Группа Базовый компонент Компонент ДОУ Национальный региональный компонент
1 2 3 4
младшая группа
Должен уметь :
1. Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.
2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест) .
3. Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов. Должен знать :
1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.) .
2. Некоторый приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.
Должен иметь представления :
1. О театре, театральной культуре ;
2. Роли артистов, кукол.
3. Имеющихся правилах поведения в театре.
4. Азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций). Должен уметь :
1. Разыгрывать сценки по стихотворениям коми поэтов (П. Образцова, С. Попова, Д. Сережина), коми писателей (Е. Козловой), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию) и музыкальные фонограммы коми композиторов.
2. Изображать отгадки к коми загадкам, используя выразительные средства и музыкальные фонограммы коми композиторов.
3. Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками коми писателей.
Оборудование детской театральной студии
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Стенд-книжка.
4. Фланелеграф.
5. Теневой театр.
6. Пальчиковый театр.
7. Театр Би-ба-бо.
8. Театр Петрушки.
9. Детские костюмы для спектаклей.
10. Взрослые костюмы для спектаклей.
11. Элементы костюмов для детей и взрослых.
12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13. Ширма для кукольного театра.
14. Музыкальный центр, видеоаппаратура
15. Медиотека (аудио- и CD диски).
16. Декорации к спектаклям
17. Методическая литература