Лариса Каширская
Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изодеятельности (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный тематический план
(4-5 лет)
Сентябрь
№
п/п Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
1 Знакомство
Мониторинг Познакомить детей с преподавателем. Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года (диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы работы с кистью, навыки вырезания
Публикация «Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изодеятельности (4–5 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
2 Мониторинг Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года (диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином)
3 «Подсолнухи» «Пальцеграфия» Упражнять в рисовании пальчиками, учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Лист А4 с нарисованным кругом и лепестками, баночки с гуашью черного, зеленого и желтого цвета.
4 «Укрась косынку» Оттиск пробкой, «пальцеграфия». Учить украшать косынку простым узором, используя печатанье, прием примакивания. Развивать чувство композиции. Цветной лист треугольной формы, гуашь, листья различных деревьев и кустарников, кисти, эскизы.
5 «Гроздь рябины» «Пальцеграфия» Учить детей при помощи пальчиков примакивать и создавать образ ягоды рябины. Упражнять в приеме примакивания кистью рябиновых листиков с обеих сторон ветки. Лист А4 с нарисованной веткой. Гуашь красная и зеленая. Палитра. Кисть, салфетки. Ветка рябины.
6 «Осенний ковер» «Набрызг» Учить детей с помощью трафаретов и техники набрызга создавать осеннюю композицию, при этом подбирая цвета в соответствии с темой. Лист А4, вырезанные из картона контуры листьев различной формы, зубные щётки, стеки, гуашь.
7 «Осеннее дерево» Отпечатки листьями Познакомить с приемом отпечатывания листьев. Учить путем смешивания красок получать новые оттенки. Работать аккуратно, развивать чувство композиции. Лист бумаги А4, гуашь, палитра, листья деревьев.
8 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Октябрь
9 «Осенний лист» Пластилинография Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография». Научить приемам намазывания и раздавливания. Развивать мелкую моторику. Заготовки из плотного картона в виде листа клёна. Пластилин.
10 «Осеннее дерево» Рисование тычком (ватные палочки). Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Развивать чувство композиции. Лист бумаги А4, ватные палочки, гуашь.
11 «Могучий дуб» Рисование ладошкой и мятой бумагой. Познакомить с техникой рисования мятой бумагой. Учить использовать ладонь как изобразительное средство. Учить дополнять изображение деталями. Лист бумаги А4, гуашь, обрывки бумаги.
12 «Осенний лес» Набрызг + «кляксография» Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
Развивать дыхательную систему.
Лист бумаги А4, гуашь, трубочки для коктейля, зубные щетки.
13 «Аквариум» Восковые мелки +акварель Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами и акварелью, развивая мелкую моторику руки.
Учить заполнять весь лист, передавать характерные детали, дополнять рисунок деталями (водоросли, камушки, развивая творческое воображение.
Заготовка из бумаги в форме аквариума, восковые мелки, акварель.
14 «Рыбки в аквариуме» Рисование ладошкой Продолжить использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями. Лист тонированной бумаги А4, гуашь, восковые мелки (перламутр) для прорисовки.
15 «Золотая рыбка» Рисование «тычком» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками. Развить воображение, восприятие окружающего мира. Прививать аккуратность при рисовании. Заготовка из бумаги в форме золотой рыбки. Гуашь, ватные палочки.
16 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Ноябрь
17 «Осенние дары» Рисование по трафарету Учить аккуратно обрисовывать фигуры по трафарету, располагать их в соответствии с композицией, подбирать нужный цветовой оттенок для закрашивания. Лист бумаги А4, гуашь, палитра, трафареты фруктов.
18 «Волшебное дерево» (коллективная работа) Рисование ладошкой учить детей изображать листья и цветы с помощью своих ладошек, обмакивания их поочередно в блюдца с гуашью разного цвета. Упражнять в коллективной композиции. Лист ватмана с изображением ствола и веток дерева, блюдца с гуашью разного цвета.
19 «Нарядная рубашка» Рисование тычком Учить проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии для получения клетки. Упражнять в использовании печаток в каждой клетке, чередуя цвета. Силуэты рубашек, печатки 2-3 форм, кукла Гномик, кисти № 3, набор гуаши.
20 «Ваза с фруктами» Рисование по трафарету Продолжать учить аккуратно обрисовывать фигуры по трафарету, располагать их в соответствии с композицией. Развивать фантазию. Трафареты фруктов, лист бумаги А4, цветные карандаши.
21 «Ежик» Кляксография Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Развивать творческую индивидуальность. Лист бумаги А4, гуашь, трубочки для коктейля,
22 «Зайчик» Рисование «тычком» (жесткой кистью) Учить техники «тычок жесткой полу - сухой кистью». Учить выполнять рисунок по заранее прорисованному контуру. Лист бумаги А4 с прорисованным контуром зайца. Кисть для аппликации (щетина)
23 «Первый снег» Рисование «тычком» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать деревья большие и маленькие, рисовать снежинки с помощью тычка. Лист тонированной бумаги формата А4 (темно синий, белая гуашь, угольный карандаш.
24 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Декабрь
25 «Зимний город» Набрызг Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызг». Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Тонированный лист бумаги А4, трафареты домов, зубные щетки, белая гуашь.
26 «Зимний лес» Печать по трафарету. Пальцеграфия. Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Лист бумаги А4, верхняя часть тонирована в голубой цвет, гуашь белого и зеленого цвета. Трафареты елей разного размера. Поролоновые тампоны.
27 «Весёлые кляксы» Кляксография Учить делать кляксы из пипетки акварельными красками и прижимая их другим листом или сгибая в месте кляксы получать 2-3-х цветные пятна с разводами. Развивать фантазию узнавая в пятнах знакомые образы. Упражнять в дополнении фигур недостающими деталями Несколько листов бумаги на каждого ребенка, пипетки, кисти № 3, фломастеры.
28 «Зимний лес» Пластилинография+ рисование крупой Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения деревьев, нетрадиционными способами рисования, развивать творческое воображение детей, фантазию; воспитывать аккуратность в работе, воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению. Листы картона (синий, голубой, пластилин, стек, манная крупа, фломастеры.
29 «Елочные игрушки» Печать по трафарету Упражнять в печати по трафарету. Развивать чувство композиции. Лист бумаги А4. Трафареты. Гуашь.
30 «Новогодняя елка» Восковые мелки + акварель Продолжать учить детей рисовать деревья. Развивать чувство композиции. Лист бумаги А4, восковые мелки, акварель.
31 «Ёлочка» Рисование ладошкой Закреплять умение детей работать в нетрадиционной технике рисования- отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции.
навыки, моторику рук. Тонированный лист бумаги А4, гуашь.
32 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Январь
33 «Гирлянда» Рисование мелом Продолжать учить детей обводить по трафарету, размазывать мел по темной основе. Листы плотной бумаги черного цвета, мел, трафареты.
34 «Снеговик» Рисование клеем ПВА и манной крупой Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Тонированные листы бумаги (фиолетовая, голубая, синяя, аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского, клей ПВА, манная крупа.
35 «Снеговик» Рисование мятой бумагой Продолжать учить детей нетрадиционным приемом рисования – рисование мятой бумагой. Развивать чувство цвета и композиции; желание рисовать традиционными и нетрадиционными приемами рисования.
Лист бумаги тонированного цвета А4, гуашь, мятая бумага.
36 «Мишка на севере» Рисование тычком
(ватные палочки) Продолжать учить детей создавать образы используя нетрадиционные техники рисования с помощью ватных палочек. Закреплять знание времен года. Лист тонированной бумаги с прорисованным силуэтом медведя, ватные палочки, гуашь.
37 «Северное сияние» Рисование по -мокрому Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. Продолжать знакомить детей с бытом и культурой народов Севера. Лист бумаги А4, акварель, кисти.
38 Мониторинг Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы работы с кистью, навыки вырезания)
39 Мониторинг Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом)
40 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Февраль
41 «Узор на стекле» Воск + акварель + соль Дать знания о нетрадиционной технике изображении - рисование свечой или восковым мелком - и солевого рисования. Учить детей рисовать морозные узоры на окнах.
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению. Лист бумаги А4, восковые мелки белого цвета, акварель, соль.
42 «Воробей на еловой ветке» Рисование жесткой кистью Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Учить детей передавать в рисунке образ птицы, учить подбирать соответствующую цветовую гамму, учить композиционно располагать изображение на листе бумаги. Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь.
43 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
44 «Сердечко» Рисование точками. Научить детей создавать образ при помощи точек. Развивать мелкую моторику, воображение и фантазию. Лист бумаги А4 с силуэтом сердца, фломастеры.
45 «Портрет зимы» Оттиск пробками, пальцеграфия. Закреплять умение рисовать человека восковыми мелками, украшать деталями (снежинки, тонировать лист в цвета зимы. Развивать чувство цвета. Лист бумагиА4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации.
46 «Открытка для папы» Пластилинография. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности «рисование пластилином». Формирование художественных умений и навыков. Развитие мелкой моторики рук. Лист плотной бумаги с изображением военной техники. Пластилин.
47 «Домашнее животное» Рисование жесткой кистью Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ животного. Лист бумагиА4 с силуэтом кошки и собаки, гуашь, кисть щетина и белка.
48 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
Все имеющееся в наличии.
Март
49 «Укрась вазу» Оттиск печатками Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. Лист бумаги А4 тонированный, гуашь, печатки, шаблоны для обведения, эскизы, иллюстрации.
50 «Букет для мамы» Рисование тычком
(ватные палочки) Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции и ритма Лист бумаги, ватные палочки, гуашь, трафареты цветов.
51 «Весеннее солнышко»
(коллективная работа) Рисование ладошками Закреплять умение рисовать в техники печатанья ладошками, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. Лист ватмана голубого цвета, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации.
52 «Подснежники» Воск + акварель Учить рисовать подснежники восковыми мелками. Учить при помощи акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Лист бумаги А4, восковые мелки, акварель.
53 «Капель» Рисование по мокрому. Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. Лист бумаги А4, акварель, кисти.
54 «Воздушные шарики» Упражнять в смешивании двух цветов гуаши на палитре для получения нового цвета (оранжевого, голубого, розового, зеленого). Учить опираться на динамические схемы. Закреплять умение изображать круги и овалы в заданном месте. Листы с ниточками заданного цвета, политуры, игрушка мишки силуэты мишки из цветной бумаги.
55 «Птицы прилетели» монотипия Закреплять умение при помощи монотипии создавать образ. Продолжать учить смешивать краски. Развивать пространственное мышление. Лист бумаги А4, краски, кисти.
56 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Апрель
57 «Весна в горах» Рисование жесткой кистью Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ природы. Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь.
58 «Весна в горах»
(продолжение) Рисование жесткой кистью Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ природы. Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь.
59 «Планета» Рисование по мокрому + соль Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. Заготовка из бумаги круглой формы, акварель, соль.
60 «Ракеты в космос» Восковые мелки + акварель Закреплять умение детей в данной технике. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции. Листы бумаги А4. Трафареты ракет, восковые мелки, акварель.
61 «Звездное небо» Набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятие. Лист бумаги А4, трафареты, зубные щетки, гуашь.
62 «Бабочки» Монотипия Закреплять умение при помощи монотипии создавать образ. Продолжать учить смешивать краски. Развивать пространственное мышление. Лист бумаги А4, краски, кисти.
63 «Цыплята» Коллаж из манной крупы Учить детей изображать цыплят из двух окружностей, накладывание на бумагу вместо краски клей. Посыпать клей манной крупой и добавить гуашью мелкие детали. Листы зеленого картона, гуашь, кисть № 1, кисть клеевая, клей, образец, манная крупа, гуашь, игрушка курицы с золотым яйцом
64 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Май
65 «Цветы» Ниткография Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать образ цветка при помощи ниток. Развивать фантазию. Лист бумагиА4, гуашь, нитки, кисти.
66 «Георгиевская ленточка» Пластилинография. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности «рисование пластилином». Формирование художественных умений и навыков. Развитие мелкой моторики рук. Лист плотной бумаги в виде ленты, пластилин.
67 «Одуванчики» Восковые мелки + акварель Закреплять умение детей в данной технике. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции. Лист бумаги А4, восковые мелки, акварель, кисти.
68 «Цветная полянка» Раздувание краски + кляксография Закреплять умение детей в данной технике. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции. Лист бумаги А4, акварель, кисти, коктейльные трубочки.
69 «Радуга» Рисование жесткой кистью Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ природы. Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь.
70 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
71 Мониторинг Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы работы с кистью, навыки вырезания)
72 Мониторинг Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом)
Июнь
73 «Фейерверк» Кляксография Учить детей видеть красоту даже в неожиданном пятне. Учить резко прижимать кляксы листочкам бумаги, вести светлую линию мелом. Развивать фантазию. Темно-фиолетовые листы бумаги, кисть № 3, небольшие листочки для прижимания, цветной мел. Игрушка гномик.
74 «Узор на блюдце» Пальцеграфия Учить располагать элементы по краю заданной формы, чередуя элементы по цвету, украшать серединку блюдца, примакиванием пальцами и кистью для изображения цветка. Фаянсовые блюдца (или круглые листы бумаги, акварель, кисти № 2, Мишка.
75 «Барашки на лугу» Оттиск печатками Учить изображать барашка с кудрявой шерсткой с помощью скрученной бумаги-печатки. Упражнять в изображении овальных форм разных размеров, мелкие детали кончиком кисти. Наборы гуаши, полоски бумаги для печаток, кисть № 2, тесто для рожек, игрушка барашка, образец, пастушок или костюм.
76 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать Все имеющееся в наличии.
77 «Лебеди в пруду» Монотипия ладошками Учить с помощью отпечатка ладони изображать лебедя, дополняя фигуру мелкими деталями. Упражнять в проведении волнистых линии и примакивания. Поощрять желание развивать сюжет рисунка. Листы синей бумаги, блюдца с белой гуашью, кисти № 1, емкость с водой, игрушкой лебедя и бумажными линиями (отдельно от каждого ребенка)
78 «Волшебная птица Сирин» Коллективная работа. Учить изображению линии «завиток» с умением контролировать нажим на кисть. Упражнять, подбирать контрастный цвет к фону перьев. Закреплять умение действовать сообща, располагая перья по заданной композиции. Воспитывать удовлетворение от совместной работы. Контур птицы на формате А-1, по 3 пера холодных оттенков трех размеров, гуашь, фломастеры, кисти № 2, клей и кисти, схема размещения перьев, блестки, перо павлина.
79 «Полет фантазии» ниткография Учить детей способом ниткографии получать одноцветные и разноцветные изображения. Дополнять рисунки недостающими деталями для получения определенного образа. Развивать творческую фантазию детей Альбомные листы, нитки № 10, акварель, кисти № 2, образцы ниткографии.
80 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.
Июль
81 «Бесы» Тушь и набрызг Учить силуэтному способу изображения лошади в движении. Упражнять в приеме набрызгов (снег). Показать красоту и изящество графического изображения. Синий лист, кисти № 1, № 2, жесткая кисть с зубочисткой, тушь черная, гуашь белая, репродукция Куинджи «Ночь на Днепре», графические иллюстрации по произведениям А. С. Пушкина, динамическая таблица изображения лошади.
82 «Жили у бабуси два веселых гуся» Рисование ладошкой Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: закрашивать ладонь краской, делать отпечаток не листе бумаги. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Лист тонированной бумаги А 4, гуашь белого и серого цвета, фломастеры.
83 «Гжельские цветы» Роспись по фаянсу Знакомить детей с особенностями гжельской росписи. Учить рисовать цветы по мотивам гжельской росписи. Упражнять в подборе холодной палитры. Закреплять умение выводить фестонную линию, оттянутым примакиванием. Развивать чувство ритма. Гжельская посуда, белые фаянсовые блюда, динамическая таблица, 2-3 образца.
84 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать Все имеющееся в наличии.
85 «Божьи коровки» Отпечатки крышкой. Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать Крышка пластиковая. Лист бумаги А4, гуашь.
86 «Волшебные картинки» Воск + акварель Упражнять в рисовании восковыми мелками. Закреплять умение тонировать рисунок акварелью. Лист формата А4, восковые мелки, акварель.
87 «Фруктовый натюрморт» Пластилинография Учить составлять красивую композицию из фруктов, подбирая цвета формы по контрасту. Упражнять в рельефном способе, применяя прием загораживания. Добавлять румянец и мелкие детали акварелью. Украшать композицию зеленью. Пластилин фиолетового, желтого, красного, зеленого цвета; стеки, акварель, картон пастельных оттенков, муляжи фруктов и зелени (или натуральные фрукты).
88 По замыслу Различные Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Все имеющееся в наличии.