Татьяна Сорокина
Дополнительная программа нравственно-патриотической направленности «Растим патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотических представлений имеет познавательную направленность.
Публикация «Дополнительная программа нравственно-патриотической направленности „Растим патриотов“» размещена в разделах
Содержание программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о семье и родном крае, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Новизна программы
Заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями. Ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатству национальной и мировой культуры.
Актуальность программы
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Программа разработана по направлению познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что знания о истории родного города и его современной жизни дети приобретают на раннем этапе дошкольного образования, посредством развивающих игр, а также, выполняя различного рода практические и творческие задания, виртуально «путешествуя» по страницам истории. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «краеведение» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребность в познании, способствуют умственному и личному развитию.
Педагогическая целесообразность программы.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Цель программы.
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи программы.
Образовательные:
Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут.
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
Формировать представления детей о родном государстве, о символах государства (гимн, герб, флаг) и их функциональном назначении, о символическом значении цветов и образов (орел, всадник, о столице России.
Формировать представления о жизни наших предков, их занятиях, традициях, культуре, о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской, о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины
Развивающие:
Развить познавательную активность, интерес к истории государства.
Развить внимание, мышление, речь, обогатить словарь детей.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Расширять представления о достопримечательностях, социально- экономической значимости города.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к могуществу России, Государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Государственным символам страны, чувство коллективизма.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь
Воспитывать интерес и желание как как можно больше узнать о своей малой Родине.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Возраст детей.
4-5 лет.
Сроки реализации программы
1 год
Формы и режим занятий.
Образовательная деятельность во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 20 минут.
Программа рассчитана на 28 занятий.
Формы организации детей:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Формы занятий:
• фронтальная;
• игровая;
• интегрированная.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут знать:
• Знать имя, отчество родителей.
• Знать свой домашний адрес.
• Знать название близлежащих улиц.
• Иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.
• Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
• Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
• Знать название своего города, страны; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
• Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
• Иметь представление о государственной символике.
• Иметь первичные представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле.
• Иметь представления о народных праздниках, играх.
• Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, проживающих в нем, их обычаях, традициях, фольклоре.
• Уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину.
Форма проведения итогов
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики нравственно- патриотического развития на начало и конец года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих знаний и умений:
-знание имен членов семьи;
-знание домашнего адреса;
-название родного города;
-знание российского флага
-знание имен и отчеств членов семьи, рода их занятий;
-название родного города и достопримечательностей;
-знание общенациональных праздников
-имеет представление о родственных отношениях;
-знание домашнего адреса, названия города, страны;
-знание российской государственной символики (флаг, герб, гимн);
-знания о растительном и животном мире района
-выражает эмоциональную активность к ближайшему окружению;
-проявляет любовь и гордость за членов своей семьи
-проявляет активное эмоциональное отношение к родителям и сверстникам;
-заботливое отношение к животному и растительному миру
-замечает эмоциональное состояние другого, проявляет участие;
-проявляет заботливое отношение к пожилым родственникам;
-испытывает чувство гордости за достижения страны, Малой Родины
-умение ориентироваться в помещениях групповой комнаты, прогулочной площадки и помещениях д/с;
-определение отношения к себе разных лиц (сверстников и взрослых)
-умение ориентироваться в помещениях д/с и прилегающей территории;
-оказание помощи младшим детям;
-уважительное отношение к сверстникам
-имеет представление о себе, как об активном члене коллектива;
-осознает социальные проблемы города;
-решает проблемные ситуации
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Месяц Наименование модулей, разделов и тем
Содержание Методы обучения Формы работы Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ Диагностика на начало
учебного года. Определение уровня знаний детей о Родине, родном крае, ближайшем окружении на начало года.
Беседы с детьми,
игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе Индивиду-альная Анкетирование по теме: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
ОКТЯБРЬ «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)»
1. «Мой детский сад». Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Рассказ, показ, наблюдение
Экскурсия по детскому саду. Индивидуаль-ные беседы
2. «Мой дом». Формирование знаний детей о доме. Развитие памяти, мышления.
Д/и «Вот эта улица, вот этот дом».
Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».
Групповая, интегрированная Консультация «Сохраняем семейные традиции в семье»
3. «Моя семья». Закреплять представления о семье и всех ее членах. Развивать память, мышление. Воспитывать чувство уважения к членам семьи. Выставка детских рисунков на тему «Моя семья».
Групповая Участие родителей в подготовке фотопроекта «Традиции моей семьи»
4. «Традиции моей семьи». Закреплять знание родственных связей. Формировать представления о семейных традициях и семейных ценностях. Воспитывать любовь к близки, осознание важности семьи для человека.
Фотовыставка «Традиции моей семьи»
Групповая Участие родителей в подготовке фотопроекта «Традиции моей семьи»
НОЯБРЬ
«Маленьким детям о большой стране…»
1. «Земля – наш общий дом».
Уточнить и углубить знания и представления детей о планете Земля как о месте, в котором они живут.
Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях. Д/игра «Кто в какой стране живет»
Групповая
Индивидуаль-ные беседы
2. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский». Уточнить и углубить знания и представления детей о России как о государстве, в котором они живут.
Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки
Групповая Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты».
3. «С чего начинается Родина?». Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая»Родина. Демонстрация
рассказ
Групповая Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
4. «За что мы любим свой город».
Уточнить и углубить знания и представления детей о Саранске
Демонстрация
рассказ,
дидактическая игра
Групповая
Работа в рубрике «Вопрос-ответ»
ДЕКАБРЬ «Государственные символы России»
1. «Государствен-ный флаг России». Познакомить детей с изображением Государственного флага РФ, формировать представление о его происхождении, назначении, символики цветов и их взаиморасположении. Демонстрация
объяснение, д/и «Белый – Синий – Красный».
Групповая
Индивидуаль-ные беседы
2. «Государствен-ный герб России».
Познакомить детей с Государственным гербом России. Формировать у детей элементарные представления о происхождении и функциях герба России. Рассказать о символическом значении цветов и образов в нем. Демонстрация
рассказ
д/игра «Узнай наш герб».
Групповая Памятка родителям по патриотическому воспитанию дошкольника
3. «Государствен-ный гимн России».
Познакомить детей с главным символом России – Гимном. Научить отличать от других музыкальных произведений. Рассказать о правилах его использования. Воспитывать уважительное отношение к Государственному Гимну Беседа, прослушива-ние аудиозаписи гимна России, музыки и песен композиторов,
д/игра «Узнай наш гимн»
Групповая
Индивидуаль-ные беседы
4. «Москва- столица нашей Родины». Формировать у детей элементарные представления о Москве, как о «главном городе» России. Рассматрива-ние иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы. беседа
Групповая Индивидуаль-ные беседы
5. «Многонаци-ональная Родина». Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Беседы о многонацио-нальной Родине, рассматри-вание нацио-нальных кос-тюмов; чтение стихотворений, литера-турных про-изведений;
настольно- печатная игра: «Собери костюм».
Групповая
Пошив националь-ных костюмов для кукол.
ЯНВАРЬ «Кладовая народных сказок».
1. «Зимние праздники. Колядки (календарно-обрядо-вый праздник)».
Познакомить детей с рождественскими обрядовыми праздниками. Занятие-развлечение, беседы о празднике, его традициях и атрибутах.
Групповая Участие родителей в подготовке атрибутов к празднику
2. «Русские народные сказки». Формировать представление о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками и сказочными героями. Чтение художествен-ной литература по теме «Русские народные сказки»
Групповая Подбор материала по русским народным сказкам
3. «Мордовские сказки».
Познакомить детей с мордовскими сказками.
Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
Воспитывать интерес к сказкам. Чтение художествен-ной литература по теме «Мордовские народные сказки»
Групповая Подбор материала по рмордовским народным сказкам
ФЕВРАЛЬ «Чем славится земля русская».
1. «Богатыри земли русской».
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской. Презентация по теме «Богатыри земли русской», репродукция картины В. М. Васнецов «Богатыри»
Групповая Консультация для родителей «Основные принципы построения общения с детьми»
2. «Знаменитые земляки».
Познакомить детей со знаменитыми земляками. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Беседы о знаменитых россиянах, рассматрива-ние фотографий знаменитых соотечественников
Групповая Вовлечение родителей: подборка портретов знаменитых соотечествен-ников
3. «Масленица
(календарно-обрядо-вый праздник)» Познакомить детей с народным праздником ”Масленица” и масленичными традициями. Занятие-развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.
Групповая
Участие родителей в подготовке атрибутов к празднику
МАРТ «Народные праздники и забавы».
1. «Русские народные игры и забавы».
Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. Закреплять знание русских народных игр и забав. Занятие-развлечение по русским народным играм и забавам
Групповая Участие родителей в подготовке атрибутов для игр
2. «Мордовские народные игры и забавы». Продолжать знакомить с мордовскими народными обычаями, традициями. Закреплять знание мордовских народных игр и забав. Занятие-развлечение по мордовским народным играм и забавам
Групповая Участие родителей в подготовке атрибутов для игр
3. «Праздник жаворонков
(календарно-обрядо-вый праздник)».
Познакомить детей с традициями встречи весны. Занятие-развлечение, беседы о празднике, его традициях и атрибутах.
Праздник, групповая Участие родителей в подготовке атрибутов к празднику
4. «Мастера земли русской».
Познакомить детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно – прикладного искусства.
Беседы о русских народных промыслах; рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д. Экскурсия в краеведческий музей детско-го сада.
Групповая
Подбор материала о народно – прикладном искусстве.
5. «Ярмарка».
Познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси. Занятие-развлечение, беседы о ярмарке, ее традициях и атрибутах. Развлечение, групповая Участие родителей в подготовке атрибутов к ярмарке
АПРЕЛЬ «Природа родного края».
1. «Редкие растения Мордовии». Обогащение знаний детей о природе родного края.
Развитие творческих способностей. Воспитывать бережное отношение к природе. Рассматрива-ние иллюстра-ций и фотографий редких растений Мордовии.
Групповая Подготовить рассказ: «Традиции моей семьи».
2. «Пасха (календарно-обрядо-вый праздник)».
Продолжать знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Дать представление о символе праздника – яйце, его росписи. Занятие-развлечение, беседы о пасхальной неделе, символическом значении яйца. Праздник, групповая Участие родителей в подготовке атрибутов к празднику
3. «Дикие животные
Мордовии». Познакомить детей с дикими животными Мордовии.
Развитие познавательного интереса. Воспитывать бережное отношение к животным.
Беседа, рассматрива-ние иллюстра-ций и фотографий диких животных Мордовии.
Групповая Совместные экскурсии с детьми в лес.
4. «Нет края на свете красивее…». Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей Родине. Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Альбомы и фотографии с видами родного города, страны.
Экскурсия в ботанический сад.
Групповая Совместные экскурсии с детьми по значимым местам своей малой родины.
МАЙ Диагностика на конец
учебного года.
Уточнить и обобщить знания детей о семье, родном крае, Родине на конец учебного года. Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотно-шениями детей в группе Индивиду-альная
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Формы организации деятельности:
При проведении занятий в рамках кружка «Растим патриотов» предполагается использование следующих форм организационной деятельности:
фронтальная (занятия по подгруппам 15 человек)
индивидуальная.
Методы:
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
Наглядные: наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ
Словесные: беседа, объяснение, вопросы
Игровые: игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
• Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.
• Коллективный: организация взаимодействия между всеми детьми.
• Индивидуально-фронтальный-чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
• Групповой - организация работы малыми группами.
Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игры, научно-познавательная литература, фотоаппарат, уголок патриотического воспитания в группе, художественная литература, картинки с изображением символики РФ и других стран мира, музыкальные произведения.
Методическое обеспечение: программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Сентябрь-ноябрь. Подготовительная группа. / авт. - сост. Н. Н. Черноиванова и др. : - Волгоград: Учитель, 2016; Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду : Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2007./авт. - Баранникова О. Н.
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей.
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Учет психофизических особенностей детей.
Работа с коллегами
С воспитателями средних групп запланирован круглый стол на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях детского сада», опыт работы по изготовлению дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей, анкетирование.
Разработаны методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию
(Приложение 2).
Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:
«Растим патриотов»
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
Работа с родителями
Анкетирование по теме: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (Приложение 3);
Памятка родителям по патриотическому воспитанию дошкольника (Приложение 4);
Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» (Приложение 5);
Консультация «Сохраняем семейные традиции в семье» (Приложение 6);
Консультация для родителей «Основные принципы построения общения с детьми» (Приложение 7);
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей посредством участия в подготовке атрибутов к занятиям, посвященным календарно-обрядовым праздникам;
Участие родителей в подготовке фотопроекта «Традиции моей семьи»;
Индивидуальные беседы с родителями по развитию ребёнка;
Рубрика в уголке для родителей: «Вопрос - ответ».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Москва: АРКТИ, 2004.
2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва, 2005г, ЦГЛ.
3. Ветохина А. Я, Дмитриенко З. С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013 г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008.
5. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003.
6. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
7. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. М. : Просвещение, 1990.
8. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
9. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
10. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
11. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
12. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27-29.
13. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
14. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
15. Картушина М. Ю Русские народные праздники в детском саду
Творческий центр «Сфера», М: 2007г.
16. Шорыгина Т. А. Наша Родина-Россия. Беседы и сказки для детей. Методическое пособие. - М. : Сфера, 2021