татьяна лунова
Дополнительная программа для детей 6–7 лет «Мир логики»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка---3
2. Учебный план---7
3. Учебно-тематическое планирование---8
4. Содержание программы---10
5. Диагностический инструментарий---16
6. Информационно- методическое обеспечение---19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от развития его интеллекта. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать, обобщать, строить замыслы рисунков, сочинений.
Публикация «Дополнительная программа для детей 6–7 лет „Мир логики“» размещена в разделах
Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления.
Овладение логическими отношениями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка, поэтому старшие дошкольники вполне в состоянии «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим понятийным мышлением. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимость способность рассуждать.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, она влияет на формирование произвольности психических процессов. Логические игры (большинство из них математического содержания) воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Навыки полученные на кружковой работы позволят детям почувствовать свою успешность и дети уверенно шагнуть в страну знаний. Мы, педагоги, должны им в этом помочь.
Актуальность:
Актуальность данной программы заключается в том, что развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным.
Цель:
Формирование познавательных способностей в процессе развития логических структур мышления.
Задачи:
Обучающие:
* учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;
* формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников;
Развивающие:
* развивать мотивацию к познанию и творчеству;
* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
* воспитывать навыки сотрудничества.
Отличительная особенность данной программы :
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам. Ребенок растет уверенным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач педагога.
Возраст детей участвующих в реализации программы :
Программа рассчитана для детей старшего возраста (подготовительная группа, срок реализации один год в количестве 36 часов с сентября по май.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Оптимальное количество детей в возрасте 6-7 лет.
Формы и режим занятий:
Продолжительность занятий 30 минут.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества. Занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения чем в простых жизненных ситуациях, а задачи педагога становятся необходимостью помочь детям в реализации их замыслов.
Ожидаемые результаты:
к концу года занятий в кружке дети
будут уметь:
- мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
- ориентироваться в пространстве и на листе в клетку (графические диктанты);
- при помощи суждений делать заключение;
- осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного плана, частичном мысленном решении задач;
- путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбрать недостающую фигуру;
Программа включает в себя такие направления работы:
Анализ – синтез:
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака –? (щенок). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение:
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения : закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение:
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение:
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.
Систематизация:
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения:
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно). Решение логических задач.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май) по методике Э. Ф. Замбацявичене, тест Л. А. Ясюковой (абстрактное логическое мышление)
Учебный план
№
п/п Наименование раздела Часы
1 Анализ - синтез, обобщение 8
2 Сравнение, ограничение, систематизация, умозаключение 22
3 Знакомство с «Логические игры» 4
4 Мониторинг 2
5 Итого: 36
Учебно-тематический план
№ Наименование раздела Количество часов В том числе отведено Примечание
Теор. Практ.
1 Анализ - синтез, обобщение 8
1.1 Построй новую фигуру 1
1.2 Мы конструкторы 1
1.3 Муравьи 1
1.4 Цепочки 1
1.5 Чей домик 1
1.6 Найди отличия 1
1.7 Продолжить цепочку 1
1.8 Нарисуй недостающую фигуру 1
2 Сравнение, ограничение, систематизация, умозаключение 22
2.1 Составление треугольников и квадратов 1
2.2 Счетные палочки 1
2.3 Разговор по телефону 1
2.4 Сравни и запомни 1
2.5 Волшебные круги 1
2.6 Сколько осталось 1
2.7 Волшебные круги (прод.) 1
2.8 Рассеяный художник 1
2.9 Сколько какой 1
2.10 Сколько всего 1
2.11 Где живут числа 1
2.12 Графический диктант «бабочка» 1
2.13 Повтори рисунок 1
2.14 Графический диктант «робот» 1
2.15 Недостающие шаги 1
2.16 Веселые раскраски 1
2.17 Задачи и загадки 1
2.18 Логические задачи 1
2.19 Задачи головоломки 1
2.20 Задачи загадки (прод.) 1
2.21 Путешествие муравьев 1
2.22 Ребусы 1
3 Логические игры 4
3.1 Колумбово яйцо 1
3.2 Вьетнамская игра 1
3.3 Игра круги 1
3.4 Игра в лабиринты 1
4 Мониторинг 2
Всего 36
Содержание программы
Вводная диагностика:
выявление исходного уровня познавательных процессов
СЕНТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Задачи – загадки».
ЦЕЛЬ: формировать и развивать у детей простейшие логические структуры мышления математического представления.
МАТЕРИАЛ: задачи – загадки на закрепление числового ряда.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Составление треугольников и квадратов»
ЦЕЛЬ: учить составлять геометрические фигуры из счётных палочек. Развивать внимание, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ: счётные палочки, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Составление квадратов из счётных палочек»
ЦЕЛЬ: упражнять детей в самостоятельном поиске путей составления фигур.
МАТЕРИАЛ: счётные палочки, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Построй новую фигуру».
ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного плана, частичном мысленном решении задач.
МАТЕРИАЛ: счётные палочки, геометрические фигуры.
ОКТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Разговор по телефону»
ЦЕЛЬ: развитие пространственных представлений. Учить разгадывать лабиринты. Развивать мышление, внимание.
МАТЕРИАЛ: лабиринты «Волшебная палочка», листы с парными предметами.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Мы конструкторы».
ЦЕЛЬ: формировать умение разложить сложную фигуру на простые, по образцу. Тренировка в работе с числами первого десятка. Развивать внимание, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ: разноцветные геометрические фигуры. Контуры фигур изображённые на листе.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Муравьи»
ЦЕЛЬ: учить детей заменять предметы символикой. Формирование представлений о символическом изображении вещей. Воспитывать внимание, мышление.
МАТЕРИАЛ: фишки красные и зелёные, большие и маленькие. Таблица с изображением плана пути муравья.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Сравни и запомни»
ЦЕЛЬ: развивать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур, закрепить представление о геометрических фигурах.
МАТЕРИАЛ: наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, фигура трёх цветов. табличка с изображением геометрических фигур.
НОЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Цепочки»
ЦЕЛЬ: закрепить умение детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти. Развивать внимание, память.
МАТЕРИАЛ: карточки с цифровыми цепочками, простые карандаши.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Волшебные круги»
ЦЕЛЬ: формирование у детей у детей представлений о натуральном числе, усвоение конкретного смысла действий сложения.
МАТЕРИАЛ: набор карточек с кругами, набор геометрических фигур.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Сколько осталось?»
ЦЕЛЬ: Развитие навыка счёта предметов, умение соотносить количество и число, формирование смысла действия вычитания.
МАТЕРИАЛ: Числовые карточки, набор геометрических фигур, карточки с кругами.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Волшебные круги»
ЦЕЛЬ: упражнять детей в анализе групп фигур, установление закономерности в наборе признаков, умение сопоставлять и обобщать.
МАТЕРИАЛ: карточки с геометрическими фигурами, карточки с пустыми фигурами, геометрические фигуры.
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Рассеянный художник»
ЦЕЛЬ: в игровой форме закрепить действия с числами первого десятка. Развивать внимание, мышление, память.
МАТЕРИАЛ: предметные картинки. карточки с цифрами от 1 до 10.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Сколько, какой?»
ЦЕЛЬ: знакомство с порядковыми числительными, с понятиями «первый, последний», развивать внимание, память, мышление.
МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами, карточки с изображением предметов.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Колумбово яйцо»
ЦЕЛЬ: учить детей создавать силуэт, используя все части игры, присоединяя одну к другой. Развивать внимание, мышление, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ: конверты с игрой «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Вьетнамская игра»
ЦЕЛЬ: развивать образное мышление, умственные действия, желание думать, искать пути решения.
МАТЕРИАЛ: конверты с деталями игры на каждого ребёнка.
ЯНВАРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «д/и «Сколько всего? На сколько больше?», продолжение игр с обручами.
ЦЕЛЬ: закрепление навыков сложения и вычитания, развивать логическое мышление, память, внимания.
МАТЕРИАЛ: набор карточек с числами и значками «=,+,-», набор геометрических фигур.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: д/и «Где чей домик?»
ЦЕЛЬ: учить сравнивать числа, упражнять в умении определять направление движения посредством знаков больше- меньше, направление движения (направо. налево, прямо,развивать внимание, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ: набор карточек с числами, карточки с домиками.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Где живут числа?»
ЦЕЛЬ: учить сравнивать числа по величине, закрепить понятия «больше», «меньше» числового ряда до 10, развивать внимание, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ: карточки с числами до 10, карточки с домиками для чисел.
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Логические задачи на поиск недостающих фигур».
ЦЕЛЬ: учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбрать недостающую фигуру.
МАТЕРИАЛ: таблицы и карточки с изображёнными на них фигурами.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Логические задачи на поиск недостающих фигур (продолжение)
ЦЕЛЬ: учить видеть закономерность в расположении фигур, развивать умение обобщать ряд фигур, развивать умение доказывать правильность решения.
МАТЕРИАЛ: таблицы и карточки с изображёнными на них фигурами.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: Игра «Круги».
ЦЕЛЬ: развивать устойчивое внимание и умение различать величину предмета.
МАТЕРИАЛ: таблица с кругами разной величины.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Задачки – загадки».
ЦЕЛЬ: развивать умственную активность, самостоятельность мысли, умение сосредоточиться.
МАТЕРИАЛ: задачки-загадки в картинках и сказках.
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Найди отличия»
ЦЕЛЬ: учить замечать последовательность в расположении предметов, развивать умение анализировать, развивать память, внимание, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ: парные картинки с разным числом отличий.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: Графический диктант «Бабочка»
ЦЕЛЬ: учить ориентировке на тетрадном листке в клетку, учить работать по диктовку, закрепить счёт до 10,развивать внимание, память.
МАТЕРИАЛ: простой карандаш, лист в мелкую клетку.
3-4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Повтори рисунок»
ЦЕЛЬ: учить работать по образцу, тренировка памяти, внимания, учить анализировать, ориентироваться на листе в клетку.
МАТЕРИАЛ : образцы для выполнения задания, лист в крупную клетку на каждого ребёнка.
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Игры с лабиринтами».
ЦЕЛЬ: учить решать практическую задачу, развивать логическое мышление, сообразительность, умение сосредоточиться.
МАТЕРИАЛ: картинки с лабиринтами, фишки.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Продолжи цепочку».
ЦЕЛЬ: учить видеть закономерность, развивать внимание, мышление, память.
МАТЕРИАЛ: карточки с предметами чередующихся групп.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: графический диктант «Робот»
ЦЕЛЬ: учить работать на листе в клетку, закрепить понятия «лево, право», закрепить умение отсчитывать нужное количество клеточек, развивать внимание, память, мышление.
МАТЕРИАЛ: простой карандаш, листы в мелкую клетку на каждого ребёнка.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Нарисуй недостающую фигуру».
ЦЕЛЬ: учить детей анализировать, думать, логически мыслить, развивать внимание.
МАТЕРИАЛ: квадраты, три ряда по три фигуры в каждом, одна фигура пропущена.
МАЙ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Неровные шаги».
ЦЕЛЬ: учить определить и дорисовать, какая группа фигур в цепочке, чередуется между собой; развивать внимание, мышление, память.
МАТЕРИАЛ: карточки с цепочками фигур и предметов на каждого ребёнка, карандаши.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Весёлые раскраски».
ЦЕЛЬ :предложить детям раскрасить на картинке справа предмет, который составлен из нарисованных слева геометрических фигур или закрасить геометрические фигуры справа из которых составлен предмет; развивать внимание, память, логическое мышление.
МАТЕРИАЛ :карточки с предметами и геометрическими фигурами на каждого ребёнка цветные карандаши.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Путешествие муравьёв».
ЦЕЛЬ: учить на наглядной основе, решать простые задачи, с использованием числовых карточек; развивать логическое мышление ;уметь обобщать и делать выводы, упражнять в счёте на слух.
МАТЕРИАЛ: схемы, числовые карточки, счётные палочки, карточки с домиками
Итоговая диагностика:
выявить знания и умения
Диагностический инструментарий
Система мониторинга осуществляется в форме диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке достижения детей
«Методика Э. Ф. Замбацявичене» тест «Абстрактное логическое мышление»
Л. А. Ясюковой.
Цель: исследования уровня развития логического мышления.
Методика «НЕЛЕПИЦЫ» Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Проведение методики: Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если чтонибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Методика «ВРЕМЕНА ГОДА» Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления. Проведение методики: Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ» Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления. Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?» Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления. Проведение методики: В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ» Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 минуты. Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где: 8-10 -высокий уровень 5-7 - средний уровень 0-4 - низкий уровень
Таблица № 1 Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления Уровни Критерии Баллы Анализ Синтез Сравнение Обобщение Классификация
Высокий За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин 8- 10
Средний Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение За отведенное время нашел 8-10 отличий Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин 5- 7
Низкий За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур 0- 4.
Информационно-методическое обеспечение
• задачи – загадки на закрепление числового ряда
• счётные палочки, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку
• наборы геометрических фигур по количеству детей
• лабиринты «Волшебная палочка», листы с парными предметами
• карточки с цифровыми цепочками
• набор карточек с кругами
• карточки с геометрическими фигурами, карточки с пустыми фигурами
• конверты с игрой «Колумбово яйцо».
• конверты с деталями игры «Вьетнамская игра».
• задачки-загадки в картинках и сказках.
• набор карточек с числами, карточки с домиками
• : карточки с предметами чередующихся групп.
Методическое обеспечение
• Математика и логика. Методические рекомендации для воспитателей. «Кайнар» «Просвещение – Казахстан» 2007г
• Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем. Логика (дети 5 – 7 лет). Л. Ф. Тихомирова 2001г
• Упражнение на каждый день: логика для дошкольников. Л. Ф. Тихомирова
• Большая книга логических игр. Г. П. Шалаева 2011г
• Развитие мышления. Разработки занятий. З. А. Ефанова 2010г
• Арифметика для малышей: «Посчитай – ка» 2014г
• «Логические задачи». Серия «Умный малыш»
• 80 веселых развивающих игр для вашего малыша. Фред Роджерс 2009г
• Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. М. А. Калугин 2000г
• . Посе уроков: кроссворды, викторины, головоломки. М. А. Каугин 2000г.
• Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ. Н. И. Бенеш 2004г
• Мониторинг в современном детском саду. Методическое пособие. Н. В. Микляева 2011г.