Прилепко Евгения Александровна
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей аппликации с элементами рисования «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей аппликации с элементами рисования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 196 «Подснежник».
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с № 196
___Мигурская Н. И.
Приказ №
Дополнительная общеразвивающая
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей аппликации с элементами рисования „Умелые ручки“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
программа по обучению детей аппликации
«Умелые ручки»
Составила воспитатель Прилепко Е. А.
Новосибирск 2024
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Перечень учебно-методического оборудования
4. Список литературы
Пояснительная записка
Программа «Умелые ручки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с особенными детьми. Детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой.
Цель:
Развитие эстетических чувств у детей, художественного восприятия, воображения, интереса к самостоятельной деятельности.
Задачи:
- дать детям первичные навыки изготовления аппликации;
- способствовать развитию детей творческих способностей по изготовлению аппликации;
- развивать у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук;
- прививать культуру труда.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю (во второй половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 1 год. Количество детей - 12 человек.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К завершению реализации программы дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Срок реализации программы – 1 год.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтоб направить усилия ребёнка.
Общая характеристика образовательного процесса. Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить ребенка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Используется на занятиях и такой при м, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности, давать прямые инструкции, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.
месяц Тема занятий Задачи
октябрь Занятие №1
«Бабочка на клумбе.» Познакомить детей с изменениями в природе, дать понятие «насекомые». Изготовить объемную аппликацию. Воспитывать любовь к природе, развивать умение видеть красоту окружающего мира
Занятие №2
«Ёжик в лесу» Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. Развитие речи. Беседа на тему: «Кто живет в лесу?» Закрепление понятия «дикие животные».
Занятие №3
«Осенний ветерок» Изготовление ветра способом аппликации с использованием элементов рисования. Наблюдение за погодой. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
Занятие №4
«Осень в банке» Учить передавать форму и цвет овощей. Наклеивать их на готовую корзинку. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность в работе.
Занятие № 5
«Осенний букет в красивой вазе Познакомить детей с новым видом аппликации с использование элементов рисования и природного материала, внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
Занятие №6
«Зонтик» Познакомить детей с обрывной аппликацией. Продолжать учить правильно пользоваться клеем.
Занятие №7
«Зайчик» Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинированная аппликация (конус). Учить использовать в работе готовый шаблон для изготовления объёмной аппликации,
Занятие №8
«Гриб-мухомор» Познакомить детей с новым видом объемной аппликации. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Закреплять названия съедобных грибов.
Тема занятия Задачи
ноябрь Занятие №1
«Виноград» Аппликация из полосок бумаги.
Учить детей склеивать полоски бумаги в кольца, создавать с помощью их виноградную кисть, закреплять с детьми названия фруктов.
Занятие №2
«Ракушка» Изготовление объемной аппликации с элементами рисования. Учить детей вырезать готовый шаблон ракушки, сгибать деталь по пунктирным линиям, создавая ракушку. Закреплять с детьми названия морских обитателей.
Занятие №3
«Осенние дары» Тыква. Закреплять с детьми названия овощей. Учить вырезать тыкву по контуру, пользоваться гуашью, дополнять натюрморт элементами рисования пальцем.
Занятие №4
«Осьминожка». Аппликация с элементами рисования. Закреплять названия обитателей морей, разрезать лист бумаги на полоски, не дорезая до края, закреплять умение пользоваться ножницами.
Занятие № 5
«Кит» Объемная аппликация. Учить детей вырезать изображение по контуру, разрезать полоску бумаги на короткие полоски, закручивать полоски с помощью карандаша, создавать композицию про море.
Занятие № 6
«Веселые коты» Объемная аппликация с элементами рисования. Закреплять умение вырезать изображение по контуру, аккуратно наклеивая его. Конструировать из бумаги мордочку кота, склеивая полоску бумаги в цилиндр.
Занятие № 7
«Осеннее дерево» Закреплять признаки осени. Учить вырезать осенние листья по контуру, аккуратно наклеивать их на изображение дерева, развивать чувство цвета.
Занятие № 8
«Арбуз» Объемная аппликация с элементами рисования. Учить вырезать круг по готовому шаблону, складывать круг по полам, учить соединять детали арбуза четвертинками, закреплять названия фруктов и ягод.
Тема занятия Задачи
декабрь Занятие №1
«Игрушки на ёлку»
Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. Развитие навыков декоративного конструирования
Занятие №2
«Полосатый коврик» Учить детей составлять композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
Занятие №3
«Мышка» Объемная аппликация с элементами рисования. Учить вырезать по контуру детали мышки, из круга делать конус-мордочку мышки, аккуратно наклеивать изображение, закреплять названия диких животных.
Занятие №4
«Зайчик» Учить создавать в аппликации образ зайчика. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Продолжать учить вырезать круг, из полоски бумаги делать цилиндр-мордочку зайца.
Занятие №5
«Хоровод»
Учить склеивать в гирлянды бумажные игрушки для украшения группы. Создавать в группе праздничное настроение.
Занятие №6
«Бусы»
Продолжать учить детей скатывать кусочки гофрированной бумаги и наклеивать их в определенной последовательности.
Занятие № 7
«Снеговик»
Учить создавать композицию из кругов разной величины. Учить подбирать и наклеивать круги начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.
Занятие № 8
«Щенок». Аппликация из кругов.
Продолжать учить детей изготавливать аппликацию из нескольких кругов учить наклеивать аккуратно силуэты животного. Закреплять названия домашних животных.
Тема занятия Задачи
январь Занятия №1
«Бумажная совушка из шаблона»
Учить детей из шаблона создавать образ совы, складывать крылья по по намеченным линиям, закреплять названия птиц.
Занятия №2
«Конфетка»
Создание объмной конфетки с элементами рисования. Учить детей из полоски бумаги складывать полуцилиндр, аккуратно наклеивать изображение. Воспитывать доброжелательность к сверстникам.
Занятие №3
«Фонарик»
Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие.
Занятие №4
«Елка»
Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике.
Занятие № 5
«Мишка спит в берлоге» Продолжать учить детей вырезать круг по шаблону и сгибать его пополам, наклеивать готового медведя и украшать берлогу листьями. Закреплять названия диких животных и их жизнь зимой.
Занятие № 6
«Ежик» с элементами нетрадиционного рисования. Учить вырезать образ ежика по готовому шаблону, рисовать иголки с помощь вилки.
Занятие № 7
«Радужная тучка» Аппликация с элементами нетрадиционного рисования пальчиком. Учить вырезать тучку по шаблону, аккуратно наклеивать ее. Рисовать радужный дождик с помощью пальчика.
Занятие № 8
«Корова» 3D Закреплять умение по шаблону вырезать морду коровы, наклеивать ее на лист бумаги в 3D
Тема занятия Задачи
февраль
Занятие №1
«Котик»
Поделка из бумаги с использование гармошки. Учить детей вырезать по шаблону части котика и соединять их с помощью сложенной полоски бумаги в гармошку.
Занятие №2
«Белоснежная зима»
Объемная поделка с использованием элементов рисования. Учить детей сгибать лист бумаги, создавая ширму для поделки Учить детей составлять композицию из предложенных деталей, Развивать чувство прекрасного.
Занятие №3
«Щенок». Аппликация из кругов.
Продолжать учить детей изготавливать аппликацию из нескольких кругов учить наклеивать аккуратно силуэты животного. Закреплять названия домашних животных.
Занятие №4
«Транспорт» (Машинка)
Учить создавать образ машины по готовому шаблону, складывать изображение пополам. Закреплять названия транспорта.
Занятие № 5
«Попугай» Продолжать учить детей создавать изображения из кругов.
Занятие № 6
«Полярный медведь»
3D аппликация Учить детей по готовому шаблону вырезать части изображения, дополняя раскрашиванием их и склевать все части в 3D аппликацию. Закреплять названия животных северных стран.
Занятие № 7
«Лиса» Учить вырезать части тела лисицы, создавать образ лисы из них аккуратно наклеивать изображение, дополняя композицию различными деталями (цветы, деревья)
Занятие № 8
«Арбуз» Закреплять умение вырезать круги разного цвета, склеивать из, сгибать пополам.
Тема занятия Задачи
март Занятие №1
«Головной убор индейца.»
Для игры, для фотоссесии. Объемная аппликация с элементами рисования. Учить детей отмерять и вырезать полоску бумаги по размеру головы, раскрашивать ее элементами узоров индейцев, вырезать перья для головного убора и украшать его.
Занятие №2
«Цветы для мамы.»
Объемная аппликация с элементами рисования. Учить детей пользоваться клеем ПВА, скатывать маленькие квадраты бумаги в комочек и аккуратно наклеивать их.
Занятие №3
«Весенний венок»
Учить детей вырезать круг по шаблону и украшать его цветами и листьями, создавая весеннюю композицию. Закреплять признаки весны.
Занятие №4
«Портрет мамы с использование шерстяных ниток.»
Учить с помощью аппликации создавать портрет мама, оформляя волосы из шерстяных ниток.
Занятие № 5
Объемная аппликация «Открытка маме, бабушке» Учить по спирали вырезать круг, с помощью гармошки вырезать цветы, создавать объемную открытку для близких людей.
Занятие № 6
«Яблоко»
Объемная аппликация Учить из кругов создавать образ яблока, закреплять названия фруктов.
Занятие № 7
«Кораблик» Познакомить детей с новым способом аппликации-оригами. Закреплять названия водного транспорта.
Занятие № 8
«Береза»
Объемная аппликация. Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов, сгибать их пополам и наклевать в виде листьев на ветки березы.
Тема занятий Задачи
апрель Занятие №1
«Забавная игрушка»
Учить вырезать игрушку по выбору по готовому шаблону, складывать ее по намеченным линиям.
Занятие №2
«Подарок маме и бабушке»
Учить складывать и наклеивать лепестки цветка и составлять красивый букет. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук.
Занятие №3
«Головной убор для мальчика.» Простая летняя аппликация.
Продолжать учить вырезать круг по контуру, складывать круг пополам, закреплять названия головных уборов.
Занятие №4
«Черепашка»
Объемная аппликация с элементами рисования. Учить детей из круга склевать конус. Закреплять названия животных жарких стран.
Занятие № 5
«Весна- красна» (Скворечник Учить составлять задуманную, сюжетную композицию. Развивать фантазию, воображение, интерес к народным песням.
Занятие №6
«Ракеты»
Продолжать учить наклеивать и украшать ракету иллюминаторами и другими деталями. Учить составлять сюжетную композицию, дополняя звездами, спутниками и тд.
Занятие № 7
«Лебедь.» с использованием ваты. Учить вырезать силуэт лебедя по шаблону, дополнять оформление лебедя ватой. Закреплять названия водоплавающих птиц.
Занятие № 8
«Овечка» Учить детей вырезать детали овечки, используя шаблоны, создавать образ овечки, аккуратно наклеивать. Закреплять названия домашних животных.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для работы с детьми используются:
- наборы цветной бумаги, картон белый и цветной, вата, шерстяные нитки
- гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
- клей ПВА, кисти и клеящий карандаш,
- ножницы, клеенка, салфетки,
- трафареты, шаблоны.
Дидактический материал:
- альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.
- дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», «Выложи по светлоте», «Собери картинку» и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-Рабочая программа «Содержание, воспитание, социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья» от 19.01.2016. Составители: Потапова О. Н., Гордякова Л. В. ;
-Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно- развивающей направленности ДЛЯ индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР;
- И. А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
-И. М. Петрова «Объемная аппликация» : Учебно – методическое пособие;
-И. А. Лыкова «Я делаю аппликации»;
- И. М. Петрова «Объемная аппликация в детском саду» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»;
- «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н. Н., Аванесовой В. Н. ;
-Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 5-6 лет».