Наталья Черевичко
Дополнительная общеразвивающая программа по нетрадиционной технике рисования «Волшебная акварель»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Место дополнительной общеразвивающей программы
в основной образовательной программе ДОУ
Данная программа позволяет расширить содержание основной образовательной программы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей.
1.2. Концепция программы
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает воспитывать духовно-нравственные качества детей. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. В современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию.
Темочки:
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Темочки
1.3. Обоснованность
(актуальность, новизна, практическая значимость)
Актуальность
Первый аспект – нормативно-правовая база.
Актуальность программы обусловлена принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Второй аспект – возрастные особенности контингента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать как можно раньше.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
У детей в возрасте 1.5 – 3х лет мелкая моторика пальцев рук ещё не сформирована. Движения могут отличаться неточностью и несогласованностью, дети не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки или выполнить какие-либо другие манипуляции с мелкими предметами.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Таким образом, нами была разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей 1.5-3х лет занятия рисованием – это первый шаг в творчество для ребенка по развитию мелкой моторики рук посредством техники нетрадиционного рисования
Программа разработана на основе учебно-методических пособий: Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», Р. Г. Казаковой. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники.
Новизна программы
Новизна этой программы носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, рисование штампами, рисования тычками, ватными палочками, рисование губкой) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.
Практическая значимость
Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования нетрадиционной техники рисования - в данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.4. Цель, задачи программы
Цель программы : развить у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы : Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
Воспитывать у детей наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Эта программа решает задачи по нескольким направлениям.
1. Задачи по развитию речи.
Занятия по сюжетному рисованию одновременно являются и занятиями по развитию речи.
2. Задачи по ознакомлению с окружающим миром.
Для занятий подобраны сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют малышу узнать много нового.
3. Задачи по творческому взаимодействию со взрослым.
Представленный материал предполагает совместную работу взрослого и ребенка.
4. Задачи по личностному развитию.
5. Задачи по эстетическому развитию.
1.5. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения для воспитанников в возрасте от 1,5 до 3х лет.
1.6. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Основные принципы программы :
• принцип по этапности – «погружения» в программу. Самый ответственный принцип – если приступать к освоению нового этапа минуя предыдущие, то работа может не принести желаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
• принцип динамичности – каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, самого сложного задания.
• принцип сравнений – подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом и привлечение к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию творческого мышления.
• принцип выбора – подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка при решении заданной темы без каких-либо ограничений.
• принцип личностно-ориентированного общения : в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип системности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков как системы.
Структура Программы включает следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
• ведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
1.7. Общая характеристика образовательного процесса Программы
Для занятий по Программе принимаются все желающие дети 1.5 – 3х лет без специального отбора.
Программа реализуется в течении одного года в ходе непосредственно- образовательной деятельности при организации кружка «Волшебная акварель», один раз в неделю. Занятия включают теоретическую и практическую направленность. В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в программном содержании помогает детям применять полученные знания, умения и навыки в дальнейшей творческой деятельности. Их формирование происходит постепенно: от знакомства с инструментами и материалами для работы, изучения последовательности выполнения задания,самостоятельного выбора сюжета и его выполнения.
В содержание Программы включены темы, соответствующие календарно-тематическому плану ДОУ, что тесно связано с образовательным процессом ДОУ в целом.
Форма проведения занятий
Программа предусматривает подгрупповые (не более 5-6 человек) и индивидуальные формы обучения, позволяющие педагогу построить образовательную деятельность в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность занятия устанавливается на основании пункта 11.10 «Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13», утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 № 26. Длительность занятий составляет 10 минут - для детей 1,5-3х лет.
Методы обучения
В реализации Программы используется сочетание традиционных и нетрадиционных форм, методов и приемов организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную, творческую, коммуникативную активность воспитанников.
К традиционным формам относятся:
• наблюдение (прямое, косвенное, стороннее, включенное);
• словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение;
• наглядные методы: демонстрация, просмотр видео-инструкций, фотографий, картин, рисунков и пр. ;
• метод «погружения» в культуру, в искусство;
• метод обратной связи;
• информативно-рецептивный (объяснительно – иллюстративный);
• метод качественной оценки (изучение продуктов деятельности детей);
• методы мониторинговых исследований (актуальности, системности, адекватности и др.);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
• игровой.
Использование выше перечисленных методов и приемов способствует успешному освоению программного содержания детьми.