Анастасия Ликунова
Дополнительная общеобразовательная программа «Экспериментариум»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработана:
Ликуновой А. А.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи освоения Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Особенности осуществления образовательного процесса
1.2. Планируемые результаты
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание Программы.
III. Организационный раздел
3.1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Экспериментариум“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
3.3. Календарный учебный график
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте экспериментирование – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа будит в детях познавательную активность, у них появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, она стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, взаимосвязях, возникающих в ней, о свойствах различных материалов, применении их человеком в своей деятельности. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Описание программы. Дополнительная образовательная программа «Экспериментариум» (далее – Программа) направлена на формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста (содержание, формы) при ознакомлении с миром неживой природы в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей). Программа разработана на основе программы О. В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска».
Основная литература, использованная при составлении Программы :
О. В. Дыбина, Н. Н. Поддъяков, В. В. Щетинина. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2019.
Данная Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность.
1.1.1. Цель и задачи освоения Программы
Цель Программы : способствовать формированию и развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи Программы :
1) формировать устойчивый познавательный интерес;
2) развивать умение задавать познавательные вопросы;
3) помогать накоплению у детей конкретных представлений о неживой природе и свойствах определенных предметов;
4) развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы;
5) стимулировать активность и настойчивость детей в достижении поставленной цели;
6) способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, сосредоточенности, внимательности;
7) развивать коммуникативные навыки и умения.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей. Основные принципы, заложенные в основу программы :
– научности (сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
– динамичности (от простого к сложному);
– интегративности (интеграция с другими образовательными областями);
– сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей, родителей и детей);
– системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
– преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);
– возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
– наглядности (использование наглядно –дидактического материала, информационно –коммуникативных технологий);
– здоровьесберегающий (соблюдение правил безопасности, использование защитной одежды, предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук).
1.1.3. Особенности осуществления образовательного процесса
Особенности организации экспериментирования
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.
При организации деятельности с детьми нужно учитывать следующее.
1. Воспитанников необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайных происшествий.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному» : педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
– действие показывает педагог;
– действие повторяет или показывает кто-либо из детей;
– иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
– действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
– действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
– действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.
6. Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей взрослый должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными воспитанниками, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
7. Экспериментальная деятельность должна проводиться в спокойной обстановке
Основные формы и методы организации занятий
Основной формой организации является совместная деятельность педагога с детьми. На занятиях используются игры-эксперименты, опыты с объектами неживой природы (с водой, воздухом, песком, глиной, почвой, магнитами, камнями, светом).
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Структура занимательной деятельности:
– мотивация,
– подготовительная беседа,
– практическое (экспериментальное) задание,
– анализ деятельности.
Во время проведения занятий поддерживается и стимулируется проявление инициативы и самостоятельности.
Методы организации экспериментально-исследовательской деятельности : беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие; ситуации; трудовые поручения, действия.
Методы формирования познавательной активности дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности :
– метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
– метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
– метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
– метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Максимальное количество детей на занятии – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю на протяжении всего учебного года.
1.2. Планируемые результаты
1. Сформированность познавательной активности детей.
2. Сформированность эмоционально-волевой сферы, а именно развитие умения длительно и сосредоточенно работать, преодолевать трудности в достижении цели, проявлять активность и настойчивость.
3. Накопление конкретных представлений о предметах неживой природы и их свойствах и применение этих знаний в практической деятельности.
4. Проявление самостоятельности и инициативы в познании окружающего мира.
5. Стремление к общению со взрослыми и сверстниками с целью демонстрации своих успехов в экспериментировании.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
1. Организация и проведение диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности, как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика проводится 2 раза в учебный год: стартовая (сентябрь) и итоговая (май) в виде естественно-педагогического наблюдения.
2. Ежеквартальные отчетные фото-выставки внутри учреждения.
3. Участие в муниципальных, районных, краевых исследовательских конкурсах.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание Программы. Содержание настоящей Программы направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы и их свойствами. Содержание Программы разделено на 6 тем : Вода. Воздух. Песок, почва, глина. Магнит. Камни, драгоценные камни. Свет, тень.
Тема 1. Воздух. Количество занятий – 8 (сентябрь - октябрь).
Занятие 1. Пузырьки
Цель: Узнать, что в воде есть воздух
Наблюдать попадание воздуха в воду
Оборудование / материалы: Стакан с водой, соломинка
Занятие 2. Мыльные пузыри
Цель: Исследовать перемещение воздуха в пространстве
Оборудование / материалы: Мыльные пузыри
Занятие 3. Где теплее?
Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх
Оборудование / материалы: Два термометра, чайник с горячей водой
Занятие 4. Упрямый воздух
Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы
Оборудование / материалы: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Занятие 5. Реактивный воздух
Цель: Наблюдать реактивную силу воздуха, способную перемещать предметы
Оборудование / материалы: Воздушные шарики
Занятие 6. Перемещаем предметы
Цель: Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы
Оборудование / материалы: Несколько монет, перышко, книга, карандаш
Занятие 7. Что быстрее?
Цель: Обнаружить атмосферное давление
Оборудование / материалы: Два листа бумаги
Занятие 8. Веер
Цель: Ощутить давление воздуха при помощи веера
Оборудование / материалы: Три листа разноцветной бумаги
Тема 2. Вода. Количество занятий – 8 (ноябрь – декабрь).
Занятие 1. Помощница вода.
Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи
Оборудование / материалы: Емкость с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики
Занятие 2. Тонет, не тонет.
Цель: Познакомиться с выталкивающей силой воды, плавучестью предметов
Оборудование / материалы: Таз с водой, различные маленькие предметы (монета, гвоздь, пластмассовая крышка, камень, кусочек пенопласта, деревянная палочка, карандаш, кусочек ваты)
Занятие 3. Какие свойства?
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия
Оборудование / материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.
Занятие 4. Испарение
Цель: Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар.
Оборудование / материалы: Кусочки льда (на каждого ребенка, стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.
Занятие 5. Делаем облака
Цель: Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Познакомиться с процессом конденсации
Оборудование / материалы: Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
Занятие 6. Выпаривание соли
Цель: Формирование представлений об испарении воды.
Оборудование / материалы: Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка.
Занятие 7. Подводная лодка
Цель: Узнать о свойствах соленой воды
Оборудование / материалы: Емкости с водой (3 шт, поваренная соль, 2 картофелины небольшого размера
Занятие 8. Я попал под дождь
Цель: Узнать, какие материалы лучше впитывают, а какие пропускают воду
Оборудование / материалы: Стакан воды, пипетка, кусочки тетрадного листа, ткани, картона, целлофана, бумажная салфетка.
Тема 3. Песок, почва, глина. Количество занятий – 6 (январь – февраль).
Занятие 1. Могут ли животные жить в земле
Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Оборудование / материалы: Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.
Занятие 2. Вода, глина и песок
Цель: Исследовать взаимодействие песка и глины с водой
Оборудование / материалы: Миска с песком, миска с глиной, стакан с водой
Занятие 3. Глина и песок
Цель: Сравнить песчаную и глинистую почву
Оборудование / материалы: Стакан с почвой, стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, две миски, ложка
Занятие 4. Какая почва лучше?
Цель: Сравнить плодородные свойства песка, глины и почвы
Оборудование / материалы: Стакан с глиной, стакан с песком, стакан с почвой, три луковицы
Занятие 5. Загрязнение почвы
Цель: Выяснить последствия загрязнения почвы
Оборудование / материалы: Миска с почвой, целлофан, стакан с водой
Занятие 6. Свалка и дождь
Цель: Узнать о проникновении в почву загрязняющих веществ
Оборудование / материалы: Емкость с прозрачными стенками (можно использовать аквариум, песок, губки, пипетка, шприц без иголки, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.
Тема 4. Магнит. Количество занятий – 6 (февраль - март).
Занятие 1. Мы - фокусники
Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами
Оборудование / материалы: Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани
Занятие 2. Притягиваются – не притягиваются
Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Оборудование / материалы:
Занятие 3. Действие на расстоянии
Цель: Познакомиться с магнитным полем
Оборудование / материалы: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.
Занятие 4. Кто быстрее?
Цель: Использовать действие магнита на практике
Оборудование / материалы: Миска с манной крупой, скрепки, магнит
Занятие 5. Фокус с железом
Цель: Познакомиться со свойством магнитного поля
Оборудование / материалы: Магнит, скрепки
Занятие 6. Рыбалка
Цель: Использовать полученные знания на практике
Оборудование / материалы: Игра «Магнитная рыбалка»
Тема 5. Камни, драгоценные камни. Количество занятий – 6 (март - апрель).
Занятие 1. Какими бывают камни
Цель: формировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам
Оборудование / материалы: разнообразные камни, лупы
Занятие 2. Утонет – не утонет
Цель: Сформировать представления о свойствах камня
Оборудование / материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой
Занятие 3. Рисующие камни
Цель: Сформировать представление о разных свойствах камня
Оборудование / материалы: Уголек, мел, графит, морские камни, речные камни
Занятие 4. Теплый камешек
Цель: Сформировать представление о разных свойствах камня
Оборудование / материалы: Лампа (солнечная погода, камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)
Занятие 5. Исчезающий мелок
Цель: Узнать, что мел – это известняк.
Оборудование / материалы: Небольшой кусочек мела, уксус, вода, стакан.
Занятие 6. Вулкан
Цель: Продемонстрировать действие вулкана
Оборудование / материалы: Макет вулкана, вода, сода, мыло, красная краска, уксусная кислота
Тема 6. Свет, тень. Количество занятий – 6 (апрель - май).
Занятие 1. Уличные тени
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение
Оборудование / материалы: Не требуется
Занятие 2. Разные отражения
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете
Оборудование / материалы: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.
Занятие 3. Много отражений
Цель: Поэкспериментировать с зеркалами
Оборудование / материалы: Два зеркало, небольшие предметы (например, ракушки)
Занятие 4. Сломанный карандаш
Цель: Познакомиться с преломлением светового луча
Оборудование / материалы: Прозрачная емкость с водой, карандаш
Занятие 5. Радуга дома
Цель: Познакомиться с разложением белого света на спектр
Оборудование / материалы: CD-диск, белая бумага, фонарик
Занятие 6. Нарисуем радугу
Цель: Познакомиться с разложением белого света на спектр
Оборудование / материалы: Зеркало, емкость с водой
III. Организационный раздел
3.1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Учебно-методические издания
О. В. Дыбина, Н. Н. Поддъяков, В. В. Щетинина. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2019.
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2020.
О. В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия ля дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2019.
Наглядно-дидактические средства
Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений по темам: «Вода», «Воздух», «Драгоценные камни».
Технологические карты - схемы, опорные схемы для проведения опытов и экспериментов, обучения планирования работы.
Материально-техническое оснащение
Стол – 1 шт.
Стулья – 10 шт.
Стеллаж для хранения – 2 шт.
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Ноутбук Asus с акустической системой – 1 шт.
Интерактивная доска – 1 шт.
Цифровые образовательные ресурсы
Опыты для детей - https://www.youtube.com/watch?v=vHTm55xJR6Q&feature=emb_logo
Простые опыты для детей в домашних условиях – https://www.youtube.com/watch?v=SGoLl2R07yg
Удивительные опыты для детей – https://www.youtube.com/watch?v=SqNQsRUkyaU
Удивительные эксперименты с водой. – https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6958
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Уголок экспериментирования оборудован необходимой мебелью (стол, стулья, открытый стеллаж для хранения материалов, приборами и материалами. Уголок экспериментирования включает :
1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, весы, безмен, спиртовка, песочные часы, термометры, разнообразные магниты.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стеклянные банки, стаканы, ковши, лейка, таз.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, песок, почва, мел, уголь, гранит, пемза, вода, лед.
4. Канцелярские принадлежности: бумага, картон, скрепки, карандаши, чернила, иглы, воздушные шарики.
5. Бросовый материал: кусочки ткани, пленки, пробки, деревянные, металлические, пластмассовые предметы, монеты, вата, поролон, гвоздики, крышечки.
6. Медицинские материалы: халаты, перчатки, шприцы без иголок, пипетка.
7. Прочие материалы: растительное масло, сода, мыло, соломинки для воды, салфетки, зеркала разной формы, фольга, мыльные пузыри.
8. Игра «Магнитная рыбалка».
Предметы и обстановка уголка экспериментирования обновляются в соответствии с тематикой исследований, что способствовало удовлетворению потребностей детей в новизне, развитию детских познавательных интересов.
3.3. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» №41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение No3).
Срок реализации Программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня познавательной активности детей, в конце мая также проводится обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 30 минут.