Марина Досманова
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность, цели и задачи программы
1.3. Возрастные психофизические особенности детей 5-7 лет
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
II Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы реализации программы
2.2. Планируемые результаты освоения программы
2.3. Мониторинг освоения результатов
2.4. Перспективное планирование на год
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение ПДО
Перечень литературных источников
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Волшебные ручки“» размещена в разделах
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Теоретические основы программы опираются :
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования и науки от 17октября 3013 г. № ООО «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13
Направленность программы : художественная
Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, чтобы она стала основным средством их всестороннего и гармоничного развития.
При этом важно учитывать уникальную черту детского мировоззрения. Дети не только по - своему изображают мир, но именно так его и воспринимают; видят то, что мы взрослые, порой не замечаем. Постигая реальное значение предметов, они включают свою богатую фантазию и способны взглянуть на создаваемый образ с самой неожидаемой стороны. Именно художественный труд особенно может помочь им в этом.
Художественный ручной труд, что это такое? Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. В процессе занятий удовлетворяется познавательная активность ребенка, развивается техническое мышление. Ребенок начинает анализировать свою деятельность. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Ребенок познает свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Правильно организованный ручной труд в детском саду подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется его сенсорным развитием.
Поэтому считаю, что работа по ручному труду актуальна на сегодняшний день, так как при правильной организации она становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
1.2. Актуальность, цели и задачи программы
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое и эмоциональное воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг. Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по воздействию конструктивной деятельности на развитие ребенка. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение не только основами творчества, но и на приобщение воспитанников к активной познавательной работе. Процесс обучения художественному труду строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у дошкольников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: - занятия в свободное время; - обучение организовано на добровольных началах всех сторон; - детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Отличительные свойства программы :
1. Направленность на развитие личности ребенка – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
2. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей – формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
3. Направленность на дальнейшее образование – развитие в детях положительного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни.
4. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей - забота о сохранении и укреплении здоровья детей.
5. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
Цель: Развитие творческих способностей детей через художественное конструирование с различными материалами.
Задачи:
1. Образовательные: обучение техническим приемам работы с различным материалом; формирование сенсорных способностей, аналитического восприятия созданной поделки; знакомство детей с особенностями различных материалов, бумага, пластмасса, природный материал развитие умений безопасно пользоваться инструментами при работе; развитие навыков наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
2. Развивающие: развитие познавательной активности детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность; развитие твёрдости рук, технических навыков; развитие навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; развитие конструктивной деятельности; развитие умения совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3. Воспитательные: формирование интереса к созданию новых образов из различного материала; воспитание аккуратности, самостоятельности.
Содержание программы обеспечивает :
*Личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым.
*Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка.
*Формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его).
Адресат программы : дошкольный возраст (старшая и подготовительная группы).
Срок освоения программы : 2 года, 32 недели, 8 месяцев.
Форма освоения программы – очная.
Режим занятий -с детьми 5-6 лет -32 занятия по 25 мин., с детьми 6-7 лет -32 занятия по 30 мин. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, перерыв между занятиями 10 минут.
Объем программы :
№ Возрастная группа Количество занятий, время Количество учебных часов
1 Старшая 32 занятия по 25 минут 800 часов
2 Подготовительная 32 занятия по 30 минут 960 часов
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
При разработке содержания, форм и методов программы мы руководствуемся следующими принципами:
1. Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Принцип погружения каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
7. Принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
8. Принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения детьми предыдущих заданий;
9. Принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
2. Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы реализации программы
В данной программе занятия комплексные, интегрированные, ни одно из занятий не дублирует основную Программу МАДОУ №76. Система занятий предусматривает сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей. Занятия тесно взаимосвязаны с другими видами деятельности (игрой, рисованием, развитием речи, музыкой). Используются приемы и методы общепедагогического влияния (поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех). Работа педагога направлена не на то, чтобы научить ребенка воспроизводить образец, а на то чтобы ребенок сам смастерил множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку.
Методы, используемые при реализации программы : словесный (устное изложение, беседа, рассказ, наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др., практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы работы: индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку, групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание, коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
2.2. Планируемые результаты освоения программы
1. Наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом.
2. Умение создавать различные сюжетные композиции.
3. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
4. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
5. Овладение навыками культуры труда.
2.3. Мониторинг освоения результатов
Программа обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Показатель развития определяется на основе данных наблюдений за поведением детей, анализа детских работ и выполнения диагностических заданий.
Периодичность мониторинга: два раза в год – в начале и в конце учебного года, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг проводится с использованием диагностических заданий и наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников. Данные наблюдений, анализа продуктов детской деятельности и выполнения детьми диагностических задач лежат в основе заполнения индивидуальных карт развития ребенка.
Индивидуальная карта развития
Овладевший необходимыми умениями и навыками
№ П/П ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УРОВНЕВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
ОКТЯБРЬ МАЙ
РУЧНОЙ ТРУД
Развитие действий при работе с бумагой
1 Закручивание бумажной полосы с помощью ножниц
• соотношение силы нажима с качеством бумаги
• соотношение амплитуды движений с длиной полосы
2 Создание рельефа
• путем сгибания в разных направлениях по надрезам
• из бумажной полосы
3 Работа в разной технике:
• обрывной
• лоскутной
4 Работа с разными материалами:
• с бумагой
• с тканью
• с засушенными растениями
• с бросовым материалом
5 Работа с клеем
• использование клея и клеевой кисти
• с клеевым карандашом
6 Работа с ножницами
• Держание ножниц
• Положение руки с ножницами при резании:
• Положение рук при вырезании
• Координация движений рук при вырезании
• Силуэтное вырезание:
• направленность движений
• скорость осознанного резания
• размах лезвий
• осознанное прекращение движений
7 Работа с природным материалом
• анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить
• выявляет условия достижения цели
• планирует последовательность работы над ней
• подбирает необходимый материал
• определяет практические умения и навыки
• приступает к непосредственному созданию игрушки
• учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче
Сумма баллов
Уровневый показатель
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
ЧАСТО (2 БАЛЛА) – проявляющаяся характеристика считается устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т. д.
ИНОГДА (1 БАЛЛ) – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
КРАЙНЕ РЕДКО (0 БАЛЛОВ) – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер
высокий уровень развития – 12-9 баллов
средний уровень развития – 8-4 балла
низкий уровень развития – 3-0 баллов
Методика проведения диагностического обследования детей
Ребенку предлагается сделать поделку в подарок малышу. Можно самому придумать, выбрав материал нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из вариативных образцов.
В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность реализовать замысел: умение принять цель деятельности; выбрать инструмент, организовать рабочее место; владение действиями самоконтроля; результативность и самостоятельность в достижении результата.
Педагогическое обследование детей
№
п/п Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки
сформированы на стадии формирования
1
1 Узнай и назови вид материала и его свойства Природный, бросовый, бумага, пластилин Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств
22 Овладение приемами работы с материалами Клей, ножницы, стека, палочки Владеет приемами (режет, склеивает) Владеет приемами
3
3 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса Природный, бросовый и вспомогательный материал Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого
4
4 Мелкая моторика рук Мелкие вспомогательные детали, мозаика Прочно скрепляет детали самостоятельно Пытается скреплять самостоятельно или с помощью
Выполнение задания оценивается с помощью карты развития
Критерии качества освоения ребенком
Высокий уровень (2 балла)
Ребёнок умеет складывать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба.
Ребёнок легко ориентируется в листе бумаги (указывает правую и левую стороны, верх, низ, центр); ориентируется относительно себя.
При выполнении работы придерживается определённой последовательности, контролирует по образцу правильность производимой работы.
Ребёнок выполняет работу до конца. Самостоятельно, без напоминания взрослого убирает своё рабочее место.
Ребёнок самостоятельно находит ошибки в своей работе.
Ребёнок с радостью и энтузиазмом откликается на предложение включиться в работу. Чувствует себя уверенно, испытывает удовольствие от труда и доволен своим участием в нём.
Ребё нок умеет работать с ножницами: берёт ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляет в кольца, указательным поддерживает нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимает к ладони. При выполнении прямого разреза ребёнок держит лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца. Сжимание рычагов ножниц при этом плавное и медленное с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперёд.
Ребё нок умеет пользоваться клеем: клей наносит от центра к краям в небольшом количестве по всей плоскости так, чтобы он не растекался.
Средний уровень(1 балл)
Ребёнок складывает лист бумаги в разных направлениях, но не чётко совмещает стороны и углы листа бумаги, слабо проглаживает сгиб.
Ребёнок испытывает затруднения в ориентировке на листе бумаги и относительно себя, прибегает к помощи взрослого, задавая ему вопросы относительно правильного размещения деталей.
С помощью наводящих вопросов взрослого способен вспомнить последовательность предстоящей работы, но при выполнении обычно не придерживается ее, действует методом проб и ошибок, проверить качество работы чаще забывает.
Ребёнок забывает убрать своё рабочее место, но при напоминании взрослого это делает.
Ребёнок относится к труду равнодушно, либо настороженно; могут попытаться отказаться от участия в нём, мотивируя это тем, что не умеют этого делать, что у них не получится. Но постепенно, во время выполнения поделки, дети втягиваются в работу, у них появляется интерес.
При склеивании деталей ребёнок набирает много клея; наносит клей не на всю поверхность, оставляя не промазанными края
Низкий уровень (0 баллов)
Ребёнок имеет слабую координацию движений, плохо развитые мышцы пальцев и кистей рук, что затрудняет овладение техникой складывания бумаги пополам; обведение контура по шаблонам; правильной хватки ножниц и овладение приёмами резания ими.
Ребёнок участвует в труде неохотно без интереса, эмоциональных переживаний не испытывают. Предпочитает выбирать роль зрителя, чем участника работы. Во время работы и по ее окончании эмоциональных переживаний не испытывает (равнодушны ко всему происходящему).
Ребенок затрудняется ответить на вопросы. \
Ребёнок не способен выполнять работу до конца, при малейшей неудаче, прекращает попытки выполнить задание.
Ребёнок часто отвлекается от работы на другие виды деятельности, чаще игру, и не возвращается к поделке.
Ввиду слабо развитой мелкой моторики ребё нок склеивает отдельные детали неряшливо: обильно смазывает поверхность клеем; промазывает только по уголкам или узкими полосками по краям, отчего работы получаются сморщенными.
2.4. Перспективное планирование на год
Месяц Название занятия Программное содержание
октябрь Занятие – беседа «Ознакомление со свойствами бумаги» Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.
«Посуда для куклы» Упражнять детей в наклеивании готовых форм на цветную основу, ритмично располагая их; развивать чувство цвета, творческие способности.
Ноябрь «Елочка»
Оригами Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность.
«Что нам осень принесла»
Коллективная работа (складывание бумаги гармошкой) Учить детей складывать бумагу гармошкой, изготавливать объемные поделки. Продолжать учить пользоваться шаблонами.
«Неваляшка» Знакомить детей с круглой формой; упражнять в различении и назывании основных цветов (красный, желтый, зелёный). Воспитывать аккуратность.
«Флажок»
Оригами Закреплять умение складывать квадратный лист пополам, или с угла на угол.
Декабрь «Узор на декоративной пластинке» Научить детей создавать пластинку путём налепа пластилина на картонную основу
«Весёлый паровозик» Закреплять полученные ранее знания, упражнять в чередовании предметов по цвету. Развивать интерес к ручному труду.
Январь «Снеговичок» Упражнять детей в умении дифференцировать предметы по величине (большой, средний, маленький).
«Фонарик трёхсторонний» Учить детей делать игрушку приёмом склеивания выкройки. Закреплять умение сгибать бумагу. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел.
Февраль «Новогодняя открытка» Продолжать развивать умения складывать прямоугольный лист пополам, совмещая противоположные листы и сглаживая линию сгиба. Развивать чувство цвета. Учить планировать свою трудовую деятельность.
«Снежинка»
Пластилин, крупа Продолжать закреплять умения работать с пластилином. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе.
Март «Птичка - синичка»
Горох, гречка Работа с шаблоном, учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала.
«Закладка для книг» Продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить украшать поделку.
«Корабли на рейде» Учить детей вырезать по намеченной линии, закрепить правила работы с ножницами.
«Сердечки» Продолжать работу с шаблонами, учить вырезать по контуру, аккуратно наклеивать.
Апрель «Брелок» Познакомить с тестом. Учить лепить из теста, развивать эстетический вкус.
«Троллейбус» Учить реализовывать свой замысел.
Упражнять в разрезании полоски на равные части, складывая её два раза пополам, формировать умение дополнять изображение недостающими деталями.
Май «Ёжик» Учить детей изготавливать ёжика из шишки, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали из пластилина.
«Грибочек» Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, вылеплять шляпку из пластилина.
«Клоун» Учить детей изготавливать из бросового материала поделку – клоуна.
3. Содержательный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение ПДО
Для проведения занятий необходимо иметь:
Бумага. Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная) используется для складывания и склеивания объемных форм. Она может быть белой, цветной, мраморной, глянцевой.
Картон: обычно для работы необходимо использовать полосы или листы картона такой плотности, чтобы ребенок мог свободно его резать. Из более плотного картона воспитатель готовит шаблоны деталей, по которым дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур.
Бытовой материал: разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, зубных паст, витаминов и т. д, катушки, пробки. Из этого материала дети делают игрушки, сувениры.
Природный материал: шишки еловые, сосновые; желуди, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д. Все перечисленные материалы должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.
ЛИТЕРАТУРА:
1.«Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» - Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - Москва, МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016г.
2. «Художественное творчество» - Л. В. Куцакова – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.
3.«Аппликация в детском саду» - А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева – Ярославль, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2002г.
4. «Чудесные поделки из бумаги» - З. А. Богатеева – Москва Просвещение, 1992г.
5. «Простые поделки из бумаги и пластилина» - М. И. Нагибина – Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2005г.
6. «Лесные поделки» - И. А. Лыкова – ООО «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2007г.