Людмила Соколова
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Здоровей-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Комплекс характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы
Программа направлена на организацию дополнительных занятий для воспитанников старших и подготовительных к школе групп дошкольного учреждения.
Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика. Одна из разновидностей лечебной гимнастики - корригирующая гимнастика, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, а также укрепления мышц спины, рук, ног.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования „Здоровей-ка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность программы
Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, так и в детском дошкольном учреждении.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет своевременное проведение ЛФК, улучшающее физическое развитие, а также воспитывающее у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.
Отличительные особенности программы
Достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Занятия планируются в сюжетно-игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого и непринужденная форма организации. Игровые формы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в движении, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала, следовательно, оптимальному воздействию упражнений на организм.
В процессе обучения используются такие методы: словестный, практический и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений:поточный, поочередный, одновременный. Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Используются на занятиях тренажеры, разнообразный спортивный инвентарь, что позволяет тренировать и сердечно-сосудистую систему, и дыхательную систему детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств - способствуют укреплению здоровья детей.
Тренажеры, используемые на занятии – это мячи, гимнастическая скамья. Спортивный инвентарь – массажные коврики, гимнастические палки разной длины, кольца, обручи, массажные мячи с шипами и мячи разного диаметра.
Такая система физического воспитания позволяет существенно повысить интерес детей к физкультурно-оздоровительным занятиям и двигательной активности без ущерба их здоровью.
Разработаны и внедрены в деятельность: перспективные планы работы, конспекты занятий, консультации для родителей, открытые занятия.
Принципы программы.
Эффективность программы возможна лишь при активном отношении ребенка к занятиям. Так как по настоящему активным ребенок может быть только в деятельности, которая направлена на удовлетворение осознаваемых им самим потребностей. Объяснение педагогом перспективы формирования правильной осанки и стопы под влиянием физических упражнений повышает интерес детей к занятиям. Поэтому работа ведется по принципам:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (показ упражнений педагогом);
-повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Адресат программы
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной к школе группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующий в реализации программы : первый год обучения 5-6 лет; второй год обучения – 6-7 лет.
Состав группы
10 – 15 человек
Формы обучения
Очная
Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные формы работы с детьми.
Формы организации педагогического процесса
- Специально – организованная деятельность инструктора с детьми
- Совместная деятельность взрослого с детьми
- Самостоятельная деятельность детей
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 2 года.
Количество часов в неделю – 30 минут
Количество недель –36
Всего часов – 18
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность занятий 30 минут.
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Нормативные документы
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.2
- Конвенция о правах ребенка (1989 год)
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о ДОУ
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ
- ФГОС ДО
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменение и дополнение по мере профессиональной необходимости.
1.2. Цель данной программы–развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Основными направлениями системы ЛФК в работе с детьми являются следующие задачи:
Обучающие:
-знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
Развивающие:
-удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
-осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
-формирование правильной осанки;
-укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.
Воспитательные:
- воспитание здоровой и всесторонне развитой личности.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.
Физические упражнения - главное средство ЛФК.
Различают множество классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т. д. В дошкольном учреждении наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов, игры.
1.3. Содержание дополнительной образовательной программы кружка «Здоровей-Ка».
Программа «Здоровей-Ка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. В программе используются различные методики, традиционные программы и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной активности ребенка и на профилактические упражнения. Занятия построены с учетом возрастных критериев. В ЛФК различают упражнения общего характера и специального, так как применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнения общего характера. ЛФК основывается на движении. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целенаправленно в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форме, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органа.
Занятия в кружке проводятся с учетом постепенности, последовательности, регулярности занятий. Занятия физическими упражнениями начинаются с простых и легких, известных детям упражнений. По мере роста функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения.
Планируемые результаты
К концу обучения для каждого ребенка конкретным показателем его успехов являются:
- снижение показателей заболеваемости;
- положительная динамика: физического развития, уровня развития движений (ребенок двигательно активен, подвижен);
- психического развития и адаптационных возможностей детей;
- ребенок владеет основными видами движений (ходьба различная, бег в разном темпе и направлении, прыжки);
- воспроизводит простые движения по показу взрослого;
- охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованным взрослым
Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры.
Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения : в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
- Количество учебных недель – 36
- Количество учебных дней – 36
- Продолжительность каникул – с 01.01 по 10.01.
- Даты начала и окончания учебных этапов - с 15.09 по 31.05
Условия реализации программы.
- Спортивный зал, соответствующий санитарным нормам СанПин.
- Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.)
-Наглядно-дидактический материал.
-Спортивное оборудование.
-Спортивный инвентарь (мячи, обручи, корригирующие дорожки, массажные дорожки, гимнастические палки, канаты, маты, кегли, скакалки, наклонные доски, ребристые доски).
- Атрибуты к спортивным и подвижным играм.
- Нетрадиционное спортивное оборудование (ленты, мешочки с песком, мячи с шипами).
-Кадровые. Педагог дополнительного образования.
-Материально-техническое: проектор, ноутбук, программное обеспечение.
-Методические разработки занятий к программе.
2.3. Формы аттестации.
В течение учебного года ведется журнал посещаемости.
Проводится диагностика двигательной активности детей (сентябрь и май).
Ведется дневник наблюдений.
Проводятся открытые занятия для родителей.
Ведется видеозапись занятий.
Проводится анкетирование родителей.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседы с родителями об успехах их детей.
Общение в интернет мессенджер.
Итогом реализации программы является - физкультурно-оздоровительное развлечение, родительское собрание в виде круглого стола, веселые старты "папа,мама, я - здоровая семья".
2.4. Оценочные материалы
Оценка осуществляется по 5 -бальной системе:
1 балл - ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания.
Полученная сумма балов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе:
Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)
Средний уровень - 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)
Низкий уровень - менее 2,9 балла (менее 58%)
2.5. Методические материалы.
Методы обучения
- игровой (основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая игра в своей основе имеет определенную цель, какое – либо задание. В процессе игры ети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире);
- метод аналогий (в программе широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, где педагог использует игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания);
- словесный метод (объяснение методики исполнения движений, оценка);
- практический метод (заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений);
- наглядный метод (показ выполняемых упражнений педагогом).
Формы организации образовательного процесса
- групповая
- подгрупповая
- фронтальная
- индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия
- ритмическая гимнастика;
- динамические и оздоровительные паузы;
- релаксационные упражнения;
- различные виды подвижных игр;
- занимательные разминки;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- самомассаж.
Педагогические технологии
- здоровьесберегающая
- игровой деятельности
-развивающая
Алгоритм учебного занятия
Структура занятий:
- Вводная часть:
- проверка осанки и равнения, различные виды ходьбы и бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия - 5 мин.
- Основная часть:
- ОРУ - блок физических упражнений направлен на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формированию нормального свода стопы 8 мин.
- ОВД - упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание - 7 мин., игры разной подвижности - 5 мин.
- Заключительная часть:
- коррекционные упражнения, релаксация - 5 мин.
В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный).
Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Содержание программы оздоровительной физической культуры позволяет: адаптировать двигательный режим в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и внедрять оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в процесс реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; добиться существенного оздоровительного эффекта и повышение уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня; подготовить детей к освоению учебной программы по физической культуре в начальной школе.
Список литературы
1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2005._ 96с.
2. Долой болезни! Практический материал по оздоровлению детей дошкольного возраста. Владимир, 1998. - 67с.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М. : ВАКО, 2008. - 176с.
4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. - М. : Просвещение, 2006. - 112с.
5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 5-7 лет. Профилактика и лечение. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64с.
6. Новак Е. В. Пальчиковые игры и гимнастика для дошкольников. - Белгород: Книжный клуб, 2914. - 128с.
7. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186с.
8. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019)