Анна Наумова
Дополнительная общеобразовательная программа «Я — финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В нашем мире, финансовый аспект является одним из ведущих,он затрагивает практически все сферы жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать экономические вопросы.
Финансовая грамотность важна так же, как умение читать и писать. Приобщение к ней не говорит о том, что ребёнок будет решать сложные арифметические задачи или оперировать сложными понятиями.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Я — финансист“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Поскольку в дошкольном возрасте формируется и развивается личность ребёнка, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм, в современном мире просто необходимо финансово просвещать детей. В дошкольном возрасте мы обучаем детей жизни, ее правилам и нормам, но забываем о том, что экономика является неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь детей постоянно интересуют вопросы : «Почему мама не покупает эту игрушку?», «Что делать, если нет денег?» и т. д., а всегда ли мы готовы объяснить это ребёнку, ответить на такие вопросы. Если реализовать работу по экономическому воспитанию детей страшего дошкольного возраста, то у детей пополнится запас знаний о финансовой части нашей жизни и в дальнейшем поможет в самореализации ребёнка. Воспитание финансовой грамотности поможет детям осознать, что деньги нужно зарабатывать трудом, неправильное обращение с деньгами приводит к бедности, научит грамотно обращаться с деньгами
В процессе работы по программе «Я- финансист», у дошкольников будет формироваться первичное представление об экономике, понимание терминов «цена», «покупка», «зарплата», «вклад», «экономия», и т. д.
Основная цель реализации дополнительной образовательной программы – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи программы :
Обучающие задачи:
- заложить основы экономического образа мышления у реб нка
- содействовать освоению воспитанниками знаний об основных экономических понятиях.
- повысить компетентность дошкольников в вопросах финансовой грамотности;
- формировать умения ориентироваться в различных понятиях;
- развивать речевую деятельность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки культурного поведения в быту.
Развивающие задачи:
- обогатить чувственный опыт ребенка, необходимый для полноценного восприятия окружающего мира
- развивать ответственность, расчетливость, самостоятельность
Основные принципы программы.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности.
Возраст детей.
6- 7 лет
Срок реализации программы.
Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на проведение 30 занятий с детьми в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (согласно расписанию) во 2-ой половине дня. Длительность занятия - 25 минут в подготовительной группе;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Диагностика Дидактическая игра «Что я знаю о финансах»
1 25мин. 7 мин. 18 мин.
2 Ознакомительная игра
«Откуда пришли деньги» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
3 Дидактические игры
«Кто кем работает» «Банан- апельсин»
1 15мин 7 мин. 18 мин.
4 Дидактическая игра «Разложи товар»
1 15мин 7 мин. 18 мин.
5 Дидактическая игра «Щкола банкиров» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
6 Дидактическая игра «Магазин» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
7 Дидактическая игра «Обмен» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
8 Дидактическая игра «Деньги»
.
1 15мин 7 мин. 18 мин.
9 Дидактическая игра «Нужные покупки» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
10 Дидактическая игра «Дорого- дешево». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
11 Дидактическая игра «Что откуда берётся?». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
12 Дидактическая игра «Бюджет» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
13 Дидактическая игра «Сдача» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
14 Лото «Надо- хочу». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
15 Дидактическая игра «Что можно купить?». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
16 Дидактическая игра «Какие бывают доходы». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
17 Сюжетно- ролевая игра «Биржа» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
18 Сюжетно- ролевая игра «Аукцион» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
19 Дидактическая игра «Размен» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
20 Дидактическая игра «Кто как работает» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
21 Дидактическая игра «Услуги и товары». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
22 Дидактическая игра «В супермаркете» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
23 Дидактическая игра «Семейный бюджет» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
24 Игровое упражнение «Куда уходят деньги?». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
25 Игровое упражнение «Ежемесячные расходы» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
26 Дидактическая игра «Что можно и что нельзя купить?» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
27 Дидактическая игра «Расходы и доходы». 1 15мин 7 мин. 18 мин.
28 Практика «Совместные покупки» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
29 Практика «Таблица расходов» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
30 Игра «Монополия» 1 15мин 7 мин. 18 мин.
Итого часов: 30 12ч. 50мин. 3ч50мин. 9ч
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Технические средства обучения
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок Д
Аудиоцентр (магнитофон) Д
Компьютер Д
Фланелеграф Д
Ширма с набором приспособлений для крепления картинок Д
Печатные пособия
Демонстрационный материал:
-предметные картинки,
- сюжетные картинки.
Д
Д
Альбомы:
Професии
Магазин
Д
Д
Дидактический материал
Ватман Д
Изображение денег
К
Цветные карандаши
К
Муляжи фруктов, овощей
Д
Маски для театрализованных и подвижных игр К
Игрушки К
Д- демонстрационный материал
К-полный комплект на каждого ребенка
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- дети знают и называют российские и зарубежные деньги;
- адекватно употребляют знакомые экономические понятия;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают в случае поломки вещей;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых.
Форма подведения итогов.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36– 39. – URL
2. Сухова Е., Халикова К. Квест с заданиями ТРИЗ. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20–24
3. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41.
4. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26. 28. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.
Интернет-ресурсы:
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Ваши финансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1.
Советы родителям
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете___
Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».
Придумывайте игры с деньгами.
Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.
Включайте детям мультики про финансы___Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Поиграйте в «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.