Марина Мунтян
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
ПРИНЯТО:
на заседании
педагогического совета
МАДОУ детский сад
«Планета детства»
Протокол № 1
от «30» августа 2019г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МАДОУ детский сад
«Планета детства»
___/Е. А. Павлова/
Приказ № 116 /од
от «30» августа 2019г.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности „Юный краевед“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок обучения: 1 года
Авторы составители: М. Н. Мунтян, воспитатель
р. п. Новая Ляда, 2019 г.
Оглавление
Информационная карта 3
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» 4
1.1. Пояснительная записка 4-6
1.2. Методические условия реализации программы 6-7
1.3. Цель и задачи программы 7-8
1.4. Содержание программы 9
1.4.1. Учебный план 9-10
1.4.2. Содержание учебного плана 11-13
1.5. Планируемые результаты 13
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы» 14
2.1. Календарный учебный график 14
2.2. Условия реализации программы 14
2.3. Формы аттестации 14-15
2.4. Оценочные материалы 15-16
2.5. Список литературы 17
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. Учреждение МАДОУ детский сад «Планета детства»
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
3. Сведения о составителе
3.1. Ф. И. О., должность Мунтян Марина Николаевна, воспитатель
4. Сведения о программе
4.1. Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав МАДОУ детский сад «Планета детства»
4.2 Тип Модифицированная
4.3. Вид Модульная
4.4. Направленность Туристско-краеведческая
4.5. Уровень содержания Базовый
4.6. Область применения Дополнительное образование
4.7. Продолжительность обучения 1 год
4.8. Год разработки программы 2019
4.9. Возрастная категория обучающихся 6-7 лет
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
1.1. Пояснительная записка
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Актуальность определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия
исторической характеристики родного края.
Отличительные особенности программы состоит в е практической значимости:
вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Адресат программы–дети дошкольного возраста 6-7 лет, что соответствует
детям подготовительной группы. Наполняемость групп-10-12 человек.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т. п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Объем и срок освоения программы :
Общее количество часов – 36 часов.
Количество месяцев - 8 месяцев
Срок реализации – один год.
Режим ООД - 1 раза в неделю по 30 минут.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 6-7 лет, являющиеся основным составом кружка, а также индивидуально.
Состав группы – постоянный, состав кружка «Юный краевед» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД. В объединении занимаются дети 6-7 лет.
Режим, периодичность и продолжительность ООД:
Возрастная группа Количество занятий Длительность занятий Форма организации Срок реализации
в год в месяц в неделю
Для 6-7 лет 36 4 1 30 мин. групповая, подгрупповая 1 год
1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности организации образовательного процесса – очно
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Формы организации образовательного процесса:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- фестиваль
Формы организации учебного ООД:
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая,
- групповая.
Педагогические технологии:
- индивидуальная работа с ребенком
- коллективные работы
- совместные работы 2 – 3 детей
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Алгоритм ООД:
- организационный момент
- основная часть
- динамическая пауза
- дыхательная гимнастика
- подведение итогов ООД
Дидактические материалы:
1. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.
Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Москва –Ставрополь, 2003
1.3. Цель и задачи программы.
Цель программы :
Формирование целостных представлений об окружающей природе, социальной
среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства,
гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи
программы :
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного
края;
• Развитие личностные интегративные качества: наблюдательность,
ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
• Прививать навыки здорового образа жизни;
• Воспитывать устойчивый интерес к родному краю;
Развивающие:
• Формирование знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных
народов, их культуре, хозяйственной деятельности;
• Прививать навыки познавательной самостоятельной творческой деятельности;
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания
сохранять и приумножать богатства города, края.
Обучающие:
• Развитие познавательного интереса к изучению родного города, края;
• Обогащение знаний учащихся о городе Тамбове, его истории,
достопримечательностях.
• Усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
№ пп Название модуля Общее количество часов
1 Ведение. Бабушкин сундучок. 1
2 Я и моя семья. 2
3 Моя малая Родина. 10
4 Защитники земли Русской. 4
5 Я – гражданин России. 11
6 Природа вокруг нас. 7
7 Итоговое занятие. Фестиваль творчества: «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь» 1
ИТОГО: 36
Содержание образовательных модулей.
.
1. Модуль Введение (1ч.)
Основная цель раздела–формирование у обучающихся мотивации к познанию
окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.
2. Модуль Я и моя семья (2ч.).
Цель – упорядочить социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций. При изучении темы «Моя семья – моя радость» необходимо формировать систему знаний о традициях семьи и общества, о важных семейных ценностях: любовь, доброта, взаимопонимание, остановиться на связи поколений.
3. Модуль Моя малая Родина (10ч.)
Главной целью данного раздела является –формирование компетенций в познании своей Родины – России истории возникновения и физико-географический характеристики, а так же своей малой родины города Тамбова и рабочего поселка Новая Ляда, знакомство с символами государства, сохранение культурных традиций.
4. Модуль Защитники земли русской (4ч).
Цель данного раздела – воспитание чувства патриотизма, посредствам
исторических примеров героического прошлого русского народа, отваге русских людей различных времен.
5. Модуль Я - гражданин России. (11ч.)
Цель раздела - сформировать представление детей о государственном устройстве
России, о месте каждого человека государстве, об основных правилах жизни в
гражданском обществе.
6. Модуль Природа вокруг нас. (7ч.)
Основная цель раздела – сформировать представление об особенностях природы России, края, местного ландшафта, географического положения; элементарные знания экологической культуры.
Для реализации цели данного раздел рекомендовано использование наглядно –
демонстрационного и иллюстративного метода обучения, метод наблюдения,
использование на занятиях активных средств познавательной деятельности.
7. Модуль Итоговое занятие (1ч.).
Цель – обобщение интеллектуальных и навыковых составляющих,
полученных за год обучения, развитие творческого потенциала.
Итоговое занятие провести в форме фестиваля творчества: «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».
1.4.2. Содержание учебного плана
Дата Модули Программные задачи Формы ООД Формы подведения итогов
Месяц Неделя Тема ООД
сентябрь
1 Модуль. Ведение. Бабушкин сундучок. -познакомить детей с краеведением, рассказать о его необходимости, роли, целях, задачах
групповая
Консультация для родителей «Зачем ребенку краеведение», выставка детских работ и фотографий
2 Модуль. Я и моя семья. Моя семья – моя радость. - рассказать детям что такое семья, о том как возникла первая семья
3 Творческая работа «Загляните в семейный альбом». -собрать материал и оформить выставку работ «Моя семья»
4 Модуль. Моя малая Родина. С чего начинается Родина? -рассказать детям о том что такое родина, что мы называем малой родиной
октябрь 1 Символы моей Родины. -рассказать о символах нашей страны: герб, флаг, гимн
групповая
Выставка поделок и работ с символикой нашего государства
2 Мой край и мой город на карте России. - рассказать детям о символах нашего города: герб, флаг
3 Тамбов – столица края. - познакомить детей с историей возникновения города Тамбова и тамбовского края
4 История возникновения рабочего поселка Новая Ляда. - рассказать детям об истории возникновения рабочего поселка Новая Ляда и о его жителях
ноябрь
1 Рождение города Тамбова. - рассказать как появилось название города Тамбов, что оно означает
групповая
Экскурсия к памятнику «Дети войны»
2. Вот она какая моя Родина большая. - познакомить детей с картой России, рассказать какая она большая и многообразная
3 Памятные места города. - рассказать о достопримечательностях нашего города и поселка
4 Экскурсия: «Земли тамбовской светлый город». -экскурсия по памятным местам Земли тамбовской
декабрь
1 Дидактическая игра: «Географическая матрешка» - рассказать о матрешке Тамбовского края, какая она, в чем её отличительная особенность
групповая
Игра-соревнование: «Богатыри земли русской»
Встреча с участниками военных действий в Афганистане и Чечне
2 Модуль. Защитники земли Русской. Богатыри земли русской - рассказать о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях. Элементов костюма русского богатыря. Название оружия русского воина.
3 Тамбовчане – герои Великой Отечественной войны. - рассказать о Вечном огне нашей памяти о подвигах наших земляков – Героев Советского союза. Памятник Вечный огонь – благодарность потомков.
4 «Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов. -рассказать об участниках современных боевых действий, Афганистан, Чечня
январь
1 Экскурсия: «Островки памяти» - рассказать о мемориалах «Вечный огонь», для чего их делают
групповая
2 Модуль. Я – гражданин России. Я – Россиянин. - рассказать, что такое понятие "гражданство". Крупные российские города и реки. Москва – столица – моей Родины. Народы, населяющих РФ. Знаменитые россияне - деятели культуры, искусства, военачальниках и др.
3 Что значит любить Родину. - провести дидактическую игру «Что значит Родину любить?»
4 Можно ли меня назвать гражданином России. - рассказать о том, кто может быть гражданином России
февраль
1 По каким правилам мы живем. - познакомить детей с Конституцией РФ. Законом образования. Законом о медицинском обслуживании.
групповая
Игра «Могу ли я быть президентом?»
2 Мои права и обязанности. - познакомить детей с Гражданскими правами и обязанностями. Конвенция о правах ребенка. Телефон доверия.
3 Что значит быть хорошим сыном или дочерью. - ролевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
4 Кто управляет страной. - рассказать детям о том кто такой президент, как его выбирают и т. д.
март
1 Что такое выборы. - рассказать детям о выборах, зачем они нужны, кого мы на них выбираем
групповая Выпуск листовок «Все профессии важны»
Конкурс рисунков «Мое Отечество»
2 Кум я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить. - рассказать о Профессиях: врач, учитель, военный, депутат. Их важность.
3 Народ и я – единая семья. - рассказать, что такое День народного единства России. Памятник Минину и Пожарскому. Мы такие разные, но мы граждане одной страны.
4 Конкурс рисунков «Мое Отечество» - обобщить материал о нашем Отечестве
апрель
1
Модуль. Природа вокруг нас. Красота русской природы. - рассказать о разнообразии и уникальности
русской природы: озеро Байкал, горы Кавказа…
групповая
Собрать гербарий «Растения Тамбовской области»
2
Зеленые ладошки Земли. - рассказать детям о том, что такое зеленые ладошки Земли, почему так называют деревья, деревья - символы
3
В мире животных. - познакомить детей с животными Тамбовского края
4
День воды. Акция «Голубая лента». Озеро Чистое – озеро здоровья. - рассказать об озере Чистое, почему оно так называется
май
1
Тайные тропы тамбовских лесов. -познакомить детей с деревьями и кустарниками Тамбовских лесов
групповая
Фестиваль творчества: «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».
2
Красная книга – что это? - рассказать о растениях и животных Тамбовского края занесенных в красную книгу
3
Природоохранная акция: «Спешите делать добро!" - разработать экологические знаки
4
Модуль. Итоговое занятие. Фестиваль творчества: «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь» -подведение итогов работы за год
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику России, Тамбовского края и города Тамбова;
• Основы туристических навыков в походе;
• Основы государственного устройства (государство, президент, выборы, права и обязанности граждан России).
учащиеся должны уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять полученный знания о истории игрушек и вещей для организации собственного досуга.
• Применять полученные знания, в добрых делах и поступках на благо родного города.
• Творчески мыслить и рассуждать.
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года Режим работы
Начало учебного года:1 сентября Режим работы объединения по расписанию.
Окончание учебного года: 31 мая Продолжительность занятий: 30 минут
Продолжительность перемен: 10 минут
Регламентирование образовательного
процесса на учебный год: 36 недель Занятия проходят в 1 смену
Продолжительность каникул: 1-2 неделя января текущего года.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Материально-техническое обеспечение: Групповая, столы - 6 шт., стулья,
соответствующие возрасту детей - 6 шт., доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер.
2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:
-психологом и педагогом-организатором;
-родителями и родственниками учащихся;
- воспитателем.
3. Кадровое обеспечение: Мунтян Марина Николаевна, воспитатель, образование высшее, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, курсы «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», сетевое взаимодействие со специалистами детского сада.
2.3. Формы аттестации
1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и предъявления.
Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения
достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.
Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале
посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.
Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», «экознайка»
и т. д. Формы подведения итогов праздники, игры, конкурсы.
2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
В конце изучения программы, на последнем занятии проводится фестиваль творчества в форме конкурсно-игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) по темам раздела программы, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов.
2.4. Оценочные материалы.
При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.
Результаты эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления
результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня
обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностик (май).
Результаты осуществляется по 5-ти бальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не
принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной
помощью взрослого;
5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.
Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы) :
Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)
Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)
Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)
№ пп ФИО ребенка Критерии оценки Итого:
1 2 3 4 5
12 05 12 05 12 05 12 05 12 05 12 05
1
2
3.
Итого:
Высокий уровень (детей / %)
Средний уровень (детей / %)
Низкий уровень (детей / %)
Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май
Критерии оценки:
1. Владение элементарными понятиями и знаниями.
Знает: небольшое количество растений и животных, их характерные признаки; свой
полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; некоторые символы
страны, края, города; некоторые обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.
2. Владение элементарными умениями и навыками.
Знает: небольшое количество растений и животных, их характерные признаки; свой
полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; некоторые символы
страны, края, города; некоторые обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.
3. Развитие навыков работы и поведения в природе.
Знает: несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки; более трех природных особенностях малой родины; что такое Красная книга; какие растения и животные Тамбовского края занесены в нее; понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц; достопримечательности города Тамбова; знает основные правила юных туристов.
4. Развитие познавательно-творческой деятельности
Знает: достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки; свой полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; символы страны, края, города; обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.
Умеет: давать определение понятиям - государство, президент, выборы, права и
обязанности граждан России.
5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.
Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать
природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном
обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения.
Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок, аппликаций.
2.5. Список литературы
Литература для педагогов.
1. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.
Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Москва –Ставрополь,
2003
4. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. – М. : Педагогическое
общество России, 2005.
5. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.
Ю. Г. Круглов. М. : Просвещение, 1990.
6. Комратова М. Г., Грибова Л. Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6,
2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. -
2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания // Д. в. №6, 2003, с. 45.
11. Рубцова Н. И. Использование национально-регионального компонента в
образовательной работе с детьми. // Мир детства №4, 2001, с. 39.
Литература для детей:
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях сост. Л. Н. Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Литературное чтение. М. ;-2002