Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Марина Мунтян
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

МАДОУ детский сад

«Планета детства»

Протокол № 1

от «30» августа 2019г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий

МАДОУ детский сад

«Планета детства»

___/Е. А. Павлова/

Приказ № 116 /од

от «30» августа 2019г.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности „Юный краевед“» размещена в разделах

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Программа туристско-краеведческой направленности

«Юный краевед»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок обучения: 1 года

Авторы составители: М. Н. Мунтян, воспитатель

р. п. Новая Ляда, 2019 г.

Оглавление

Информационная карта 3

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» 4

1.1. Пояснительная записка 4-6

1.2. Методические условия реализации программы 6-7

1.3. Цель и задачи программы 7-8

1.4. Содержание программы 9

1.4.1. Учебный план 9-10

1.4.2. Содержание учебного плана 11-13

1.5. Планируемые результаты 13

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы» 14

2.1. Календарный учебный график 14

2.2. Условия реализации программы 14

2.3. Формы аттестации 14-15

2.4. Оценочные материалы 15-16

2.5. Список литературы 17

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Учреждение МАДОУ детский сад «Планета детства»

2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Программа туристско-краеведческой направленности

«Юный краевед»

3. Сведения о составителе

3.1. Ф. И. О., должность Мунтян Марина Николаевна, воспитатель

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав МАДОУ детский сад «Планета детства»

4.2 Тип Модифицированная

4.3. Вид Модульная

4.4. Направленность Туристско-краеведческая

4.5. Уровень содержания Базовый

4.6. Область применения Дополнительное образование

4.7. Продолжительность обучения 1 год

4.8. Год разработки программы 2019

4.9. Возрастная категория обучающихся 6-7 лет

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

1.1. Пояснительная записка

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания.

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Актуальность определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия

исторической характеристики родного края.

Отличительные особенности программы состоит в е практической значимости:

вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Адресат программы–дети дошкольного возраста 6-7 лет, что соответствует

детям подготовительной группы. Наполняемость групп-10-12 человек.

Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т. п.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.

Объем и срок освоения программы :

Общее количество часов – 36 часов.

Количество месяцев - 8 месяцев

Срок реализации – один год.

Режим ООД - 1 раза в неделю по 30 минут.

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 6-7 лет, являющиеся основным составом кружка, а также индивидуально.

Состав группы – постоянный, состав кружка «Юный краевед» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД. В объединении занимаются дети 6-7 лет.

Режим, периодичность и продолжительность ООД:

Возрастная группа Количество занятий Длительность занятий Форма организации Срок реализации

в год в месяц в неделю

Для 6-7 лет 36 4 1 30 мин. групповая, подгрупповая 1 год

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Особенности организации образовательного процесса – очно

Методы обучения:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Формы организации образовательного процесса:

- групповая и индивидуальная работа с детьми

- тематические развлечения

- мастер-классы с педагогами и родителями

- консультации для родителей и педагогов

- родительские собрания с использованием ИКТ

- публикация информации на сайте МАДОУ

- фестиваль

Формы организации учебного ООД:

- индивидуальная,

- индивидуально-групповая,

- групповая.

Педагогические технологии:

- индивидуальная работа с ребенком

- коллективные работы

- совместные работы 2 – 3 детей

- тематические занятия

- пальчиковая гимнастика

- дидактические игры

- физкультминутки

- интегрированная деятельность

- сюрпризные моменты

Алгоритм ООД:

- организационный момент

- основная часть

- динамическая пауза

- дыхательная гимнастика

- подведение итогов ООД

Дидактические материалы:

1. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.

Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Москва –Ставрополь, 2003

1.3. Цель и задачи программы.

Цель программы :

Формирование целостных представлений об окружающей природе, социальной

среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства,

гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи

программы :

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного

края;

Развитие личностные интегративные качества: наблюдательность,

ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

• Прививать навыки здорового образа жизни;

• Воспитывать устойчивый интерес к родному краю;

Развивающие:

• Формирование знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных

народов, их культуре, хозяйственной деятельности;

• Прививать навыки познавательной самостоятельной творческой деятельности;

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания

сохранять и приумножать богатства города, края.

Обучающие:

• Развитие познавательного интереса к изучению родного города, края;

• Обогащение знаний учащихся о городе Тамбове, его истории,

достопримечательностях.

• Усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебный план

№ пп Название модуля Общее количество часов

1 Ведение. Бабушкин сундучок. 1

2 Я и моя семья. 2

3 Моя малая Родина. 10

4 Защитники земли Русской. 4

5 Я – гражданин России. 11

6 Природа вокруг нас. 7

7 Итоговое занятие. Фестиваль творчества: «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь» 1

ИТОГО: 36

Содержание образовательных модулей.

.

1. Модуль Введение (1ч.)

Основная цель раздела–формирование у обучающихся мотивации к познанию

окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

2. Модуль Я и моя семья (2ч.).

Цель – упорядочить социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций. При изучении темы «Моя семья – моя радость» необходимо формировать систему знаний о традициях семьи и общества, о важных семейных ценностях: любовь, доброта, взаимопонимание, остановиться на связи поколений.

3. Модуль Моя малая Родина (10ч.)

Главной целью данного раздела является –формирование компетенций в познании своей Родины – России истории возникновения и физико-географический характеристики, а так же своей малой родины города Тамбова и рабочего поселка Новая Ляда, знакомство с символами государства, сохранение культурных традиций.

4. Модуль Защитники земли русской (4ч).

Цель данного раздела – воспитание чувства патриотизма, посредствам

исторических примеров героического прошлого русского народа, отваге русских людей различных времен.

5. Модуль Я - гражданин России. (11ч.)

Цель раздела - сформировать представление детей о государственном устройстве

России, о месте каждого человека государстве, об основных правилах жизни в

гражданском обществе.

6. Модуль Природа вокруг нас. (7ч.)

Основная цель раздела – сформировать представление об особенностях природы России, края, местного ландшафта, географического положения; элементарные знания экологической культуры.

Для реализации цели данного раздел рекомендовано использование наглядно –

демонстрационного и иллюстративного метода обучения, метод наблюдения,

использование на занятиях активных средств познавательной деятельности.

7. Модуль Итоговое занятие (1ч.).

Цель – обобщение интеллектуальных и навыковых составляющих,

полученных за год обучения, развитие творческого потенциала.

Итоговое занятие провести в форме фестиваля творчества: «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».

1.4.2. Содержание учебного плана

Дата Модули Программные задачи Формы ООД Формы подведения итогов

Месяц Неделя Тема ООД

сентябрь

1 Модуль. Ведение. Бабушкин сундучок. -познакомить детей с краеведением, рассказать о его необходимости, роли, целях, задачах

групповая

Консультация для родителей «Зачем ребенку краеведение», выставка детских работ и фотографий

2 Модуль. Я и моя семья. Моя семья – моя радость. - рассказать детям что такое семья, о том как возникла первая семья

3 Творческая работа «Загляните в семейный альбом». -собрать материал и оформить выставку работ «Моя семья»

4 Модуль. Моя малая Родина. С чего начинается Родина? -рассказать детям о том что такое родина, что мы называем малой родиной

октябрь 1 Символы моей Родины. -рассказать о символах нашей страны: герб, флаг, гимн

групповая

Выставка поделок и работ с символикой нашего государства

2 Мой край и мой город на карте России. - рассказать детям о символах нашего города: герб, флаг

3 Тамбов – столица края. - познакомить детей с историей возникновения города Тамбова и тамбовского края

4 История возникновения рабочего поселка Новая Ляда. - рассказать детям об истории возникновения рабочего поселка Новая Ляда и о его жителях

ноябрь

1 Рождение города Тамбова. - рассказать как появилось название города Тамбов, что оно означает

групповая

Экскурсия к памятнику «Дети войны»

2. Вот она какая моя Родина большая. - познакомить детей с картой России, рассказать какая она большая и многообразная

3 Памятные места города. - рассказать о достопримечательностях нашего города и поселка

4 Экскурсия: «Земли тамбовской светлый город». -экскурсия по памятным местам Земли тамбовской

декабрь

1 Дидактическая игра: «Географическая матрешка» - рассказать о матрешке Тамбовского края, какая она, в чем её отличительная особенность

групповая

Игра-соревнование: «Богатыри земли русской»

Встреча с участниками военных действий в Афганистане и Чечне

2 Модуль. Защитники земли Русской. Богатыри земли русской - рассказать о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях. Элементов костюма русского богатыря. Название оружия русского воина.

3 Тамбовчане – герои Великой Отечественной войны. - рассказать о Вечном огне нашей памяти о подвигах наших земляков – Героев Советского союза. Памятник Вечный огонь – благодарность потомков.

4 «Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов. -рассказать об участниках современных боевых действий, Афганистан, Чечня

январь

1 Экскурсия: «Островки памяти» - рассказать о мемориалах «Вечный огонь», для чего их делают

групповая

2 Модуль. Я – гражданин России. Я – Россиянин. - рассказать, что такое понятие "гражданство". Крупные российские города и реки. Москва – столица – моей Родины. Народы, населяющих РФ. Знаменитые россияне - деятели культуры, искусства, военачальниках и др.

3 Что значит любить Родину. - провести дидактическую игру «Что значит Родину любить?»

4 Можно ли меня назвать гражданином России. - рассказать о том, кто может быть гражданином России

февраль

1 По каким правилам мы живем. - познакомить детей с Конституцией РФ. Законом образования. Законом о медицинском обслуживании.

групповая

Игра «Могу ли я быть президентом?»

2 Мои права и обязанности. - познакомить детей с Гражданскими правами и обязанностями. Конвенция о правах ребенка. Телефон доверия.

3 Что значит быть хорошим сыном или дочерью. - ролевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»

4 Кто управляет страной. - рассказать детям о том кто такой президент, как его выбирают и т. д.

март

1 Что такое выборы. - рассказать детям о выборах, зачем они нужны, кого мы на них выбираем

групповая Выпуск листовок «Все профессии важны»

Конкурс рисунков «Мое Отечество»

2 Кум я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить. - рассказать о Профессиях: врач, учитель, военный, депутат. Их важность.

3 Народ и я – единая семья. - рассказать, что такое День народного единства России. Памятник Минину и Пожарскому. Мы такие разные, но мы граждане одной страны.

4 Конкурс рисунков «Мое Отечество» - обобщить материал о нашем Отечестве

апрель

1

Модуль. Природа вокруг нас. Красота русской природы. - рассказать о разнообразии и уникальности

русской природы: озеро Байкал, горы Кавказа…

групповая

Собрать гербарий «Растения Тамбовской области»

2

Зеленые ладошки Земли. - рассказать детям о том, что такое зеленые ладошки Земли, почему так называют деревья, деревья - символы

3

В мире животных. - познакомить детей с животными Тамбовского края

4

День воды. Акция «Голубая лента». Озеро Чистое – озеро здоровья. - рассказать об озере Чистое, почему оно так называется

май

1

Тайные тропы тамбовских лесов. -познакомить детей с деревьями и кустарниками Тамбовских лесов

групповая

Фестиваль творчества: «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».

2

Красная книга – что это? - рассказать о растениях и животных Тамбовского края занесенных в красную книгу

3

Природоохранная акция: «Спешите делать добро!" - разработать экологические знаки

4

Модуль. Итоговое занятие. Фестиваль творчества: «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь» -подведение итогов работы за год

1.5. Планируемые результаты

К концу обучения учащиеся должны знать:

• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

• Символику России, Тамбовского края и города Тамбова;

• Основы туристических навыков в походе;

• Основы государственного устройства (государство, президент, выборы, права и обязанности граждан России).

учащиеся должны уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять полученный знания о истории игрушек и вещей для организации собственного досуга.

• Применять полученные знания, в добрых делах и поступках на благо родного города.

• Творчески мыслить и рассуждать.

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года Режим работы

Начало учебного года:1 сентября Режим работы объединения по расписанию.

Окончание учебного года: 31 мая Продолжительность занятий: 30 минут

Продолжительность перемен: 10 минут

Регламентирование образовательного

процесса на учебный год: 36 недель Занятия проходят в 1 смену

Продолжительность каникул: 1-2 неделя января текущего года.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1. Материально-техническое обеспечение: Групповая, столы - 6 шт., стулья,

соответствующие возрасту детей - 6 шт., доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер.

2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:

-психологом и педагогом-организатором;

-родителями и родственниками учащихся;

- воспитателем.

3. Кадровое обеспечение: Мунтян Марина Николаевна, воспитатель, образование высшее, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, курсы «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», сетевое взаимодействие со специалистами детского сада.

2.3. Формы аттестации

1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и предъявления.

Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения

достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.

Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале

посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.

Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», «экознайка»

и т. д. Формы подведения итогов праздники, игры, конкурсы.

2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

В конце изучения программы, на последнем занятии проводится фестиваль творчества в форме конкурсно-игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) по темам раздела программы, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов.

2.4. Оценочные материалы.

При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.

Результаты эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления

результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня

обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностик (май).

Результаты осуществляется по 5-ти бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не

принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;

4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной

помощью взрослого;

5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы) :

Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)

Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)

Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)

пп ФИО ребенка Критерии оценки Итого:

1 2 3 4 5

12 05 12 05 12 05 12 05 12 05 12 05

1

2

3.

Итого:

Высокий уровень (детей / %)

Средний уровень (детей / %)

Низкий уровень (детей / %)

Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май

Критерии оценки:

1. Владение элементарными понятиями и знаниями.

Знает: небольшое количество растений и животных, их характерные признаки; свой

полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; некоторые символы

страны, края, города; некоторые обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.

2. Владение элементарными умениями и навыками.

Знает: небольшое количество растений и животных, их характерные признаки; свой

полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; некоторые символы

страны, края, города; некоторые обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.

3. Развитие навыков работы и поведения в природе.

Знает: несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки; более трех природных особенностях малой родины; что такое Красная книга; какие растения и животные Тамбовского края занесены в нее; понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц; достопримечательности города Тамбова; знает основные правила юных туристов.

4. Развитие познавательно-творческой деятельности

Знает: достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки; свой полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; символы страны, края, города; обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.

Умеет: давать определение понятиям - государство, президент, выборы, права и

обязанности граждан России.

5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.

Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать

природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном

обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения.

Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок, аппликаций.

2.5. Список литературы

Литература для педагогов.

1. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.

Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Москва –Ставрополь,

2003

4. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. – М. : Педагогическое

общество России, 2005.

5. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.

Ю. Г. Круглов. М. : Просвещение, 1990.

6. Комратова М. Г., Грибова Л. Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6,

2003, с. 82.

7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. -

2008.- №1.- C. 17-23.

9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического

воспитания // Д. в. №6, 2003, с. 45.

11. Рубцова Н. И. Использование национально-регионального компонента в

образовательной работе с детьми. // Мир детства №4, 2001, с. 39.

Литература для детей:

1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях сост. Л. Н. Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Литературное чтение. М. ;-2002

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 09:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мунтян (УИ 870556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД