Ольга Филина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Роботёнок»
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Стартовый уровень, срок реализации 1 год.
Базовый уровень, срок реализации 1 год.
Автор-составитель:
Филина Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования
г. Кинешма 2019
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности „Роботёнок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В современной педагогике ЛЕГО - конструирование интересно тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Конструирование здесь выступает способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, средством формирования умения добиваться результата, получать новые знания.
Важнейшей отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле ЛЕГО - конструирование является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу осуществлять метапредметный подход в образовательной деятельности в режиме реализации ЛЕГО – проектов.
Доказана прямая связь того, что конструирование является одним из важных компонентов процесса формирования интеллектуальной, коммуникативной компетенций и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития креативного воссоздающего творчества у детей дошкольного возраста.
В связи с этим, в нашем образовательном учреждении, разработана рабочая программа ЛЕГО – конструирования.
Актуальность обучения в дополнительном образовании определяется неограниченными возможностями в техническом развитии обучающихся, поскольку учебно-творческое занятие входит в систему общей подготовки.
Цель таких учебных занятий – закрепление и расширение полученных знаний и навыков. Формирование умений их применения. Этим обусловлена актуальность данного направления, так как творческий подход к созданию оригинального авторского образца основывается на знаниях, полученных при изучении предметов школьного курса, а также на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с окружающей средой.
Отличительные особенности программы в том, что она интегрирована в несколько школьных предметов, освоив которые, обучающиеся смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде предварительной профильной подготовки к таким профессиям как дизайнер-декоратор, конструктор, архитектор, оформитель и т. д.
Адресат программы – дети, возраст которых 5-7 лет. В объединение принимаются все желающие без ограничений в рамках заявленного возраста.
Объем и срок освоения программы – стартовый уровень обучения – 72 часа. Базовый уровень обучения – 72 часа.
Форма обучения – очная, так же предусматривается в индивидуальном порядке очно-заочное обучение для обучающихся, в связи с периодами сезонных карантинов и по состоянию здоровья по предварительной договоренности с родителями или лицами их заменяющими.
Особенности организации образовательного процесса – для выполнения каких-либо творческих проектов группа может делиться на подгруппы по необходимым критериям (возраст, умения, интересы и другие особенности).
Режим занятий, периодичность и продолжительность – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Педагогическая целесообразность – индивидуальный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. Занимаясь по данной программе, обучающийся развивается более гармонично и полноценно, при этом формируется личность обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
1.2. Цель и задачи программы
Цели программы.
Содействие развитию конструкторских и креативно-творческих способностей детей, способствующих познанию окружающего мира средствами образовательного конструктора ЛЕГО, технических знаний, умений и навыков и нравственно-эстетическое воспитание обучающихся при освоении программы.
Задачи программы.
Личностные
- Содействовать формированию личности, владеющей умениями принимать творческие решения и достигать оптимального результата;
- Прививать культуру общения и поведения в социуме;
- Прививать и развивать навык здорового образа жизни;
- Воспитывать этически ценные способы общения (способность радоваться успехам других, стремление оценивать постройки с позиции доброжелательности, уверенность в своих возможностях).
- Научить управлять своим эмоциональным состоянием, уметь оказывать взаимопомощь при выполнении заданий.
Метапредметные
- Способствовать развитию детского технического творчества;
- Развивать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, самостоятельности в приеме решений и в действиях, общественной и личной активности, ответственности и аккуратности;
Образовательные (предметные)
- Изучить правила по технике безопасности на занятиях и вне учреждения;
- Изучить историю возникновения и развития робототехники;
- Научить правильному положению рук при работе, использованию инструментов, самостоятельному выполнению различных моделей, используя карты-схемы.
- Формировать разносторонние представления о ЛЕГО-конструировании, причинно-следственных связях в природных и общественных явлениях в процессе выполнения заданий по образцу педагога, по схемам, пошаговым фото, по замыслу и условиям.
1.3. Содержание программы
Учебный план. Стартовый уровень
№ п/п Тема занятия Теория Практика Всего Формы контроля
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов, визиток. 1 1 2
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года. 1 1 2
3. Знакомство с детьми. Вводное занятие. Правила поведения на рабочем месте. 1 1 2 Беседа
4. Знакомство с LEGO. Изучение состава конструктора. Правила поведения при ЧС 1 1 4 Беседа
5. LEGO-игра детей или «Знакомство с LEGO продолжается» 1 1 4 Беседа
6. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета 1 1 4 Творческая работа.
7. Обучение созданию сюжетной композиции 1 3 6 Творческая работа.
8. Улица полна неожиданностей. ПДД. 1 3 6 Творческая работа.
9. Роботы в технических профессиях. 1 3 6 Творческая работа.
10. Домашние Роботы – Помощники 1 3 6 Творческая работа.
11. Роботы – Спасатели на воде 1 3 6 Творческая работа.
12. Мир диких животных 1 3 6 Творческая работа.
13. Роботы в МЧС. Роботизированная техника 1 3 6 Творческая работа.
14. Роботы в армии. Военная авиация. 1 3 6 Творческая работа.
15. Постройки городские. Дом, садик, школа. 1 3 6 Творческая работа.
Итого 72
Досуговые мероприятия (6 часов)
Основное содержание образовательного процесса обучения
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов.
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года.
3. Знакомство с детьми. Вводное занятие. Правила поведения на рабочем месте.
4. Знакомство с LEGO. Изучение состава конструктора. Правила поведения при ЧС.
Теория: Изучить состав конструктора. Правила поведения при ЧС.
Практика: Обучающиеся самостоятельно раскладывают детали конструктора на подготовленных картах-схемах. Закрепление знаний поведения при ЧС.
5. LEGO – игра «Знакомство с LEGO продолжается»
Теория: Изучить способы работы с набором LEGO.
Практика: Обучающиеся самостоятельно выполняют простые модели из определенных деталей конструктора.
6. Путешествие по LEGO – стране. Исследование цвета.
Теория: Определить закономерность цвета и деталей LEGO.
Практика: Обучающиеся самостоятельно выполняют сортировку деталей по цвету и характеристике детали.
7. Обучение созданию сюжетной композиции.
Теория: Изучить правила создания сюжетной композиции.
Практика: Обучающиеся самостоятельно строят сюжетную композицию.
8. Улица полна неожиданностей. ПДД.
Теория: Изучить правила пешеходов, возможные опасности на дороге и прилегающей территории.
Практика: Обучающиеся самостоятельно выполняют макет по ПДД.
9. Роботы в технических профессиях.
Теория: Изучить и создать роботов разных профессий.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов разных профессий.
10. Домашние Роботы-Помощники.
Теория: Изучить и создать роботов помощников.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов помощников.
11. Роботы – Спасатели на воде.
Теория: Изучить и создать роботов-спасателей.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов-спасателей.
12. Мир диких животных.
Теория: Изучить и создать модели диких животных.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают модели диких животных.
13. Роботы в МЧС. Роботизированная техника.
Теория: Изучить и создать роботов применяемых в МЧС.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов, применяемых в МЧС.
14. Роботы в армии. Военная авиация.
Теория: Изучить и создать роботов, применяемых в армии.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов, применяемых в армии.
15. Постройки городские. Дом, садик, школа.
Теория: Изучить особенности создания городских построек.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают городские постройки.
Учебный план. Базовый уровень
№ п/п Тема занятия Теория Практика Всего Формы контроля
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов, визиток. 1 1 2
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года. 1 1 2
3. Знакомство с детьми. Вводное занятие. Правила поведения на рабочем месте. 1 1 2 Беседа
4. Знакомство с LEGO. Изучение дополненного, увеличенного состава конструктора. Правила поведения при ЧС 1 1 4 Беседа
5. LEGO-игра детей или «Знакомство с LEGO продолжается» 1 1 4 Беседа
6. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи новых компонентов LEGO 1 1 4 Творческая работа.
7. Улица полна неожиданностей. Путь от школы до дома. ПДД. 1 3 6 Творческая работа.
8. Роботы в медицинских профессиях. 1 3 6 Творческая работа.
9. Роботы – Помощники на стройке 1 3 6 Творческая работа.
10. Мир домашних животных.
1 3 6 Творческая работа.
11. Строим ферму 1 3 6 Творческая работа.
12. Роботы в армии. Подводный флот. 1 3 6 Творческая работа.
13. Постройки городские. Небоскребы. 1 3 6 Творческая
работа.
14. Роботы в сельском хозяйстве. Умная теплица 1 3 6 Творческая работа.
15. Мир космоса. Космические корабли. 1 3 6 Творческая работа.
Итого 72
Досуговые мероприятия (6 часов)
Основное содержание образовательного процесса обучения
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов.
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года.
3. Знакомство с детьми. Вводное занятие. Правила поведения на рабочем месте.
4. Знакомство с LEGO. Изучение состава конструктора. Правила поведения при ЧС.
Теория: Изучить состав конструктора. Правила поведения при ЧС.
Практика: Обучающиеся самостоятельно раскладывают детали конструктора на подготовленных картах-схемах. Закрепление знаний поведения при ЧС.
5. LEGO – игра «Знакомство с LEGO продолжается»
Теория: Изучить способы работы с набором LEGO.
Практика: Обучающиеся самостоятельно выполняют простые модели из определенных деталей конструктора.
6. Путешествие по LEGO – стране. Исследование новых компонентов LEGO.
Теория: Изучить новые компоненты LEGO.
Практика: Обучающиеся самостоятельно выполняют сортировку деталей по цвету и характеристике детали.
7. Улица полна неожиданностей. ПДД. Путь от школы до дома.
Теория: Изучить правила пешеходов, возможные опасности по дороге от школы до дома и прилегающей территории.
Практика: Обучающиеся самостоятельно выполняют макет маршрута по ПДД.
8. Роботы в медицинских профессиях.
Теория: Изучить и создать роботов медицинских профессий.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов медицинских профессий.
9. Домашние Роботы-Помощники на стройке.
Теория: Изучить и создать роботов помощников применяемых на стройках.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов помощников.
10. Мир домашних животных.
Теория: Изучить особенности создания моделей домашних животных.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают модели домашних животных.
11. Строим ферму.
Теория: Изучить особенности создания построек фермы.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают постройки фермы.
12. Роботы в армии. Подводный флот.
Теория: Изучить и создать роботов, применяемых в армии.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают роботов, применяемых в армии.
13. Постройки городские. Небоскребы.
Теория: Изучить особенности создания городских построек.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают городские постройки.
14. Роботы в сельском хозяйстве. Умная теплица.
Теория: Изучить особенности построек теплицы.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают постройку теплиц.
15. Мир космоса. Космические корабли.
Теория: Изучить особенности создания космических кораблей.
Практика: Обучающиеся самостоятельно создают модель космического корабля.
1.4 Планируемые результаты
Знать:
- правила техники безопасности на занятиях и вне учреждения;
- историю возникновения и развития робототехники;
Уметь:
- соблюдать правильное положение рук при работе;
- соблюдать правильное применение и использование инструментов, материалов и приспособлений;
- самостоятельно выполнять сборку и программирование моделей используя карты-схемы, и без них.
- самостоятельно разрабатывать схемы, макеты, технические чертежи
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№п/п Месяц Число Время проведения занятий Форма занятий Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
График находится в разделе Приложение
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение :
Для организации потребуется:
Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo 9580 – 10 штук.
Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo.
Ноутбуки – 11 штук (10 для обучающихся и 1 для педагога).
Проектор.
Экран или интерактивная доска.
Принтер цветной лазерный
Телевизор с большим экраном
Интернет сеть
Информационное обеспечение:
- интернет источники
- видео источники
- фото источники
- наличие дидактических материалов;
- методические пособия;
- наглядные пособия;
2.3. Формы аттестации и контроля
- мониторинг результатов обучения по программе.
- самостоятельная работа по схемам или картам;
- игровые формы (викторины, конкурсы);
- мастер-классы;
- выставки, соревнования с коллективным обсуждением работ;
- творческие работы индивидуальные, подгрупповые, групповые.
2.4. Оценочные материалы
В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Материалы находятся в разделе «Приложение».
Приложение 1. Тест «Детали Лего».
Критерии оценки
Правильный ответ (выполненное задание) – 2 балла
Ответ с исправлениями (неточности в выполнении задания) – 1 балл
Не знание ответа (не выполнение задания) – 0 баллов
Приложение 2. Задание «Построй цифры из Лего».
Критерии оценки
Правильный ответ (выполненное задание) – 2 балла
Ответ с исправлениями (неточности в выполнении задания) – 1 балл
Не знание ответа (не выполнение задания) – 0 баллов
Приложение 3. Тест «Считаем с Лего»
Критерии оценки
Правильный ответ (выполненное задание) – 2 балла
Ответ с исправлениями (неточности в выполнении задания) – 1 балл
Не знание ответа (не выполнение задания) – 0 баллов
Приложжение 4. Тест «Повтори по образцу»
Критерии оценки
Правильный ответ (выполненное задание) – 2 балла
Ответ с исправлениями (неточности в выполнении задания) – 1 балл
Не знание ответа (не выполнение задания) – 0 баллов
Приложение 5. Тест «Вспомни все изученное»
Критерии оценки
Правильный ответ (выполненное задание) – 2 балла
Ответ с исправлениями (неточности в выполнении задания) – 1 балл
Не знание ответа (не выполнение задания) – 0 баллов
Диагностические методики – разрабатываются по мере изучения тем.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – образовательный процесс строиться с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.
Методы обучения:
- словесные (объяснение, рассказы, беседы, лекции);
- наглядные (демонстрация изделий, иллюстраций, фотографий, видеоматериалов);
- практические (упражнения, выполнение образцов, практическая работа);
- проблемно-поисковые;
-игровые.
Методы воспитания:
- убеждение,
- положительный пример,
- личный пример,
- требование,
- доверие,
- поручение,
- прощение.
Формы организации образовательного процесса:
- коллективные и индивидуальные занятия;
- работа в группах и парах;
- самостоятельная работа по схемам или картам;
- игровые формы (викторины, конкурсы);
- мастер-классы;
- выставки с коллективным обсуждением работ.
Педагогические технологии :
- индивидуализация обучения,
- групповое обучение,
- подгрупповое обучение,
- проектная деятельность
Алгоритм учебного занятия – каждое занятие состоит из трех этапов:
1 – организационный момент, беседа по изученной или изучаемой теме;
2– постановка цели и задач на данное занятие;
3 – практическая работа.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы,
- технологические карты,
- образцы изделий,
- индивидуальные задания;
- методические пособия;
- наглядные пособия;
2.6. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. «Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
2. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
3. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Список литературы для детей:
1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Интернет источники:
https://www.int- edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
https://www.roboclub.ruРобоКлуб
https://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование