КАКИНА АННА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный Математик»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации МО "Майминский район"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Майминский районный центр творчества имени В. Г. Софронова"
Согласовано:
Заведующая МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга»
___/___/
МП Утверждаю:
Директор МБУ ДО «МРЦТ им. В. Г. Софронова»
___ Боксгорн А. В.
Приказ от «___»___2021г.
Принята на заседании педагогического совета от «___»___2021 г.
Протокол № ___
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Юный Математик“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
социально-гуманитарной направленности
«Юный Математик»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Какина Анна Александровна
Педагог дополнительного образования
Майма, 2021 год
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Математика всегда необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т. к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью организованной образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов. Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети, и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы. Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка. Основой для разработки рабочей программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга на 2020-2025 годы СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
• Колесникова Е. В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008
• Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Математика для дошкольников» М. ,1993
• Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
• Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал : Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007
• Новикова В. П., Тихонова Л. И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
• Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Федеральные правовые акты
При составлении Программы учитывалось :
- время занятий по дополнительному образованию детей в МБДОУ Детский сад «Родничок» с. Соузга.
- СанПИН 24.43172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г.)
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09 3242)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга на 2020-2025 годы
Краткая характеристика обучающихся по возрастной физической классификации:
Данная программа предусматривает 1 годичный цикл обучения и рассчитана на ребят дошкольного возраста (5 - 7 лет, занятия проводятся по четвергам.
Длительность одного занятия для старшей (шестой год жизни) занятий продолжительностью не более 25 минут (согласно возрастной норме ОД (занятия).
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-7 лет).
Каждое ОД (занятие) состоит из нескольких частей.
Вводная часть: цель вводной части ОД (занятия) - настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть: цель основной части ОД (занятия) - развитие логико – математического мышления.
Завершающая часть: целью этой части ОД (занятия) является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы
Количество детей в группе составляет 22 человека. Место проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении (д/с «Родничок» с. Соузга, в группе, оснащенной необходимым оборудованием. Сроки освоения данной программы : 2021 - 2022 гг. (1 год).
Набор детей в группу – свободный. Состав - постоянный.
Форма занятий – групповая, т. к. возраст детей дошкольный. При этом материал отбирается в соответствии с возрастом детей.
Срок реализации программы : 1 год
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет.
Программа «Юный Математик» реализуется на основании договора о сетевом взаимодействии, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДОД).
Сроки реализации программы : Сентябрь2021г. – 2022г.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы :
Создание условий для развития математической одарённости у детей, расширения кругозора их математических представлений.
Задачи программы :
1. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2. Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
4. Привить любовь к конкретному предмету – математике.
5. признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие;
6. правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1 «Окружающий мир, как результат труда людей» 4 1 3 Беседа
2 «Количественный состав – страна цифр» 4 1 3 Беседа
3 «Покупаем, продаем и обмениваем»
6 3 3 Выставка работ
4 «Цветик –семицветик»
8 4 4 Беседа
5 «Весёлый счёт»
7 3 4 Беседа
6 «Учимся планировать – по порядку рассчитай»
4 2 2 Беседа
7 «Путешествие Белоснежки – учимся измерять»
3 1 2 Выставка работ
8 Итого: 36 15 21
Организация ООД: проводится 1 раз в неделю по четвергам.
Длительность ООД: старшая группа – 25 минут, подготовительная -30 минут
Форма организации: групповая.
Е Методы работы
-Традиционные
-Комбинированные
-Практические занятия
-Игры, конкурсы
1.4. Планируемые результаты
Занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научаться думать, рассуждать, выполнять умственные операции;
Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения;
Любовь к предмету – математика. Имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
Ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
Имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.).
Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна.
Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Месяц Тема Количество часов Тема Форма занятия Место проведения Форма контроля
теоретических практических МБДОУ «Детский сад»
Родничок»
с. Соузга
Октябрь
07.10.21
«Живая неделя».
10 мин
20
мин
Д/И «Кто ушёл?»
«Поможем Незнайке найти вещи»
«Собираем игрушки для куклы» Беседа
Игра-соревнование Контроль за выполнением
14.10.21 «Сосчитай фигуры». 15
мин
15
мин
Д/И «Сосчитай фигуры»
Работа с раздаточным материалом.
Игра – эстафета «Кто быстрее разложит строительный материал»
Д/И «Составьте целое по его части»
«Собираем игрушки для куклы» Игра -практикум
Упражнения
Контроль за выполнением
21.10.2021 «грибы» 15
мин
15 мин
И/У «Сосчитай грибочки»
«Найди столько же».
«Сосчитай фигуры».
Работа с раздаточным материалом
Дидактическая игра «Запомни и выполни» (слуховой диктант). Практикум
Беседа Контроль за выполнением
28.10.2021 «Волшебные звуки» 20
мин 10
мин «Сосчитай звуки (предметы, движения)».
Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число».
Игровое упражнение «Разложи и расскажи о длине и ширине полосок».
Игровое упражнение «Поставим цилиндры в ряд».
«Найди выход из лабиринта».
Беседа Ситуационные задачки. Контроль за выполнением
Ноябрь
04.11.2021 «Куклы в стране цифр» 15
мин 15
мин Игровое упражнение «Поможем куклам найти цифры».
Игровое упражнение «Составьте число правильно».
Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Игровое упражнение «Строим дороги для машин».
«Где расположен предмет?». Технология
Игра Контроль за выполнением
11.11.2021 «Поход» 15
мин
15
мин
Игровое упражнение «На что похоже?».
Игровое упражнение «Собираемся в поход».
Игровое упражнение «Собери осенний букет».
«Поставим цифры в ряд».
Игровое упражнение «Назови день недели». Игра,
Игра-квест Контроль за выполнением
18.11.2021 «Весёлый урожай» 15
мин
15
мин
Игровое упражнение «Сбор урожая».
Игровое упражнение «Раскладываем урожай».
Игровое упражнение «Разноцветные листья».
Игровое упражнение «Фруктовый пирог».
Практикум
Игра Контроль за выполнением
25.11.2021
«Незнайка и Карандаш» 10
мин
20
мин
Игровое упражнение «Наведем порядок».
Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».
Игровое упражнение «Сколько нас?».
«Поможем Незнайке составить число».
Игровое упражнение «Неделя, стройся». Игра
Беседа
Практикум Контроль за выполнением
Декабрь
02.12.2021 «Цветик – Семицветик» 10
мин
20
мин
Игровое упражнение «Соберем цветик-семицветик».
Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».
Игровое упражнение «Найди цифру».
Игровое упражнение «Назови день недели».
Дидактическая игра «Колумбово яйцо». Игра-эстафета
Беседа Игра Контроль за выполнением
09.12.2021 «Весёлый зоопарк» 15
мин
15
мин
Дидактическая игра «Считай дальше».
Игровое упражнение «Зоопарк».
Игровое упражнение «План зоопарка».
Игровое упражнение «Экскурсия в зоопарк». Игра
Игра-ситуация
Беседа Контроль за выполнением
16.12.2021 «От одного до десяти» 10
мин
20мин
Игровое упражнение «Веселый счет».
Игровое упражнение «Составим числа».
Игровое упражнение «Что тяжелее, что легче?».
Дидактическая игра «Каждой фигуре свой домик».
Беседа,
Игра Контроль за выполнением
23.12.2021 «Мяч и матрёшка» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»
Игровое упражнение «Назови число».
Игровое упражнение «Сколько осталось?».
Игра-практикум
Беседа Контроль за выполнением
30.12.2021 «Мишкина каша» 15
мин
15
мин
Игровое упражнение «Мишкина каша».
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
Дидактическая игра «Назови соседей». Социо-игровая технология Беседа Контроль за выполнением
Январь
13.01.2022 «Поможем Элли вернуться домой» 10
мин 20
мин собрать Дровосека из геометрических фигур. Практикум Контроль за выполнением
20.01.2022 «Алиса и кот Базилио» 15
мин
15
мин
Игровое упражнение «Поможем коту Базилио и лисе Алисе разделить три монеты».
Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?».
Дидактическая игра «Танграм».
Веб-квест,
Игра Контроль за выполнением
27.01.2022 «Составь число» 15
мин
15
мин
Игровое упражнение «По порядку рассчитайтесь».
Игровое упражнение «Заселим дом».
Игровое упражнение «Разложи счетные палочки».
Игровое упражнение «Найди отличия». С. р. и
Беседа Контроль за выполнением
Февраль
03.02.2022 «По порядку рассчитайтесь» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Собери картинку».
Игровое упражнение «Составь неделю». Игровое упражнение Контроль за выполнением
10.02.2022 «Кот Матроскин» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком».
Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».
Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».
Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с медом по весу». Игра –эстафета Контроль за выполнением
17.02.2022
«Весёлые мячи» 15
мин 15
мин Игровое упражнение «Играем с мячами».
Игровое упражнение «Учимся измерять».
Игровое упражнение «Составляем число».
Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку ООД
Беседа Контроль за выполнением
24.02.2022 «Путешествие Белоснежки» 15
мин 15
мин Белоснежка вместе с гномами предлагает детям собрать орешки для белочки
Белоснежка просит детей измерить коврики, лежащие у кроваток гномов
Белоснежка предлагает детям помочь гномам собрать хворост для камина. Игра-квест
Беседа
Март
03.03.2021 «Наведём порядок» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Наведем порядок».
Игровое упражнение «Измеряем беговую дорожку».
Игра- ситуация Беседа Контроль за выполнением
10.03.2022 «Детки у осьминога» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Сколько деток у осьминога».
Игровое упражнение «Играем в прятки с осьминожками». Игровое упражнение «Поможем папе-осьминогу найти своих детей».
Беседа Ситуационные задачки. Контроль за выполнением
17.03.2022 «Команда спортсменов» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Составим команду спортсменов».
Игровое упражнение «На зарядку становись».
Игровое упражнение «Кубы для гимнастов».
Игровое упражнение «Кубы для гимнастов» (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Рисуем план расположения кубов на площадке».
Игра-эстафета,
Практикум
Контроль за выполнением
24.03.2022 «Телефоны экстренной помощи» 10
мин 15
мин Игровое упражнение «Назови число».
Игра Контроль за выполнением
31.03.2022 «Крокодилья считалка» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Крокодилья считалка
. Дидактическая игра «Конструктор».
Игровое упражнение «Чудесное правило» Игра
Беседа Контроль за выполнением
Апрель
07.04.2022 «Познакомим Буратино с монетами» 15
мин 15
мин Игровое упражнение «Познакомим Буратино с монетами».
Работа с раздаточным материалом.
Игровое упражнение «Буратино учится рисовать точки и черточки».
Игра с обручами.
С. Р. И
Игра-практикум Контроль за выполнением
14.04.2022
«Делаем покупки» 15
мин 15
мин Игровое упражнение «Делаем покупки».
Игровое упражнение «Считаем по-разному».
Игровое упражнение «Считаем быстро».
Дидактическая игра «Магазин».
Игровое упражнение «Узнай, сколько пар».
С. Р. И
Практикум Контроль за выполнением
21.04.2022 «Корм для птиц» 15
мин 15
мин Игровое упражнение «Успей вовремя».
Игровое упражнение «Рисуем заборчик».
Игровое упражнение «Покупаем корм для птиц»
. Игровое упражнение «Собираем скворечник».
ООД
Беседа Контроль за выполнением
28.04.2022 «Мука для печенья»
15
ми 15
Мин Игровое упражнение «Готовим муку для выпечки печенья».
Игровое упражнение «Определяем время выпечки».
Игра Контроль за выполнением
Май
05.05.2022 «Построй цифры в ряд»
10
мин 20
мин Игровое упражнение «Построй цифры в ряд».
Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину»
Игровое упражнение «Моделируем фигуры».
Контроль за выполнением
12.05.2022
«Соберёмся вместе» 10
мин 20
мин Игровое упражнение «Соберемся вместе».
Игровое упражнение «Покажи цифры».
Игровое упражнение «Собираем год».
Игровое упражнение «Мастерим геометрические фигуры».
Игровое упражнение «Игра с мячом». Игра –практикум
Практикум Контроль за выполнением
19.05.2022 «Весёлые и находчивые». 10
мин 20
мин Работа по закреплению пройденного материала. ООД
Беседа
Контроль за выполнением
2.2. Условия реализации программы
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий воспитатель должен иметь книги, журналы, различные карточки по темам, материал для игр, макеты денежных купюр различных стран, рекламные буклеты, игрушечные деньги, картинки с ситуациями, др. материалы для показа их детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные воспитанниками;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) индивидуальные карточки.
Кадровое обеспечение осуществляет педагог:
Какина Анна Александровна, образование средне-специальное, профессиональное, соответствии занимаемой должности, стаж педагогической работы 13 лет.
2.3. Формы аттестации
На протяжении всего периода обучения по программе «Юный Математик» результаты отслеживаются через выполнение итогового занятия самостоятельно ребёнком. Результаты аттестации фиксируются отметкой в журнале
2.4. Методические материалы
Особенности реализации образовательного процесса
Работа строится на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность, преемственность, индивидуальность материала, постепенность его усложнения, результативность.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
• игровой.
Формы работы с детьми:
• групповые,
• индивидуальные,
• подгрупповые,
• интегрированные.
Форма подведения итогов:
• выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
• дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
• составление альбома лучших работ.
Мониторинг
Отслеживание уровня развития детей проводиться в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Работа с родителями:
Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы:
Консультации;
папки – передвижки;
индивидуальная беседа;
родительские собрания;
размещение наглядной информации;
анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными образовательными услугами.
2.5 Информационное обеспечение
• Диагностический материал;
• Ноутбук;
• Проектор;
• Музыкальный центр;
• Тестовые задания;
• Карточки с заданиями.
Методическое обеспечение:
• Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000
• Колесникова Е. В. «Математика для детей 5 – 6 лет» ТЦ Сфера, 2015
• Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Математика для дошкольников» М. ,1993
• Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
• Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал : Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007
• Новикова В. П., Тихонова Л. И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
• Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».