Эргашева Ирина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Песочная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП:
1.1. Пояснительная записка;
1.2. Цели и задачи программы;
1.3. Содержание программы;
1.4. Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарно-учебный график;
2.2. Условия реализации программы;
2.3. Формы аттестации;
2.4. Оценочные материалы;
2.5. Методические материалы;
3. Список литературы
Приложение
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик ДООП
1.1 Пояснительная записка.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития ДОО от 04.09.2014 №1726-р
3. СанПиН 2.4.4. 3172-14 (от 04.07.2017г. №41);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 метод. рекомендации по ДООП;
6. Приказ КГАОУ ДО РМЦ №383П от 26.09.2019 об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае;
7. Устав МДОУ № 7;
8. Программа воспитания МДОУ № 7.
Направленность социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование –особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было в раннем возрасте, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Работа по программе «Песочная терапия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Занятия проводятся по подгруппам (4 человека)
Отличительной особенностью программы “ Песочная терапия” является развитием у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Адресат программы
В возрасте 3-4 лет ребенок выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Особенности организации образовательного процесса
Форма объединения детей – кружок, дети одного возраста, состав группы постоянный.
Объём и срок освоения программы.
Период Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество недель Количество часов в год
1 год обучения 1 ч 2 1 ч 36 36 часов
Итого по программе 36 часов
Форма обучения очная
Режим и формы организации занятий. Игровые занятия проводятся один раз в неделю в вечернее время, начиная с октября по май месяц. Занятия проводятся 15-20 минут. Данная программа дополнительного образования рассчитана на работу с детьми 2 младшей группы (3-4года).
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы : развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
Задачи программы :
– учить владеть различными приемами работы с сухим и мокрым песком;
– учить создавать композиции и сюжеты на песке;
– развивать устойчивое внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение;
- продолжать развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- развивать коммуникативные способности и приобретение навыков работы в коллективе;
- снижение тревожности и психофизического напряжения.
1.3Содержание программы
Учебный план
№п/п Название модуля Всего часов Теория Практика Формы промежуточного контроля
1. «Песочная фантазия» 36 занятия - 36 занятий Игра
Сказка
Путешествие
Октябрь
1
«Волшебный лес»
Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме, с признаками осени. Развивать мышление, воображение, речь, моторику рук.
Беседа «Звуки леса» «Осень»
Прослушивание аудиозаписи
Серийное рисование
2
«Волшебный лес»
Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме. Развивать мышление, внимание, воображение, речь, память, моторику рук.
ООД «Дикие животные»
Дидактическая игра «Чьи следы»
Д/г «Как дышит ёжик» (след на песке).
3
«Волшебный лес»
Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме. Развивать мышление, речь, моторику рук. Формировать внутренний эмоциональный комфорт.
Беседа «Что мы знаем о птицах»
Рисование трафаретами
А/г «Полет птиц»
4
«Тучка и дождик»
Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышления, развитие всех ВПФ. Снижение психоэмоционального напряжения.
Беседа «Явления природы»
Рисование (умение рисовать прямые вертикальные линии.
Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).
Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
Группировать по форме, цвету, величине)
Ноябрь
1
«Во саду ли во огороде…»
Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме. Развивать мышление, внимание, воображение, речь, память, моторику рук.
Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него
Составление и обыгрывание композиции «Сад и огород»
2
«Домашние животные»
Расширять представление воспитанников о домашних животных, расширять словарный запас по данной теме. Развивать мелкую моторику рук, ВПФ
Построение и обыгрывание на тему «Домик для кошечки»
П/г «Котята» (напряжение и расслабление мышц спины)
Рисование усиков, лапок кошки. Симметричное отражение линий
3
«Транспорт»
Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме. Развивать мышление, внимание, воображение, речь, память, моторику рук.
ООД «Транспорт»
Рисование колес, дорожек для транспорта (круги, овалы, прямые и волнистые линии).
4
«Семья»
Расширить представления детей о членах семьи, называть их по имени. Развивать ВПФ, мелкую моторику рук, коммуникативные навыки
Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья»
Упражнение с мячом «Кого я люблю» (эмоциональный настрой)
Рисование лица членов семьи. Проговаривание – добрый или злой, почему?
Декабрь
1
«Зима»
Закреплять знания воспитанников о признаках
зимы, развивать разговорную речь, внимание и логическое мышление, развивать речь, умение составлять предложения. Развивать мелкую моторику, воображение, внимание
ООД «Зима»
Игра- забава «Необыкновенные следы», экспериментирование с водой
2
«Профессии»
Познакомить дошкольников с обобщающим понятием «профессии». Дать элементарные знания о работе детского сада, профессиях. Развивать ВПФ, мелкую моторику пальцев рук и тактильно-кинестетической моторики пальцев
ООД «Профессии»
Лепка «Куличики»
Дыхательная гимнастика «Подует ветер»
3
«Новогодние забавы»
Расширить представления дошкольников о играх зимой. Снижение психоэмоционального напряжения, о развитие мелкой моторики рук
Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры»
Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков
4
«Форма»
Продолжать знакомить воспитанников с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание, развивать мелкую моторику и речь.
Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него.
Лепка фигур круг, овал, квадрат, треугольник с формочками и без них.
5
«Новогодний праздник»
Расширять представления о новогоднем празднике, пополнить словарь дошкольников по теме «Зима». Развивать внимание, логическое мышление, познавательные процессы
Просмотр мультфильма «Простоквашино»
Игра- забава «Откопай сюрприз»
Артикуляционная гимнастика «Снежок»
Январь
1
«Размер»
Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, развивать мелкую моторику рук
Сюжетно-ролевая игра в парах «Маленький – большой» на песке
Рисование предметов различной величины, сравнение.
2
«Ориентировка в пространстве»
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя. Развивать ВПФ, мелкую моторику пальцев
ООД «В одной комнате живут…»
Релаксация
Серийное рисование по теме недели
Февраль
1
«Количество»
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного» : находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке. Развивать мелкую моторику рук.
Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк»
Дидактическая игра «Чьи следы»
Артикуляционная гимнастика «Часы»
2
Беседа «Что такое улица»
Обыгрывание композиции «Наша улица»
3
«Осторожно – огонь»
Учить воспитанников основам пожарной безопасности, побеседовать с ними об опасности, которую несут спички, электроприборы. Развитие мелкой моторики рук
ООД «Опасность огня»
Составление и обыгрывание композиции «Тушим пожар»
4
«Наши защитники»
Формировать представления дошкольников о защитниках Отечества. Воспитывать уважение и гордость за свою Родину. Развивать ВПФ и речь
Презентация «Защитники»
Сюжетно – ролевая игра «В поле боя…»
Март
1
«Здоровье»
Формировать представление о ЗОЖ, развивать речевую активность, мелкую моторику рук
Беседа «Здоровье это!»
Рисование продуктов питания по трафарету и без него.
2
«Наши мамы!»
Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете
П/г «Как мы маме помогали»
3
«Весна пришла»
Продолжать знакомить воспитанников со временами года – весна, ее признаками. Развивать диалогическую речь, моторику рук, ВПФ.
Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочная полянка»
Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций.
4
«Город игрушек»
Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме, развивать мышление, внимание, воображение, речь, память, моторику рук.
Читаем на песке – предварительно рисуем животных или предметы, читаем стихотворение, из цикла А. Барто «Игрушки».
5
«Любимая игра»
Обобщить полученные знания, учить формировать свои мысли в маленький рассказ. Развивать диалогическую речь, моторику рук, воображение, логическое мышление
Беседа «Любимые игры со сверстниками»
Коллаж по теме. Релаксация
Апрель
1
«Любопытная Варвара»
П/г «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи).
Лепка маски-эмоции
2
«Космос»
Познакомить воспитанников с праздником – День космонавтики; профессиями – летчик, космонавт. Развивать патриотические чувства, мелкую моторику рук.
Беседа «Космос»
Рисование «Полет на Луну»
Д/и «Мы создаем мир»
3
«Жили- были…»
Вспомнить ранее прочитанную сказку, помочь в ее пересказе. Развивать память, речь, мышление.
Чтение и пересказ сказки «Теремок»
Составление и обыгрывание данной сказки
4
«Путешествие в сказку»
Проигрывание знакомых сказок, развивать диалогическую речь, развивать моторику рук, воображение
Прослушивание сказки в аудиозаписи и обыгрывание в песочнице
Май
1
«Сказочник»
Проигрывание знакомых сказок, развивать диалогическую речь, развивать моторику рук, воображение
Прослушивание сказки в аудиозаписи и обыгрывание в песочнице.
2
«Любимая сказка»
Учить воспитанников сочинять и обыгрывать любимую сказку. Развивать воображение, мышление, речь, моторику рук
Предложить создать свою сказку, самим выбрать героев сказки – обыгрывание.
3
ООД «Цветы»
Конструирование «Поляна из цветов»
Релаксация «Клубочек»
4
«Насекомые»
Дать представление о насекомых, их разнообразии, учить узнавать и называть насекомых по образцу. Развивать память, воображение, мышление
Рисование паука. Составление узора паутины
Прятки с паучком. Задача - найти паучка в песке.
5
«Солнышко лучистое»
Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышления, развитие всех ВПФ. Снижение психоэмоционального напряжения.
Беседа «Явления природы»
Рисование (умение рисовать округлые формы)
Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).
Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
Группировать по форме, цвету, величине)
1.4 Планируемые результаты работы по программе :
Дети научаться и будут уметь:
- владеть различными приемами работы с сухим и мокрым песком, создавать композиции и сюжеты на песке, творческие работы;
-демонстрировать творческие способности и фантазию, пространственное воображение и предметно-логическое мышление;
-научаться коммуникативным способностям и приобретут навыки работы в коллективе.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график кружка «Песочная фантазия»
№
п/п Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Количество часов Форма контроля
1 Октябрь
2022г. 05.10 «Волшебный лес» занятие 15-20мин. Беседа
2 Октябрь
2022г. 12.10 «Волшебный лес» занятие 15-20мин. Творческая работа
3 Октябрь
2022г.
19.10 «Волшебный лес» занятие 15-20мин. Творческая работа
4 Октябрь
2022г.
26.10 «Тучка и дождик» занятие 15-20мин. Творческая работа
5 Ноябрь
2022г. 02.11 «Во саду ли в огороде» занятие 15-20мин. Творческая работа
6 Ноябрь
2022г. 09.11 «Домашние животные» занятие 15-20мин. Творческая работа
7 Ноябрь
2022г. 16.11 «Транспорт» занятие 15-20мин. Творческая работа
8 Ноябрь
2022г. 23.11 «Семья» занятие 15-20мин. Творческая работа
9 Декабрь
2022г. 30.12 «Зима» занятие 15-20мин. Творческая работа
10 Декабрь
2022г. 07.12 «Профессии» занятие 15-20мин. Творческая работа
11 Декабрь
2022г. 14.12 «Новогодние забавы» занятие 15-20мин. Творческая работа
12 Декабрь
2022г. 21.12 «Форма» занятие 15-20мин. Творческая работа
13 Декабрь
2022г. 28.12 «Новогодний праздник» занятие 15-20мин. Творческая работа
14 Январь
2023г. 18.01 «Размер» занятие 15-20мин. Творческая работа
15 Январь
2023г. 25.01 «Ориентировка в пространстве» занятие 15-20мин. Творческая работа
16 Февраль
2023г. 01.01 «Количество» занятие 15-20мин. Творческая работа
17 Февраль
2023г. 08.02 «Что такое улица» занятие 15-20мин. Творческая работа
18 Февраль
2023г. 15.02 «Осторожно-огонь» занятие 15-20мин. Творческая работа
19 Февраль
2023г. 22.02 «Наши защитники» занятие 15-20мин. Творческая работа
20 Март
2023г. 01.03 «Здоровье» занятие 15-20мин. Творческая работа
21 Март
2023г. 15.03 «Наши мамы» занятие 15-20мин. Творческая работа
22 Март
2023г. 15.03 «Весна красна» занятие 15-20мин. Творческая работа
23 Март
2023г. 22.03 «Город игрушек» занятие 15-20мин. Творческая работа
24 Март
2023г. 29.03 «Любимая игра» занятие 15-20мин. Творческая работа
25 Апрель
2023г. 05.04 «Любопытная Варвара» занятие 15-20мин. Творческая работа
26 Апрель
2023г. 12.04 «Космос» занятие 15-20мин. Творческая работа
27 Апрель
2023г. 19.04 «Жили-были» занятие 15-20мин. Творческая работа
28 Апрель
2023г. 26.04 «Путешествие в сказку» занятие 15-20мин. Творческая работа
29 Май
2023г. 26.04 «Сказочник» занятие 15-20мин. Творческая работа
30 Май
2023г. 03.05 «Любимая сказка» занятие 15-20мин. Творческая работа
31 Май
2023г. 10.05 «Цветы» занятие 15-20мин. Творческая работа
32 Май
2023г. 17.05 «Насекомые» занятие 15-20мин. Творческая работа
33 Май
2023г. 24.05 «Солнышко лучистое» занятие 15-20мин. Творческая работа
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Большой водонепроницаемый деревянный ящик-песочница размером50х70 высотой- 8 см., голубого цвета, песок промытый, прокаленный, лопатки,
Коллекция миниатюрных объектов (высота их – не более 10 см)
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т. к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов ребенка.
В набор игрушек входят:
• Человеческие персонажи
• Животные (домашние, дикие, морские и др.)
• Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
• Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
• Насекомые
• Естественные предметы (ракушки, веточки, камни и пр.)
• Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
• Ткань, нитки, тесьма, пластилин, цветная бумага, маркеры, кисточки листы бумаги, пуговицы, палочки, веточки…
• Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
Кадровое обеспечение. Педагогом пройден курс повышения квалификации по направлению песочная терапия, имеет первую квалификационную категорию.
2.3 Формы аттестации
Форма промежуточного контроля – наблюдение за деятельностью детей.
Формы представления результатов через беседу, игру, сказку, путешествие.
2.4 Оценочные материалы
Критерии оценки знаний, умений и навыков детей по программе «Песочная фантазия»
Для выявления степени овладения ребенком навыков в пескотерапии предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по пескотерапии. С этой целью разработаны критерии уровня усвоения программы. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют сформированному уровню усвоения программы, 2балла – на стадии формирования; и 1балл – не сформировано.
Уровни усвоения программы
Сформировано- ребенок владеет различными приемами работы с сухим и мокрым песком; умеет создавать композиции и сюжеты на песке; развито устойчивое внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение; развита мелкая моторика рук и глазомера;
владеет художественным вкусом, творческими способностями и фантазией;
хорошие коммуникативные способности и навык работы в коллективе; эмоционально относится к процессу создания поделки. Работу выполняет самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.
На стадии формирования – ребенок в основном владеет основными приемами работы с сухим и мокрым песком, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается за помощью к педагогу
Не сформировано – характеризуется у ребенка нежелание вовлекаться в процесс игры. Не развито устойчивое внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение; не развита мелкая моторика рук и глазомера;
Не владеет творческими способностями и фантазией; не развиты
коммуникативные способности и навык работы в коллективе; эмоционально относится к процессу создания поделки. Работу не выполняет самостоятельно.
У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
УРОВНИ:
Менее 2 баллов – не сформировано
От 2 до 2,5 баллов – на стадии формирования
3 балла - сформировано
2.5 Методы и приемы обучения.
Методическое обеспечение
Принципы построения педагогического процесса - программа предполагает работу с детьми в очной форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. Вариативность содержания программы осуществляется за счёт технологии индивидуализации обучения, технологии группового обучения и технологии коллективной творческой деятельности.
Методы обучения, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение задания).
Алгоритм занятия
Начало занятий с песком. Опускаю ладони на песок и рассказываю детям о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?» Пусть дети попробует сами рассказать о том, что они чувствуют. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Для того чтобы работа была эффективной, следует соблюдать следующие правила:
• вспоминать с воспитанниками перед каждым занятием правила поведения в работе с песком (не кидаться песком, не оценивать и не портить рисунки других детей)
• установить эмоциональный доверительный контакт с ребенком;
если кто-то из дошкольников отказывается от выполнения задания, не настаивать, не заставлять.
• продолжительность занятий 15-20 минут;
• количество занятий песочной терапии 1 раза в неделю.
3. Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии, -СПб, „Речь", 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. –СПб, 1998.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. -СПб
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб, «Детство-пресс», 2001.
6. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007
7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. -СПб. : Речь,2008.
8. «АRT-коучинг. Техника простых решений (Елена Тарарина.» : Саммит-Книга; Москва;2015.
9. «Песочная терапия : практический старт. Библиотека арт-терапевта (Елена Тарарина,» : Астамир-В; Киев; 2017.
10. https://infourok.ru/
11. https://www.maam.ru/
12. https://pedologiya.ru/
Приложение
План работы с родителями.
Октябрь
Консультация «Арт – терапия, как здоровье сберегающая технология в ДОУ».
Ноябрь
Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия»
Памятка «Интересные игры с песком»
Декабрь
Консультация «Игры с песком и водой с малышами в домашних условиях»
Буклеты «Песочные игры»
Январь
Консультация «Какая польза для детей от игры с песком».
Родительское собрание «Инновационные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Февраль
Памятка для родителей «Игры с песком как средство развития ребенка-дошкольника».
Март
Памятка для родителей «Влияние игр с песком на развитие речи ребенка»
Апрель
Папка – передвижка «Любимые игры с песком!»
Май
Консультация «Игры – опыты с песком и водой»