Марина Овчинникова
Дополнительная образовательная программа «Занимательная сенсорика» познавательной направленности для детей 2–3 года
▼ Скачать
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
Актуальность программы
1. Пояснительная записка
1.1. Цель, задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
1.4. Средства, методы и особенности реализации Программы
1.5. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный план
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Занимательная сенсорика“ познавательной направленности для детей 2–3 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2.2. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
3.2. Методическое обеспечение
3.3. Список литературы.
I.Целевой раздел
Актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо заметил Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие
трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить).
Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
1. Пояснительная записка
Программа «Занимательная сенсорика» (далее Программа) для детей первой младшей группы разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в раннем дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в Программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях. Также Программа направленна на закрепление знаний, полученных на занятиях в образовательной области «Познавательное развитие».
В Программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, с краской, с бумагой, на выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы сенсорного развития является : развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи Программы :
- развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета;
- развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;
- развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
- обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький»;
- закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине;
- познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями;
- дать представления о чередовании предметов по форме.
Направления программы :
- Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
- Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение,воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
- Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком;
- принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Характеристики особенностей развития детей ранний возраст (2 года – 3 года)
Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия.
Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.
Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их
требует определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слуха.
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой.
Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала).
Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Структура и формы организации образовательного процесса
Форма организации занятий:
- подгрупповая (работа группой детей до 10 человек).
Режим занятий: два занятия в неделю по 10 минут каждое.
1.4. Средства, методы и особенности реализации Программы
Методы обучения:
- игровой метод (дидактические игры);
- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- практический – показ способов действия с предметами, эксперимент;
-словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение);
- метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
Формы работы:
- игры (дидактические, развивающие, словесные);
- использование мелких игрушек;
- прослушивание аудиозаписи, использование технических средств;
- использование рассказов, стихов, загадок;
- задания для развития мелкой моторики.
Методы работы: – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
- Игровые приемы (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, логического мышления).
- Практический метод (выполнение работ на заданную тему).
- Наглядный метод ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, демонстрационного материала)
1.5. Планируемые результаты.
Формы подведения итогов реализации программы
Виды и формы контроля освоения программы :
- текущий (игровые тренировочные задания);
- итоговый.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики.
К концу обучения дети должны уметь:
- ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу;
- ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
- использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка)4
- стараться различать на ощупь качество предметов и их называть;
- уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
Возрастная группа 2-3 года
Начало ОП 02.10.2023
Окончание ОП 29.05.2024
Продолжительность всего ОП 33 недели
Количество занятий в неделю 2
Количество занятий в год 66
Продолжительность занятий 10 минут
Диагностика планируемых результатов 11.09.23-23.09.23 14.05.23-25.05.23
2.2. Содержание программы
(тематическое планирование образовательной деятельности)
Сентябрь
Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов, посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
Октябрь Дидактическая
игра «Спрячь мышку».
Знакомство детей с шестью цветами и их названием. Обучение индикации цвета. Листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белый квадрат (8/8см, на котором нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см,игрушка – кошка.
Раздаточный: такой же материал меньшего размера –цветные листы (10/8см, белые квадраты на них (5/5см, цветные
квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка. 1
«Птичка в клетке».
Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение индикации формы. Большие картонные квадрат, круг,квадрат, овал, треугольник,прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки - человечки.
Раздаточный: комплекты игры
«Птички в клетки» -
листы с окошками –геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга, овала, квадрата,
прямоугольника.
Дидактическое упражнение «Накорми мишек».
Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов. Три разных по величине игрушки медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.
Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
Обучение соотносить предметы с учетом цвета и формы.
Листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белые
«окошки» разные по форме (до 5 видов) (8/8см, на которых нарисованы зайцы
(зайки домик, «дверцы» разной формы и соответствующего (10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см, «дверцы» (6/6см, а «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка.
«Кто где спит».
Продолжить знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.
Большие круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.
«Игра с мячами».
Обучение выделению параметров величины предметов.
Раздаточный: для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров.
«Чудесный мешочек».
Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Закрепление знания цветовых оттенков. Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.
«Окраска воды».
Ознакомление детей с
оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями:
«светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2 из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, емкость с водой.
Раздаточный: красная гуашь, по 2 стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки.
Ноябрь
«Какой формы предметы в нашей группе».
Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. Предметы, находящиеся
в групповой комнате.
«Построим башню».
Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.
Демонстрационный: картинки с изображением зверей : медведь, лиса, мышка.
Кубы разной величины (большой, поменьше,самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка.
«Разноцветные комнаты».
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению
цвета с отвлечением от других признаков предмета. У каждого ребенка
карточка (30/20см, разделенная на 6 клеток (10/10см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
«Составные картинки».
Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Образцы рисунков, составленных из
геометрических фигур: елочка, домик, машина, ракета, уточка. Раздаточный:
комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники для составления картинок.
Лото «цвет и форма».
Обучение ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). Материал: шесть карт лото с расположенными в разном порядке 5-тью геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов.
Дидактическая игра «Хвост у петуха».
Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. Демонстрационный:фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета.
Декабрь.
Игровое упражнение «Найди свой домик».
Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше,маленький). Действовать по
словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. Материал: «занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3см) и круглые (диаметром 7, 5, 3см); кубики (2, 4, 6см) и шарики (2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка.
«Радуга».
Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. Картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для
каждого ребенка для завершения «Радуги».
Дидактическая игра «Магазин».
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4, разноцветные прямоугольники(«чеки»).
Дидактическое упражнение «Кто выше».
Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Куклы – девочки разного роста, куб.
«Украшение для ёлочки».
Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. Фланелеграф,
плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных
фигурок елочки и разноцветных елочных шариков.
«Новогодние елочки».
Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины. Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в 5 сантиметров. Такие же комплекты комнат (прямоугольные листы бумаги, узкие картонные полоски (мерки, соответствующие высоте елок и комнат.
Январь
«Кто скорее соберет игрушки».
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.
Дидактическая игра «Игрушки».
«Составные картинки».
Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Образцы рисунков, составленных из
геометрических фигур: елочка, домик, машина, ракета, уточка. Раздаточный:
комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники для составления картинок.
«Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки. 1
«Принеси и покажи».
Продолжать учить приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. Маленькие карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника,квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур.
«Найди свою полянку».
Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые
предметы разных цветов. Большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.
«Как звери выбирали себе место».
Учить различать и называть выбирали себе место». игрушки, изображающие
зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше»,
«поближе», «впереди»,«позади».Игрушки средних размеров.
Февраль
Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».
Обучение выделению параметров величины предметов. 2 ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см.
Дидактическое упражнение «Кто выше».
Обучение правилу соизмерения объектов с использованием
единой точки отсчета. Куклы – девочки разного роста, куб.
«Игровые поручения».
Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные
качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие,
совершенствовать речевое общение. Большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата, машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки.
«Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушки зайцы, сенсорный куб с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
«Назови геометрическую фигуру».
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
«Прыг – скок по дорожке».
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки. 1
«Сортировка»
Развивать у детей восприятие в связи с визуальными представлениями. Шары разного цвета.
«Найди предмет такой же формы».
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Март
«Соберем фрукты»
Учить различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие, две корзинки (большая и маленькая).
Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в
плоскостном варианте (фрукты крупные и
мелкие и корзинки большие и маленькие).
Игровое упражнение «Найди свой домик».
Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по
словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. «Занимательная коробочка», с прорезями трех размеров: квадратные (7, 5, 3см) и круглые (диаметром 7, 5, 3см); кубики (2, 4, 6см) и шарики (2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка.
«Что лежит в мешочке?».
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
«Платочек для мамы».
Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических ребенка фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук, клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец «платочка».
«Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы и морковка разных размеров. 1
«Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки. 1
«Огоньки ночью». Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.
«Волшебный поднос».
Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.
Апрель
«Сделаем куклам бусы».
Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. Игровое упражнение «Найди свой домик».
Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по
словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
«Радуга» Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них
голубой цвет. Картинка «Радуга»,фланелеграф, комплект из отдельных полос
«Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой,
комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги».
«Шарики»
Учить подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.
«Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик). Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
«Кто скорее соберет игрушки».
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.
Дидактическая игра «Игрушки».
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Грецкие орехи.
Май
«Короткий – длинный». Развивать навыки различать понятия «длинный» и «короткий» в построении фигур из палочек. Счетные палочки.
«Как звери выбирали себе место».
Учить различать и называть игрушки, изображающие
зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», «впереди», «позади». Игрушки средних размеров.
Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов, посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение:
- разные виды ткани;
- разнообразные крупы, грецкие орехи;
- бельевые прищепки;
- цветной картон, цветная бумага;
- гуашевые краски, кисти, непроливайки;
- наборы геометрических фигур объемные и плоскостные;
- демонстрационный материал;
- дидактические игры;
- трафареты с геометрическими фигурами, животными;
- картинки – домик, забор, флажок, цветок;
- счетные палочки.
3.2. Методическое обеспечение программы :
Методика проведения групповых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе прохождения Программы реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Методы работы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
- Игровые приемы (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, логического мышления).
- Практический метод (выполнение работ на заданную тему).
- Наглядный метод ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, демонстрационного материала).
.