Любовь Артеменко (Лезина)
Дополнительная образовательная программа «Веселый язычок» для детей 5–7 с косоглазием и амблиопией
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. Благодаря зрению, он свободно ориентируется в пространстве и с самого рождения ребенка все его действия и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. В формировании звукопроизношения важное значение имеет рассмотрение анатомно-физиологических и психических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Веселый язычок“ для детей 5–7 с косоглазием и амблиопией» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Речь осуществляется деятельностью сложного анатомно-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов, и все органы речи неразрывно взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти и недостаточной сформированностью речевого или фонематического слуха, способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя уже в значительной степени, ребенок овладевает речью, но она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Полноценное усвоение звукопроизношения тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письменной речи различной тяжести в школе, понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу правильно читать и писать. Все дети проходят стадии первоначального обучения, на котором у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но у детей, имеющих нарушение зрения, процесс формирования устной и письменной речи осложняется за счет дефекта зрения, изменяется темп развития, нарушается словарно – семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Если недостаточно развито звукопроизношение, то у ребенка возможны нарушения и других компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, которые могут привести к нарушению письма и чтения в школе.
Одним из средств формирования звукопроизношения видится такая организация коррекционно-воспитательного процесса, когда задачи формирования правильного звукопроизношения по автоматизации и дифференциации тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты, дидактические игры и упражнения. Роль упражнений и игр в коррекционной работе велика, так как у детей с нарушением зрения значительно позже формируются предпосылки игровой деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
У детей старшего возраста с нарушением зрения имеется база определенных речевых умений и навыков, достаточно большой словарный запас. Но детям, имеющим тяжелые речевые дефекты недостаточно индивидуальных занятий, предусмотренных основной образовательной программой, им требуется дополнительная помощь. Поэтому возникла необходимость создания дополнительной образовательной программы, которая будет раскрывать сущность логопедического воздействия на ребенка с нарушением зрения и заключаться в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. При подготовке и проведении индивидуального занятия учитываются коррекционные офтальмологические требования и рекомендации:
• формулировка темы и цели занятия;
• определённость этапов занятия, их взаимосвязь и последовательность;
• постепенность усложнения лексического и грамматического материала;
• разнообразие занятия при помощи игр и игровых приёмов;
• использование специальной наглядности, дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
• выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения;
• индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, уровня развития и возможностей ребенка с нарушением зрения;
• краткость и чёткость формулируемых инструкций для детей с нарушением зрения;
• положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.
Отличительные особенности.
Данные рекомендации не учитывались авторами различных программ и методик, потому что они разработаны для детей с нормой, а для детей с нарушением зрения программ по формированию правильного звукопроизношения нет.
Программа отражает систему коррекционной работы, по воспитанию у детей с нарушением зрения правильного звукопроизношения и включает комплекс логопедических занятий со специальным инструментарием (постановочные зонды, использование аудиозаписей, ТСО, соблюдая офтальмологические требования и рекомендации при организации деятельности с ребенком, имеющим нарушение зрения.
Направленность данной Программы - преодоление речевых нарушений и развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения, способствующих успешной социализации ребенка в общество нормально видящих сверстников.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры, что обуславливает развитие коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка с нарушением зрения. Как показывают исследования речевой деятельности детей с нарушением зрения (Л. И. Плаксина, Е. А. Лапп, М. Е. Хватцев, С. Л. Шапиро, А. Д. Шипило, О. Е. Левина и др.) – предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте, именно возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха.
Целью программы является гармоничное формирование личности ребенка с нарушением зрения с учетом необходимости преодоления или компенсации его речевого дефекта, а также освоение коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи программы :
Обучающие:
• Повысить качество произносимых звуков у детей с нарушением зрения.
• Формировать первоначальные навыки звукового анализа.
• Автоматизировать произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях.
Развивающие:
• Нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования, дыхания, выработки подвижности речевого аппарата.
• Развитие умения выделять нужный звук в речи, находить его место в слове, сравнивать со звуками, сходными по произношению.
• Развитие фонематического восприятия и слуха.
• Развитие неречевых психических процессов, мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
• Совершенствование и развитие психологических предпосылок к обучению.
Коррекционные:
• Развитие зрительно-двигательной координации ребенка с нарушением зрения.
• Развитие слухового внимания.
• Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова).
• Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).
Возраст детей. Данная Программа предназначена для индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7) с нарушением зрения, имеющих тяжелые либо незначительные речевые дефекты.
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий. Учитывая требования СанПиН 2.4.1.3049-13 к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня, индивидуальные занятия организуются во вторую половину дня. Их периодичность составляет не чаще 2-х раз в неделю, продолжительностью не более 20 минут. Последовательность изучения звуков, количество занятий, отведённое на каждый звук, определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей с нарушениями зрения и может меняться по усмотрению педагога. Набор детей с нарушениями зрения для индивидуальных занятий осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк, учителя-дефектолога (логопеда, запросу родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Реализация данной Программы, предполагает достижение следующих результатов:
• правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
• чёткая дифференциация всех изученных звуков;
• воспроизведение слов сложного слогового состава;
• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа воспитанников с нарушением зрения;
• совершенствование лексико-грамматических конструкций;
• развитие коммуникативных навыков.
Успешность овладения содержания Программы ребёнком с нарушением зрения отслеживается с помощью диагностического обследования, которое проводится в начале, середине и конце года. Для проведения логопедического обследования использована адаптированная на детей с нарушением зрения диагностическая методика, на основе материалов В. М. Акименко.
Полученные данные фиксируются в таблицах логопедического обследования.
Формы подведения итогов:
Выступление детей на родительских собраниях, утренниках, выпускном балу, театрализованное представление к 8 марта «Золушка спешит на бал», «Теремок».
Работа с родителями предполагает индивидуальные консультации, обновление информации в папках-передвижках «Пальчиковая гимнастика», «Учим стихи, играючи», «Я учусь рассказывать».
Содержание индивидуальных логопедических занятий, подбор речевого и практического материала, которое делает занятия не только интересными, но и максимально продуктивными с высокой речевой активностью ребёнка с нарушением зрения отражены в учебно-тематический плане.
Список используемой литературы:
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Аннотация Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада под редакцией Л. И. Плаксиной.
3. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М. : В Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
4. Комарова Л. А. «Автоматизация звука С (З, Л, Р, Ч, Ш) в игровых упражнениях».
5. Лапп Е. А. «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения. Планирование и конспекты»