Елена Терлак
Дополнительная образовательная программа по классическому танцу «Маленькая Терпсихора»
▼ Скачать +Заказ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы. Описание предмета
Танец – вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально – организованное движение. Особенности искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела (скульптурно – графическую выразительность движений, жестов, поз - танцовщика).
Публикация «Дополнительная образовательная программа по классическому танцу „Маленькая Терпсихора“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Классический танец по праву считается главным в процессе подготовки тела танцовщика любого профиля. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа является единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.
Классический танец – главное средство в обучении танцовщика любого профиля, в развитии его двигательного аппарата. Все элементы основаны на биомеханическом принципе «выворотности ног». Этот принцип создает эстетическое совершенство классического танца.
Актуальность программы
Актуальность изучения курса заключается в постоянной и последовательной тренировке костного и суставно-мышечного аппарата, а также психическая настройка обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности.
Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развивались другие танцевальные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. Синтез элементов классического экзерсиса – сценический фундамент многообразия танца.
Данная программа модифицированная. В основу программы взяты следующие методические пособия:
• Никифорова А. В. Советы педагога классического танца – С-Пб., 2002.
• Сафронова Л. Уроки классического танца – С-Пб., 2003.
Новизна программы
Новизна данного курса заключается в личностно – ориентированном подходе к образовательному процессу и развитии творческой инициативы обучаемого.
Связь с предметами общеобразовательной школы
На уроках классического танца дети знакомятся с такими математическими понятиями как круг, диагональ, градус угла, ось, пространственными характеристиками и т. д. Происхождение классического танца, тесно связано с предметами - история, МХК и география. Так как терминология классического танца основана на французском языке, ученики знакомятся с произношением и значением слов иностранного языка.
Цель программы
Создать условия для развития творческих способностей, обеспечить последовательность и непрерывность обучения, воспитать гармонически развитую личность.
Задачи программы :
I. Образовательные :
• Освоение творческих навыков, умение владеть «инструментом» своего тела.
• Обеспечение последовательности и непрерывности обучения танцевальному мастерству.
II. Воспитательные:
• Совершенствование специальных физических и духовных качеств, как основы воспитания характера будущего танцовщика.
• Обучение понимать и воспринимать окружающий мир хореографического искусства, формировать художественный вкус.
III. Развивающие:
• Способствование оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
• Формирование правильной осанки.
• Развитие танцевальных способностей, подготовка учащихся к более осознанному восприятию танцевальных движений, их правильному выполнению.
IV. Здоровьесберегающая:
• Содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
• Соблюдение подачи правильной нагрузки на различные группы мышц
Характеристика программы
Тип – дополнительная образовательная программа;
Вид – модифицированная;
Направленность – художественно – эстетическая;
Классификация :
по признаку «обще - профессиональное» - обшеразвивающая;
по характеру деятельности – познавательная;
по возрастному принципу – разновозрастная;
по масштабу деятельности – учрежденческая;
по срокам реализации – 6 лет.
Организационно – педагогические основы обучения
Основной формой учебно – воспитательного процесса является групповое занятие продолжительностью два спаренных урока по 40 минут. Занятия посещают дети, обучающиеся на отделении хореографии. Возраст детей от 7 до 14 лет. Срок реализации – 6 лет.
Режим занятий
Обучение танцевальным навыкам в классе хореографии проводится в рамках предмета «классический танец» на групповых занятиях, продолжительностью два урока по 40 минут.
Обучение детей имеет личностно-ориентированную направленность, учитываются индивидуальные способности и характер обучающихся. Кроме проведения групповых занятий, программой предусмотрены такие формы образовательного процесса, как посещение концертов, выставок, участие в конкурсах и фестивалях.
Необходимое оборудование
1. Просторный проветриваемый класс, из расчета 3 кв. м. на человека.
2. Высокие зеркала (2-2,5м.) от пола, во всю стену, на три стены.
3. Рабочие палки (станки) : высота - 90 и 110 см. от пола, 4 – 5 см. в диаметре.
4. Инструмент - фортепиано.
5. Танцевальная обувь : балетки, пуанты.
6. Тренировочная форма.
7. Аудио и видео аппаратура.
Продолжительность обучения
Предмет Класс Недельная нагрузка Всего недель (35)
Классический танец
1класс- 4 ч. в неделю
всего 140 ч. в год
2класс- 4 ч. в неделю
всего 140 ч. в год
3класс- 4 ч. в неделю
всего 140 ч. в год
4класс- 4 ч. в неделю
всего 140 ч. в год
5класс- 4 ч. в неделю
всего 140 ч. в год
6класс- 4 ч. в неделю
всего 140 ч. в год
Всего 840 ч.
Ожидаемые результаты обучения
Выпускник, заканчивающий отделение хореографии ДШИ, должен быть:
• Активным участником художественной самодеятельности, пропагандирующим хореографическое искусство.
• Танцовщиком – любителем, владеющим искусством хореографии, умело использующим своими знаниями и умениями.
• Творческой, коммуникабельной личностью, стремящейся к самосовершенствованию и прогрессированию.
Вследствие регулярных занятий должны формироваться физические и духовные качества (правильная осанка, крепкий мышечный каркас, эмоциональная выдержка, внутренняя воспитанность, чувство такта, обучающиеся должны самостоятельно правильно исполнять танцевальные движения, включенные в экзерсис классического танца, уметь анализировать свое исполнение.
Учебно – тематический план
1-й год обучения
Тема Общее количество часов В том числе
Теории Практики
Экзерсис у палки 60 4 56
Экзерсис на середине зала
40 3 37
Allegro (прыжки) 40 3 37
итого 140 10 130
Содержание
Тема 1. Экзерсис у палки 60 ч.
Теория. Объяснение терминологии, объяснение правильности
исполнения упражнений.
Практика. Выполнение упражнений у палки (см. приложение 1й класс «экзерсис у палки»).
Тема 2. Экзерсис на середине зала 40 часов.
Теория. Объяснение терминологии, объяснение правильности
исполнения упражнений.
Практика. Выполнение упражнений на середине зала. (см. приложение 1й класс «экзерсис на середине зала».
Тема 3. Allegro (прыжки) 40 часов.
Теория. Объяснение терминологии, объяснение правильности
исполнения упражнений.
Практика. (см. приложение 1й класс «прыжки allegro»).
Учебно – тематический план
2-й год обучения.
Тема Общее количество часов В том числе
Теории Практики
Экзерсис у палки 60 3 57
Экзерсис на середине зала 40 2 38
Allegro (прыжки) 40 2 38
итого 140 7 133
Содержание
Тема 1. Экзерсис у палки 60 часов.
Теория. Предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений у палки (смотри приложение 2й класс «экзерсис у палки»).
Тема 2. Экзерсис на середине зала 40 часов.
Теория. Предупреждение ошибок при исполнении упражнений на середине зала.
Практика. Выполнение упражнений на середине зала (смотри приложение 2й класс «экзерсис на середине зала»).
Тема 3. Allegro (прыжки) 40 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых прыжков, предупреждение возможных ошибок при выполнении упражнений.
Практика. Выполнение прыжков (см. приложение 2й класс allegro).
Учебно – тематический план
3-й год обучения
Тема
Общее количество часов В том числе
Теории Практики
Экзерсис у палки 60 3 37
Экзерсис на середине зала 30 2 28
Allegro (прыжки) 30 2 28
Экзерсис на пальцах 20 1 19
итого 140 8 132
Содержание
Тема 1. Экзерсис у палки 60 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых упражнений, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений у палки (см. приложение 3й класс «экзерсис у палки).
Тема 2. Экзерсис на середине зала 30 часов.
Теория. Предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений на середине зала.
Практика. Выполнение упражнений на середине зала (см. приложение 3й класс «экзерсис на середине зала»).
Тема 3. Allegro (прыжки) 30 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых упражнений, предупреждение возможных ошибок при исполнении прыжков.
Практика. Выполнение прыжков (см. приложение 3й класс «allegro»).
Тема 4. Экзерсис на пальцах 20 часов.
Теория. Объяснение выполнения упражнений на пальцах.
Практика. Выполнение упражнений на пальцах (см. приложение 3й класс «экзерсис на пальцах»).
Учебно – тематический план
4-й год обучения
Тема Общее количество часов В том числе
Теории Практики
Экзерсис у палки 50 2 48
Экзерсис на середине зала 30 2 28
Allegro (прыжки) 30 2 28
Экзерсис на пальцах 30 2 28
итого 140 8 132
Содержание
Тема 1. Экзерсис у палки 50 часов.
Теория. Предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений у палки (см. приложение 4й класс «экзерсис у палки»).
Тема 2. Экзерсис на середине зала 30 часов.
Теория. Объяснение новых связок упражнений, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений на середине зала.
Практика. Выполнение упражнений на середине зала (см. приложение 4й класс «экзерсис на середине зала»).
Тема 3. Allegro (прыжки) 30 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых прыжков, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений (см. приложение 4й класс «allegro»).
Тема 4. экзерсис на пальцах 30 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых упражнений на пальцах, предупреждение возможных ошибок.
Практика. Выполнение упражнений на пальцах (см. приложение 4й класс «экзерсис на пальцах»).
Учебно – тематический план
5-й год обучения
Тема Общее количество часов В том числе
Теории Практики
Экзерсис у палки 34 4 30
Экзерсис на середине зала 36 6 30
Allegro (прыжки) 36 4 30
Экзерсис на пальцах 34 6 30
итого 140 20 120
Содержание
Тема 1. Экзерсис у палки 34 часов.
Теория. Предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений у палки (см. приложение 5й класс «экзерсис у палки»).
Тема 2. Экзерсис на середине зала 36 часов.
Теория. Объяснение новых связок упражнений, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений на середине зала.
Практика. Выполнение упражнений на середине зала (см. приложение 5й класс «экзерсис на середине зала»).
Тема 3. Allegro (прыжки) 36 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых прыжков, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений (см. приложение 5й класс «allegro»).
Тема 4. экзерсис на пальцах 34 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых упражнений на пальцах, предупреждение возможных ошибок.
Практика. Выполнение упражнений на пальцах (см. приложение 5й класс «экзерсис на пальцах»).
Учебно – тематический план
6-й год обучения.
Тема Общее количество часов В том числе
Теории Практики
Экзерсис у палки 35 5 30
Экзерсис на середине зала 35 5 30
Allegro (прыжки) 35 5 30
Экзерсис на пальцах 35 5 30
итого 140 20 120
Содержание
Тема 1. Экзерсис у палки 35 часов.
Теория. Предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений у палки (см. приложение 6й класс «экзерсис у палки»).
Тема 2. Экзерсис на середине зала 35 часов.
Теория. Объяснение новых связок упражнений, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений на середине зала.
Практика. Выполнение упражнений на середине зала (см. приложение 6й класс «экзерсис на середине зала»).
Тема 3. Allegro (прыжки) 35 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых прыжков, предупреждение возможных ошибок при исполнении упражнений.
Практика. Выполнение упражнений (см. приложение 6й класс «allegro»).
Тема 4. экзерсис на пальцах 35 часов.
Теория. Объяснение терминологии новых упражнений на пальцах, предупреждение возможных ошибок.
Практика. Выполнение упражнений на пальцах (см. приложение 6й класс «экзерсис на пальцах»).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов является экзамен. В конце учебного года выставляется итоговая оценка на основе полугодовых и экзаменационных.
В течение промежуточной аттестации обучающиеся сдают контрольный урок 1 раз в год в конце первого полугодия во 2-ом и 4-ом классах, и экзамен в конце учебного года в 1-ом, 3-ем, 5-ом и 6-ом классах. Обучающиеся показывают приобретенные навыки в групповом уроке.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Методика организации учебно-воспитательного процесса строится с учётом психофизических способностей обучающихся. Индивидуальный подход к воспитанию, обучению и развитию каждого ребёнка позволяет педагогу заложить правильную основу, определить максимальные пути для максимально высокого уровня развития, соответствующие возрастным особенностям. Индивидуальный подход создаёт условия, при которых каждый ребёнок имеет право на собственное мнение, ощутить атмосферу творчества, радости.
Выявление одаренности детей проходит уже в начальных классах, с ними ведется работа по подготовке к поступлению в профильные учебные заведения.
Для полной реализации способностей обучающихся допускается вариативность в процессе обучения, которая выражается в изменении объёма изучаемого материала. Количество изучаемых музыкальных произведений записывается в индивидуальный маршрут обучающегося, где фиксируется самооценка ребёнка с рекомендациями педагога.
Для успешного обучения и воспитания необходимо широко применять важнейшие принципы дидактики:
- принцип систематического и последовательного обучения: этот
дидактический принцип включают в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым, изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением необходимого обобщения. Этот принцип означает также правильное планирование работы с обучающимися и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также верно сбалансированного соотношения учебно-педагогического и художественного материала.
- принцип сознательного усвоения знаний: это антипод авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренинга по формуле «чем больше, тем лучше». Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, и постепенно у обучающихся формируется собственный подход к изучаемому произведению, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления.
- принцип прочного усвоения знаний: это последовательное накопление музыкальных знаний и умений.
- принцип доступности обучения: связан с необходимостью учитывать возрастные особенности обучающихся.
- принцип наглядности обучения: служит «внешней стороной внутренних действий совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» (А. М. Леонтьев) В музыкальной педагогике используются в основном два вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение.
- принцип индивидуального подхода: подразумевает развитие присущих каждому обучающемуся черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность.
- принцип активности: выдвигается как необходимость активной деятельности обучающихся на всех стадиях учебного процесса.
Необходимо отметить тесную связь вышеперечисленных принципов между собой и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другим, а получить наиболее оптимальный результат можно только при творческом применении дидактических принципов и разнообразных методов обучения.
- словесные: беседа, рассказ, объяснение, лекция.
- наглядно-демонстрационные: педагогический показ, показ другим ученикам, посещение концертов, изучение видеозаписей.
- метод сравнения: анализ вариантов игры обучающегося, записанного под кассету.
Критерии оценивания
Оценка «5» - отличные знания комбинации, правильное исполнение, знание на названия упражнения на французском языке и его перевод.
Оценка «4» - знание комбинации, исполнение не совсем верное (недотяну-
той стопой, не совсем выворотно, знание названия упражнения на французском языке и его перевод.
Оценка «3» - знание комбинации, не правильное исполнение, не знание названия упражнения на французском языке и его перевод.
Оценка «2» - не знание комбинации, не правильное исполнение, не знание названия упражнения на французском языке и его перевод
Оценка «1» - отказ выполнять упражнения и требования педагога.
Выступление на концертах и фестивалях
К выступлениям на концертах и фестивалях допускаются обучающиеся с высоким и средним уровнем. Такие дети обладают артистичностью, исполнительской свободой, т. е., всеми навыками концертного выступления.
Обучающиеся с низким уровнем исполнения к концертам не допускаются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова Н. П. «Классический танец» - Л., 1975г
2. Богданов – Березовский В., Ваганова А. «Классический танец» - М., Л., 1950г
3. Громов Ю. И. «Работа педагога в детском хореографическом коллективе» - Л., 1963г
4. Кастровицкая В., Писарев А.»Школа классического танца» - Л., 1981г
5. Базарова Н. П. «Азбука классического танца» - М., Л., 2001г
6. Сафронова Л. «Уроки классического танца» - С-Пб., 2003г
7. А. Мессерер «Уроки классического танца» - С-Пб., М., К., 2004г
8. Звездочкин А. «Классический танец» - Ростов на Дону, 2003г
9. Громов Ю. ,Сапогов А. ,Тарасова Н. ,и др. «Основы педагогики-специалистов хореографов» - С-Пб., 2006г