Елена Жданова
Дополнительная образовательная программа по хореографии «Азбука танца» возраст воспитанников 6–7 лет. Срок реализации 1 год
Составитель:
музыкальный руководитель
Жданова Елена Николаевна
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Задачи образовательной деятельности
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
1.5. Общие ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Режим занятий, учебный план, расписание
2.2. Учебно-тематический план
2.3. Формы организации деятельности воспитанников на занятии
2.4. Содержание разделов
3. Организационный раздел
Публикация «Дополнительная образовательная программа по хореографии „Азбука танца“ возраст воспитанников 6–7 лет, Срок реализации 1 год» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
3.1. Методическое обеспечение программы
3.2. Список литературы
Приложение
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Азбука танца" Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 комбинированного вида г. Новый Оскол Белгородской области " предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6-7 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам в их творческом самовыражении и проявлении себя посредством пластики, ритмики и импровизации.
Направленность программы художественно-эстетическая, которая направлена
-на приобщение детей 6–7 лет к основам хореографического искусства;
-выявление одаренных детей с целью развития их творческих
способностей;
-формирование гармонично и всесторонне развитой личности в
процессе овладения искусством танца,
-развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
-развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Азбука танца" разработана на основании следующего нормативно-правового обеспечения:
-ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации";
-приказ от 09 ноября 2018года № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам";
-письмом департамента общего образования от 28 февраля 2014года № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования ";
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам";
-письмом Министерства и образования науки РФ от 11 декабря № 06-1814 "о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
- Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660)
Новизна данной дополнительной образовательной программы
заключается в комплексном использовании трех методов: метода
музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса. Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.
Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных : гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Азбука танца» определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию старшие дошкольники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства- в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.
Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства. Основой программы является танцевально-игровой комплекс «СА-ФИ-ДАНСЕ» Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на формирование у детей танцевальных движений, способствует развитию выдумки, творческой инициативы. Модифицированная программа рассчитана на 110 ч. в год, по 3 занятия в неделю. Длительность занятий: 30 минут соответственно (СанПиН2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013года).
Процесс обучения осуществляется по учебно-тематическому плану, определяющему количество и содержание образовательной деятельности в месяц (12-14 занятий)
1.2. Задачи:
Обучающие:
-обучить основам партерной гимнастики;
-обучить простейшим элементам классического и народного танца;
-обучить элементам музыкальной грамоты;
-познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
-способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
-развивать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
-развивать интерес к танцевальному искусству;
-развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
-развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
-развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
-развивать художественный вкус.
Воспитательные :
-воспитать культуру поведения и общения;
-воспитать умение ребенка работать в коллективе;
-заложить основы становления эстетически развитой личности;
-воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Оздоровительные:
-укрепление здоровья детей.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет:
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети старшего возраста способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
Основные принципы построения программы :
- Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий.
- Принцип «от простого – к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкально-ритмическими играми.
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.
- Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время исполнения танца.
- Принцип сотворчества педагога и воспитанника : взаимодействие педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.
Необходимыми условиями по организации педагогического процесса является:
использование современных технологий организации педагогического процесса;
знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством, особенностями танцевальных движений, отличительными особенностями национальных костюмов.
1.5. Общие ожидаемые результаты
Дошкольник будет знать:
-музыкальные размеры, темп и характер музыки;
-хореографические названия изученных элементов;
-требования к внешнему виду на занятиях;
-знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь :
-воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
-владеть корпусом во время исполнения движений;
-ориентироваться в пространстве;
-координировать свои движения;
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников.
2. Содержательный раздел
2.1. Режим занятий:
Занятия проводятся три раза в неделю. Длительность одного учебного часа для детей 6-7 лет составляет 30 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 г. Москва об утверждении СанПин 2.4.1.3040-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций")
Учебный план
№пп Возраст детей Колличество занятий
Дошкольники 6-7 лет В неделю В месяц В год
3 12-14 110
Расписание
№пп День недели Время Возраст
1. Понедельник 16.55-17.25 6-7 лет
2. Вторник 16.45-17.15 6-7 лет
3. Среда 16.50-17.20 6-7 лет
2.2. Учебно-тематический план "Азбука танца"(для детей 6-7 лет)
№пп Разделы программы Количество занятий по разделам
1. Ритмика 15
2. Гимнастика 15
3. Танцы 25
4. Танцевально-ритмическая гимнастика 25
5. Музыкально-ритмические игры 20
6. Игры-путешествия 10
Всего часов 110
Решение программных задач осуществляется в форме:
-хореографическая деятельность;
-познавательное занятие;
-комбинированное занятие;
-игра, праздник, конкурс, фестиваль;
-концерт.
2.3. Формы организации деятельности воспитанников на занятии :
-в парах;
-групповая;
-индивидуально–групповая;
-ансамблевая.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
-музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
-пляски: парные, тематические;
-хороводы
-построения, перестроения;
-упражнения с предметами, с шарами, лентами, цветами, мячами;
-задания на танцевально-игровое творчество.
2.4. Содержание разделов программы
Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и
правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
Раздел «Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев : народного, современного и ритмического.
Раздел «Танцевально – ритмическая гимнастика» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Музыкально – подвижные игры» является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
Раздел «Игры – путешествия» (сюжетные занятия) включают в себя все виды подвижной деятельности. Служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, побывать где захочешь и увидеть что хочешь, стать кем мечтаешь.
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы включает в себя комплекс специально разработанных игр, упражнений и танцевальных элементов, основанных на классическом, народном и современном стиле. Репертуар программы отражен в перспективно-календарном плане.
В процессе работы используются информационно-методические материалы:
-подборка информационной и справочной литературы;
-сценарии массовых мероприятий и игровых занятий, разработанных для досуга воспитанников;
-наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);
-диагностические методики для определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей;
-новые педагогические технологии в образовательном процессе (сотрудничество педагога с обучающимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого проекта).
3.2. Список литературы
1. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2010.
2. А. И. Бурениной. «Ритмическая мозаика» 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.
3. Каплунова И. М. и Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.
4. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М. : Физкультура и спорт, 1985.
5. Лифиц И. В. Ритмика: Учебное пособие. – М. : Академия, 1999.
6. Нестерюк Т. В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.
7. Ротэрс Т. Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М. : Просвещение, 1989.
8. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М. : 1972.
9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.
10. Шевченко Ю. С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
11. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
12. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2006. - 272 с.
13. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб. : Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей
(по А. И. Бурениной)
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста определяют разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Диагностика детей 6- 7 года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что -то приговаривают, после выполнения
упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по вне-шним проявлениям (Э-1, Э—5).
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне, о его состоянии на данный момент по типичности или нетипичности поведения и т. д.
Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только
пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти : музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д.
Запаздывание, задержка и медлительность отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом : N — норма (5 баллов); В (возбудимость, 3 (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т. д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).
результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.