Анастасия Москаленко
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная мозайка» для детей от 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
для детей старшего дошкольного возраста с 3 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
г. Челябинск
2017 г.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Музыкальная мозайка“ для детей от 3–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Ритмика - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне, окружающей действительность;
- формировать эстетический вкус;
- развивать познавательное отношение к действительности.
Движение под музыку дополняет этот ряд:- дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение;
- создает приподнятое настроение;
- развивает активность, инициативу;
- развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.
Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изучены И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедовым и др.
На разминке переходим от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям, а также используем прием контраста для развития быстрого переключения.
Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме, дети постепенно приобщаются к миру прекрасного.
Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности. В свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, польку, передавать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации.
В программу «Музыкальная мозайка» включены детские спортивные танцы, танцы – импровизации. Данная программа своим содержанием выходит за рамки Основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ своим наполнением (используемые танцевальные движения, объем танцевального материала, репертуаром (в основном современные музыкально-ритмические композиции). Поэтому, предполагается реализация программы «Музыкальная мозайка» дополнительно, на платной основе, на основании заявления законных представителей детей, посещающих ДОУ.
Программа по ритмике
Цель:
• углубление и дифференциация восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и развитие на этой основе навыков выразительного движения;
• обретение опыта публичных выступлений;
• способствовать владению детьми своим телом, красивой осанке, грациозной походке, развивать координацию движений, музыкальность, гибкость и выносливость.
Задачи программы:
способствовать восприятию детьми динамики развития музыкальных образов и выражения их в движениях, согласованию движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
способствовать развитию музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
способствовать развитию творческих способностей в области искусства танца: способность оценки собственного движения и товарищей, умение придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.